РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (обобщение опыта работы)

Подготовила
учитель русского языка и литературы
МБОУ Жуковской СОШ №1
им.Б.В.Белявского
Помогаева Ирина Александровна

«Читать и не понимать – то же, что совсем не читать».
Я.Коменский

Одна из проблем современного общества – функциональная безграмотность.  Это степень неподготовленности человека к выполнению возложенных на него функций или добровольно взятых на себя.

В чём же она проявляется? Во-первых, плохо сформированы речевые умения, а значит, человек не может чётко передать свои мысли и правильно понять чужие. Во-вторых, человек с функциональной безграмотностью не обладает творческим мышлением, он способен только воспроизводить заданное. В-третьих, он не может справиться с всё увеличивающимся потоком информации.

Задача современных образовательных учреждений – сформировать функционально грамотного человека, способного внятно изложить свои мысли, работать с текстами, находить в них необходимую информацию. Одной из основных составляющих функциональной грамотности является читательская грамотность. И где же её формировать, как не на уроках русского языка и литературы.

Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS даёт следующее определение: читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных , учебно-практических задач и в повседневной жизни.

Так чему мы должны научить ребёнка?

Принято различать три основных читательских умения:

  1. Найти и извлечь информацию.
  2. Интегрировать и интерпретировать её.
  3. Осмыслить и оценить информацию.   

Хочу поделиться своим опытом в части формирования этих умений. У каждого из присутствующих есть свои излюбленные приёмы. Я использую следующие:      

Составь слово (предложение, текст)

Ищем приставку в слове ПРИШЛА,

СКАЗКА в то слово корень внесла.

Суффикс возьмём у слова ДОЧКА,

А окончание даст нам НОЧКА.  (ПРИСКАЗКА)

Маленький мальчик очень грустил.. (Определение, выраженное прилагательным в форме ед.ч, м.р, им.п.)

Он хотел, чтобы у него был котёнок. (Подлежащее, выраженное именем существительным в форме им. п., ед.ч., м.р.)

Мальчик сидел в тишине. (Сказуемое, выраженное глаголом)

Вдруг под окном кто-то тихонько запищал. (Обстоятельство, выраженное именем существительным в форме т.п., ед.ч., с.р.)

(МАЛЕНЬКИЙ КОТЁНОК СИДЕЛ ПОД ОКНОМ).

Я работаю с УМК  под ред. Л.М.Рыбченковой. В учебниках есть подобные упражнения. Это задание для 7 класса.

Восстановление предложений (текстов).

Задание: на месте пропусков вставьте подходящие по смыслу причастия.

… по тропинке девочка услышала шум и оглянулась. В … у обочины траве кто-то копошился. Переборов … страх, девочка медленно подошла поближе. В … траве она увидела … от страха ёжика.

Слова для справок: идти, расти, подступать, примять, притихнуть.

Задание: запишите определение имени существительного, вставив недостающие слова.

Существительное – это … часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы … или … Существительные изменяются по …, … и …

Составление схемы.

Учащимся нужно прочитать правило и записать материал в виде схемы.

В зависимости от уровня класса можно дать схему с пустыми или частично заполненными уровнями.

 «Тонкие» и «толстые» вопросы.

На уроках литературы работа с текстом занимает основное место. Можно дать учащимся вопросы, требующие короткого однозначного ответа («тонкие») и вопросы, требующие развёрнутых ответов («толстые»).

Например, при изучении в 6 классе произведения А.С.Пушкина «Дубровский» можно использовать следующие вопросы:

  • Как называлось имение Троекурова?
  • Что заставило Владимира Дубровского стать разбойником?

Второй вариант: предложить учащимся составить по содержанию изученного текста «тонкий» и «толстый» вопросы?

Интегрировать и интерпретировать информацию помогают следующие приёмы:

Таблица.

В своей практике я часто использую этот приём для сравнительной характеристики. Например, можно сравнить народную и авторскую сказку (5 кл.), Дубровского и Троекурова (А.С.Пушкин «Дубровский», 6 кл.), Гринёва и Швабрина (А.С.Пушкин «Капитанская дочка», 8 кл.), «век нынешний» и «век минувший» (А.С.Грибоедов «Горе от ума», 9 кл.). Во время заполнения таких таблиц дети учатся анализировать текст, находить нужные цитаты, делать выводы.

На уроках русского языка это могут быть таблицы «НЕ с разными частями речи», «Ь после шипящих на конце имён существительных» и другие.

Часто использую различные формы диктанта (выборочный, распределительный, диктант «Узнай слово по значению»).

Например, при изучении темы «Действительные и страдательные причастия» провожу выборочный диктант: из прочитанных слов 1вариант выписывает только действительные причастия, а 2 вариант - только страдательные. В такой диктант можно включить и слова других частей речи. Это позволит и усложнить задание, и повторить части речи.

Итогом использования всех этих приёмов будет комплексный анализ текста. Так в 5 классе учащиеся хорошо воспринимают текст В.А.Сухомлинского «Красивые слова и красивые дела ». Работа с подобными текстами даёт возможность не только найти в них необходимую информацию, но и осмыслить, оценить её, что является третьим из основных читательских умений.

Интерес у учащихся вызывают задания творческого характера. При формировании читательской грамотности основная задача, на мой взгляд, - выработать у ребят умения, которые пригодятся им в жизни.

«Экспертиза».

Этот приём заключается в исследовании текстов, с которыми мы часто сталкиваемся в быту: объявления, заявления, квитанции, рекламные буклеты.

Например, учащиеся 7 класса получили задание сфотографировать ценник в магазине и записать всю информацию, которая там дана.

  • Название: напиток «Байкал»
  • Производитель: «Напитки »
  • Объём: 0,5 литра
  • Стоимость: 69.99
  • Скидка: 21%
  • Цена: 54.99

Ценник распечатан 25 октября 2022 года в 20 часов 23 минуты.

Этот приём помогает ребятам выполнять проектную работу. Так мы исследовали названия конфет, вывески магазинов нашего города.

Приёмы и методы, о которых я говорила, помогают развивать читательскую грамотность, а значит, формировать человека, способного найти нужную информацию, интерпретировать её, применить.

Закончить хочу словами великого педагога К. Д. Ушинского: « Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

Литература

  1. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) - составитель: В.С. Безрукова, Екатеринбург - 2000 год.
  2. УМК «Русский язык.7 класс, под ред. Л.М.Рыбченковой , О.А.Александровой, О.В.Загоровской, А.Г.Нарушевича, О.Ф.Вакурова, М, «Просвещение», 2012
  3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. - М.: Просвещение, 2010,-159 с.
  4. Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М.Доскарина, А.С.Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19-21.
  5. Карпова Н.П. Культура речи, чтение и грамотность как показатели жизненного потенциала нации, - [Электронный ресурс] //URL:http:www.rusreadorg.ru/issues/karpova/3.html

Электронные ресурсы:

  1. http://www.irort.ru/sites/default/files/Чит.грам.%20Сидорова%20ГА_01.10.2021.pdf
  2. https://www.1urok.ru/categories/21/articles/16266
  3. https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/6a3/6a312aff26c28b6398f96f39033ac1ff.pdf
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены