РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Психологический аспект применения технологии продуктивного образования школьников

Психологический аспект применения технологии продуктивного образования как средства развития личности школьников на 2 ступени обучения

Основной целью продуктивного проектного образования, на наш взгляд, является предоставление ученикам возможности творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам, научить их самостоятельно решать при этом возникающие проблемы. Обеспечить достижение этой цели, как и в целом, выполнению требований государственного образовательного стандарта, помогает пилот-проект по предмету, в котором ученики могут создавать помимо традиционной программы свои знания и образовательные продукты. Ученики могут определить для себя индивидуальный смысл занятий по предмету, поставить цели, спроектировать этапы собственной познавательной деятельности, отобрать темы, проконтролировать и оценить свою работу, т.е. создать свою индивидуально-образовательную траекторию. Задача учителя и психолога – помочь ему в этом.

Продуктивное обучение отличается от развивающего качественно новой задачей: развитие не только ученика, но и содержания его образования, которое реализуется в ходе активной деятельности самого ученика. Ученик становится субъектом, конструктором и продуктом своего собственного образования. Главная особенность подобного обучения – создание учениками (и учителем) личностной образовательной продукции: интеллектуальных открытий – изобретений и конструкций, стихов, задач, гипотез, правил, исследований, поделок, сочинений, программ обучения, проектов и т.п. Дидактическое обеспечение пилот - проекта продуктивного образования обеспечивает результаты как внутренней динамики ученика (его умений, способностей, знаний), так и изучаемых дисциплин разного уровня (творческие работы учащегося).

Основная цель такого проекта – деятельное обучение, ориентированное на развитие. Пилот – проект предполагает три этапа: диагностический, обучающий и исследовательский.

Психологу в этом проекте отводится очень значимое место. Благодаря созданной системе мониторинга можно достаточно точно определить индивидуальные особенности и способности учащихся, педагогам четко простроить методическую работу и использовать полученные данные для всестороннего развития личности.

На первом этапе с целью определения уровня общеучебных умений и навыков, уровня усвоения полученных по программе знаний, простейшего переноса (межпредметный характер содержания заданий) проводилось диагностическое обследование учащихся. Обследование было проведено по следующим направлениям:

  1. Изучение интеллектуального развития.
  2. Изучение индивидуально-типологических различий, учащихся – участников эксперимента.

В ходе обследования применялись следующие методики:

  • Кеттел;
  • конструктивный рисунок человека из геометрических фигур.

Кратко охарактеризуем результаты проведенного обследования. Мы установили, что интеллектуальное развитие большинства учащихся находится на среднем уровне. Вместе с тем педагогам необходимо продолжать работу над развитием интеллектуальных способностей учащихся, развитием логического мышления. Целесообразно на уроках использовать нестандартные задания, решать задачи разными способами и т.д.

При выявлении индивидуально-типологических различий были получены результаты, которые отличаются между собой по классам.

Исследование установило, что в 6 классе большинство учащихся относятся к V типу. Это означает, что ученики обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью. Они работают легче на переключаемости от одной деятельности к другой, обладают повышенной чувствительностью к новизне. Поэтому педагогам, работающим в этом классе, рекомендовано чаще, на уроке менять виды деятельности, привносить в неё какие-либо новые элементы. В этом классе также есть дети I типа, склонные к руководящей и организаторской деятельности. Они ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, т.к. им свойственен высокий уровень речевого развития. Эти учащиеся могут хорошо выполнять устные задания, а письменные - пересказывать, либо проговаривать. При этом, возможно, у них получится замотивировать весь класс на получение новых знаний. Учителям, работающим в этом классе, следует обратить пристальное внимание на III тип, к которому относятся тревожно-мнительные ученики, которые характеризуются разнообразием способностей и одаренности. Они могут иметь разные, противоположные хобби. Эти дети отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.

В 7 классе большинство учащихся относятся к VI типу. Это ученики с «технической жилкой». Они обладают богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Не приемлют никакого воздействия со стороны, кроме самоконтроля. Все эти способности необходимо в полной мере задействовать, особенно педагогам математического цикла. В этом классе также много учащихся V типа. Присутствуют учащиеся и IV типа – «ученые», легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать «на всё» свои теории. Педагогам рекомендовано учитывать эти особенности учеников, поощрять вариативность предложенных решений, и стимулировать поиск различных способов информации, добиваясь усвоения прочных знаний, умений, навыков по каждой рассматриваемой теме.

В 8 классе большинство учащихся относятся к V типу, реже встречаются I тип, III тип, несколько учащихся относятся к VI типу.

Все результаты диагностического обследования были доведены до учителей предметников, работающих в экспериментальных классах. С учетом особенностей классных коллективов разрабатываются методы и приемы подачи учебного материала.

На следующий год, на 2 обучающем этапе предполагается работа психолога с родителями, педагогами, учащимися, разработка диагностического инструментария, проведение занятий с учащимися.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены