РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование навыков самоконтроля у младших школьников

В настоящие время на первый план выдвигается развивающая функции обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных способностей. Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.

Одним из существенных отличий в познавательной деятельности «успешных» и «неуспешных» учеников является различие в умении осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своих действий. «Неуспешные» школьники даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого.

Организация учебной деятельности формирует у учащихся умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи; планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для ее реализации, осуществить контроль по ходу выполняемой работы и умение оценить полученные результаты. В условиях современной школы ученик освобождается от необходимости контролировать и оценивать. В связи с этим учебная работа ребенка постепенно лишается собственно контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней мотивирующей и направляющей основы.

Появление действий самоконтроля означает, что структура учения наполняется всеми компонентами и происходит обобщение способов осуществления отдельных систем учебных действий в целостное образование, обеспечивающее то, что обычно называют умением учиться. Школьный период имеет принципиальное значение для социального созревания человека, для становления его как личности. С этим этапом онтогенеза связаны и наиболее характерные моменты в формировании самоконтроля. Самоконтроль упоминался еще в трудах Аристотеля как 4 психическое явление. Тем не менее, очень долгое время этот феномен оставался вне научных интересов. Целенаправленные и систематические исследования самоконтроля в связи с вопросами воспитания, обучения в школе начинаются в нашей стране в послевоенный период, и относится к рубежу 50-60-х годов XX века. Самоконтроль вышел сегодня за пределы частного вопроса психологии, интерес как к насущной проблеме к нему расширяется, требует своего решения в самых различных областях психологической науки.

Начало школьного обучения и воспитания ребенка является существенным переломным моментом во всей его жизни. Внешние признаки этого переломного момента обнаруживаются в ее организации, в новых обязанностях ребенка как ученика. Однако этот переломный момент имеет глубокое внутреннее основание - с приходом в школу ребенок начинает усваивать азы наиболее развитых форм общественного сознания - науки, искусства, морали, права, которые связаны с теоретическим сознанием и мышлением людей. Усвоение азов этих форм общественного сознания и соответствующих им духовных образований предполагает выполнение детьми такой деятельности, которая адекватна исторически воплощенной в них человеческой деятельности. Этой деятельностью детей является их учебная деятельность.

В настоящие время на первый план выдвигается развивающая функции обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных способностей.

В младшем школьном возрасте формирование основных качеств личности и психических процессов происходит в рамках учебной деятельности как деятельности по самоизменению ребенка. Поэтому закономерно стремление учителя начальных классов к развитию у детей способности к самостоятельной организации и регуляции деятельности, прежде всего учебной. Самоорганизация и саморегуляция учения обеспечиваются контрольной частью учебной деятельности и именно с формирования самоконтроля рационально начинать процесс постепенной передачи учащимся элементов деятельности для самостоятельного осуществления.

Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между тем наблюдения, проведенные мною, показали, что именно навык самоконтроля наиболее слабо сформирован у учащихся.

При анализе контрольных работ по предметам, наблюдение за учебной деятельностью учащихся  было выявлено, что совершаемые 35% учеников действия и операции никак не контролируются, часто оказываются неправильными, допущенные ошибки не замечаются и не исправляются. 37% учащихся часто допускаются ошибки даже при выполнении хорошо знакомых учебных заданий. Некоторые дети не умеют исправлять ошибку ни самостоятельно, ни по просьбе учителя, т.к. не способны свои действия и их результаты соотнести с заданной схемой действия и обнаружить их соответствие или несоответствие. 40% младших школьников некритически относятся к указаниям учителя и исправлению ошибок в своих работах, соглашаются с любым исправлением, в том числе и когда оно тут же меняется на противоположное.

Причиной подавляющего большинства ошибок является низкий уровень развития навыков самоконтроля у учащихся.

Выполнение готовых, однородных заданий одинаковыми приемами в течение длительного времени вырабатывают у учащихся привычку механически производить заученные преобразования в прямом порядке. Погоня только за количеством выполненных заданий приводит к недооценке теоретического обоснования производимых действий. Поэтому, особое место в структуре учебной деятельности должны занимать действия самоконтроля, имеющие специфические функции. Они должны быть направлены на саму деятельность, фиксировать отношение учащихся к себе как к субъекту этой деятельности, и лишь вследствие этого их направленность на решение учебной задачи будет носить опосредованный характер.

Создавая условия для накопления детьми опыта контроля, я использовала комплекс последовательно усложняющихся заданий, стимулирующий развитие итогового, пооперационного, прогнозирующего самоконтроля.

Так в 1 классе дети учатся:

  • сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;
  • воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем;
  • выполнять действия по развернутой инструкции;
  • осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;
  • использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем.

Во 2 классе ученикам предлагается:

  • сравнивать промежуточный результат с эталоном;
  • перечислять последовательность действий и операций контроля;
  • корректировать памятки;
  • выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;
  • осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта;
  • участвовать в коллективно-распределенной деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам и определениям.

В 3 классе ученики тренируются в:

  • сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий;
  • составлении проверочных заданий для самоконтроля;
  • коллективно-распределительном составлении алгоритмов;
  • выполнении действий по инструкции с ограничениями;
  • самопроверке по плану с отсутствующими звеньями;
  • составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя.

В 4 классе школьники упражняются в:

  • сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности;
  • определении состава действий и операций и действий предстоящей деятельности с анализом субъектных трудностей;
  • выполнении действий по общей инструкции;
  • самопроверке по плану с отсутствующими (неопределенными) звеньями;
  • самостоятельном корректировании плана проверки;
  • целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога.

Такое постепенное усложнение заданий от первого к четвертому классу, возможность многократных упражнений в течение года на разном предметном материале (русский язык, математика, ИЗО, природоведение) способствуют четкой отработке каждого действия самоконтроля.

Выполнение различного рода заданий на уроках я организую так, что ученик, сделав ошибку, мог сам обнаружить ее, сам (или с помощью дополнительной информации) исправить ее и подойти к следующему этапу работы только после полного усвоения предыдущего материала, выполнив таким образом задание только правильно. Это произойдет в том случае, если у ребенка сформирован навык самоконтроля.

Чтобы работа по воспитанию навыка самоконтроля была более эффективной, прежде всего я стараюсь убедить учащихся в необходимости самоконтроля и конкретно показываю, как поступать в том случае, если при проверке выяснится, что полученный ответ, например при решении задачи, не удовлетворяет ее условию. Конечно, нужна систематическая работа в этом направлении.

Я систематизировала работу следующим образом:

  1. Создаю потребность в самоконтроле. Подбираю ситуации, в которых учащиеся встречаются с реальными условиями, ставящими их перед необходимостью самостоятельно контролировать правильность полученного ответа.
  2. Предлагаю учащимся такие задания, неправильность полученного ответа которых выяснится только в результате проверки.
  3. Сообщаю учащимся способ проверки выполняемого задания. Разъясняю, что проверять надо не только окончательный, но и промежуточные результаты.
  4. Во время анализа письменных контрольных и самостоятельных работ иногда сначала предлагаю рассмотреть не только наиболее часто встречающиеся неправильные решения, но и, путем проверки, доказать учащимся их неправильность, и лишь после этого рассмотреть правильное решение.
  5. Иногда преднамеренно допускаю ошибки на доске.
  6. В тех темах, в которых это возможно, провожу наблюдения и практические работы по предмету изучения.
  7. Предлагаю учащимся самим оценить свою работу (контрольную или самостоятельную). Это повышает ответственность ученика за ее выполнение и способствует воспитания умения и привычки самоконтроля.
  8. Предлагаю учащимся проверить и оценить работу товарища.

Степень или мера обобщения действительности является одним из важнейших параметров самоконтроля, отработка которого необходима для получения полноценного умственного действия.

Поэтому я считаю, что обучение самоконтролю следует начинать еще в дочисловой (на уроках математики) и добукварный (на уроках обучения грамоте) периоды, используя следующие задания:

  1. Проверь, правильно ли срисован (заштрихован) узор (правильно ли срисовано положение фигур на шахматной доске).
  2. Найди такую же картинку.
  3. Что неправильно нарисовано на картинке?

Позднее можно включать в работу задания с цифрами и буквами:

  1. Проверь, одинаковые ли цифры (буквы) вычеркнуты на карточке и на образце.
  2. Найди цифру (букву) среди многих, изображенных в беспорядке.

Также использую упражнения, которые больше подходят для развития внимания детей, но их тоже необходимо использовать при формировании навыка самоконтроля, т.к. при отсутствии внимания не может быть речи ни о самоконтроле, ни о контроле вообще.

Например:

  • предлагаю готовое решение какой-либо математической задачи, но оно является неправильным. Ошибки предлагается обнаружить ученикам;
  • привожу неполное решение задачи, а ученикам предлагаю завершить его;
  • для решения предлагается задача с неполными или избыточными данными, ученики должны обнаружить это;
  • предлагаемое решение задачи содержит принципиальные пробелы, которые необходимо найти ученикам.

Одним из средств обучения самоконтролю являются указания учителя о порядке его проведения при выполнении задания, которые даются в процессе инструктирования учащихся. Для этого я использую карточки с порядком проведения самоконтроля, выполнения проверки. В указаниях содержатся разъяснения о том, когда и какими способами учащемуся следует контролировать свои действия и их результат. Это значит, что в первую очередь ученик должен знать способы проверки выполнения арифметических действий, решения уравнений, неравенств и т.д. и применять их на практике. Карточки состоят из карточек – вопросов, карточек – ответов, информационных карточек.

Еще одним продуктивным приемом формирования самоконтроля являются математические диктанты, проводимые по определенной методике, описанной в методических рекомендациях преподавания математики по системе Эльконина–Давыдова. При составлении диктантов целесообразно использовать 5 заданий - это дает возможность самостоятельной оценки диктантов детьми: оценка за работу равна числу верно выполненных заданий. Для работы детям выдаются двойные листки с копиркой между ними. Как только диктант заканчивается, дети по команде учителя вынимают копирку, после чего они лишаются возможности делать новые пометки, связанные с решением заданий, т.к. в зачет идут только записи, имеющиеся на обоих листах, а второй лист является копией первого.

Затем детям предлагается образец. Образец может:

  • подаваться в виде полного решения заданий;
  • включать только промежуточные и конечные результаты, получаемые при решении заданий;
  • состоять только из конечного результата.

Дети сравнивают свои записи с образцом и на втором листе исправляют ошибки, записывают решение невыполненных заданий и т.д. В случае необходимости работа над ошибками может завершиться взаимооценкой или самооценкой (на втором листе). Двойные листы (не разрывая) сдаются учителю.

Проведение математических диктантов по рассмотренной методике дает возможность многоплановому развитию навыка самоконтроля учащихся в процессе их самостоятельной учебной деятельности: от побуждения к самоконтролю до его непосредственного формирования.

Чтобы обеспечить высокое качество самоконтроля, необходимо организовать подготовку учащихся к его осуществлению. Эта подготовка включает в себя усвоение теоретического и практического материала, относящегося к предстоящей работе, анализ этой работы с целью выявления сенсорных признаков, служащих сигналами для самоконтроля; овладение приемами непосредственного и опосредованного самоконтроля; овладение способами решения интеллектуальных задач; организацию упражнений с учащимися по овладению указанными признаками и приемами.

Таким образом, наряду с использованием определенных приемов формирования самоконтроля, развитие этого навыка требует проведения специальных упражнений, структурно отличных от обычных распространенных упражнений. Это могут быть задания, рассчитанные на уяснение связей между прямыми и обратными действиями и операциями. Специфика этих упражнений состоит в том, что учащимся приходится не просто выполнять задание, а, так или иначе, контролировать себя.

Большое значение имеет самоконтроль при выполнении самостоятельной работы как на уроке, так и дома, т.к. этапы ее проведения могут контролироваться только самим исполнителем. Любая самостоятельная работа не может быть выполнена без самоконтроля. Учащиеся должны проводить самоконтроль на разных этапах выполнения самостоятельной работы на уроках и дома.

Одной из форм организации самостоятельной работы, способствующей развитию самоконтроля, является творческая работа. Выполнение самостоятельной творческой работы состоит из следующих этапов:

  • выбор формы, темы;
  • поиск теоретического материала;
  • подготовка и участие в проведении.

Развитие самоконтроля в учебной деятельности у младших школьников подчиняется определенным закономерностям. В начале обучения в школе овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. Затем, постепенно, благодаря многократным и последовательным упражнениям, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс ее выполнения. Поскольку в процессе работы над формированием самоконтроля изменяется отношение школьников к нему, как к компоненту учебной деятельности, то постепенно изменяется и уровень его сформированности. При определении этого уровня учитываются следующие критерии:

Среднее количество допущенных учащимися ошибок при выполнении учебного задания и их частота.

Среднее количество ошибок, пропущенных при проверке работы товарища и своей собственной и частоту их пропуска.

Можно пользоваться также дополнительными критериями:

  1. Среднее количество ошибок, обнаруженных учащимися при проверке работы товарища и своей собственной.
  2. Оценка в баллах за выполненное задание.

Для определения сформированности навыка самоконтроля школьников необходимо, пользуясь этими критериями и показателями, проанализировать их письменные работы и работу на уроках и полученные результаты распределить по уровням сформированности самоконтроля.

Список используемой литературы.

1. “Рациональная организация учебной деятельности” Бабанский Ю.К.;

2. “Совершенствование контроля и оценки учебной работы школьника по математике” Бельтюкова Г.В.;

3. “Экспериментальное формирование внимания” Гальперин П.Я.;

4. “Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся” Лында А.С.;

5. “Самоконтроль человека” Никифоров Г.С.;

6. “Формирование потребности в самоконтроле при обучении математике” Рыжик В.И.

7. “Обучение учащихся начальных классов самоконтролю на уроках математики” Л.Л.Николау (Начальная школа. Плюс до и после. №9 2004)

8. “Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников” И.В.Тухман (Начальная школа №2 2004)

 

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены