РАЗРАБОТКИ
|
Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературыДоклад «Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы» "О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух, и опыт – сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг”, - эти пушкинские слова вполне подходят в качестве девиза творческой (познавательной, исследовательской) деятельности любого уровня. В современной дидактике исследовательский метод трактуется так: "Он призван обеспечить, во-первых, творческое применение знаний, во-вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. В-третьих, он формирует... черты творческой деятельности. И, в-четвертых, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе, и потребности не возникают. Одной деятельности для этого недостаточно, но без неё данная цель недостижима. В результате исследовательский метод даёт полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания и формирует опыт творческой деятельности" (И.И. Лернер). Начало XXI века ознаменовано реформой российского образования. Школа знаний – школа ЗУН – школа развития личности – таков вектор поступательного движения, причём не за счёт отрицания предшествующего этапа, а путём его поглощения, освоения и движения вперёд. Современный урок ценен не только получаемой в нём информацией, но и, прежде всего, обучением в ходе его способам деятельности для получения информации. Роль учителя на уроке состоит в стремлении передать способ творческой деятельности и приобщить детей к самостоятельному творчеству, пусть даже на элементарном уровне. Если говорить об этимологии слова "исследование”, нетрудно заметить, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто "из следа”, т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. Исследовательская работа значительно дополняет способы получения знаний, поскольку она подразумевает самостоятельное изучение выбранного явления, лично накопленный базовый материал, анализ данных и вытекающие из них выводы. Мы не творцы новых грамотных правил или теорем, мы не открываем новых химических элементов и т.д. Поэтому нам важно научить технике самостоятельного приобретения новых знаний. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением. Приобщать к исследовательской деятельности следует уже в младших классах. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя. Первый уровень предполагает привлечение относительно большого количества школьников. Тематика при этом довольно проста, разнообразна и обязательно соответствует интересам автора работы. Деятельность учащихся на этом уровне сводится к поиску информации по выбранной теме.
3 уровень. Высший. Всё осуществляется самостоятельно. Проблема, поиск методов, разработка решения. Данный уровень допускается в среднем звене, но преимущественно используется в старших классах. 1. Составление коллективного сборника «Этимология фамилий русских писателей» в результате уроков литературы в 10-11 классах. При изучении биографических данных учащимся интересно узнать не только о самом писателе, но и о его предках. Фамилия человека может много рассказать о его родословной. Обратившись к "Лермонтовской энциклопедии” (М.,1981), учащиеся установили шотландское происхождение рода Лермонтовых. Узнали, что родоначальником русской ветви Лермонтовых является Георг (Юрья) Лермонт, служивший с 1613 года в рядах Московских войск, а дальними родственниками М.Ю.Лермонтова являются популярный в XII веке шотландский бард Томас Лермонт и знаменитый английский поэт Дж. Г. Байрон – потомок Томаса Лермонта. Фонвизин. Предки писателя – немцы фон Визены. Род фон Визенов – потомков ливонского рыцаря – к XVIII веку окончательно обрусел. Род Пушкиных происходил от соратника Александра Невского по имени Рача. Фамилия же Пушкин происходит от мирского имени одного из потомков Рачи – Пушка. Фамилия Твардовский произошла от прозвища деда Александра Трифоновича, отважного николаевского солдата – Твердый. Ф. М. Достоевский. Предки писателя владели селом Достоево, находящееся в Брестской области. 2. Урок - групповое исследование на тему "Особое философское звучание лирики природы в творчестве Ф. Тютчева” (10 класс). Учебное исследование способно "осветлить” атмосферу уроков литературы, воздействовать на все стороны, все приемы преподавания. Скажем, анализ художественного текста может проводить как на уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, так и на уровне самостоятельных, весьма полезных, пусть неоригинальных наблюдений и обобщений, а также на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, почувствовать его глубину. Литература и русский язык являются тем полем, которое помогает мне донести до сознания ребёнка значимость слова.
От учащихся требуется знание и владение основными исследовательскими методами:
Здесь поможет использование таких видов заданий (на уроках литературы и в процессе исследовательской работы): рецензирование критических статей, составление конспектов, тезисных планов, аннотаций, творческие работы, предполагающие сравнение разных подходов к анализу одного и того же произведения. Введение: указывается цель исследования, проблема, которую предполагается решить. Заключение: делаются выводы; в конце работы прилагается список использованной литературы. Большую трудность школьники обычно испытывают при оформлении результатов проведенной работы и подготовке доклада. На этом этапе научный руководитель оказывает помощь в структурировании материала, в формулировании основных положений, в выборе формы выступления, которая не всегда должна иметь академический характер. Оригинальная композиция доклада, эмоциональность и убежденность, умение выразительно прочитать отрывок из анализируемого произведения, свободное владение необходимыми понятиями и готовность ответить на заданные вопросы — все это несомненные достоинства, которые нужно учитывать, оценивая исследовательскую работу старшеклассника. 3. Примером применения исследовательского метода является урок по курсу в 9 классе «Учимся писать сочинения разных жанров» "Души своей открою тайники…” (О дневниковой прозе) Метод проектов В результате определённой исследовательской деятельности учащихся появляется продукт труда, который в настоящее время получил название проекта. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод становится компонентом разработанной системы образования. Проектное обучение – полезное дополнение к классно-урочной системе. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую работу, которую учащиеся выполняют в определённый отрывок времени. 1. Опыт деятельности предпрофильного курса в 9 классе, разработанного совместно с учителем информатики Романенковой Л. П. показал, что проектная деятельность открывает возможности творчества и для «среднего» ученика. Метод проектов может стать той средой, когда неуверенные в себе учащиеся находят силу и уверенность, той ситуацией успеха, которая станет точкой отсчёта для дальнейшего возрастания, в первую очередь в собственных глазах. Результаты работы вошли в портфолио курса. Ряд творческих работ был представлен на районные и областные конкурсы:
2. Предпрофильный курс в 9 классе «Учимся писать сочинения разных жанров»
3. Предпрофильный курс в 9 кл. «Школа русской словесности». Обучение сочинениям малой формы. 4. Калейдоскоп курса «Учимся писать сочинения разных жанров». Литературная газета. 5. Элективный курс «Основы журналистики». Идёт работа над проектом «Школьная литературная газета», все желающие могут напечатать свои стихи, статьи и другие творческие работы. 6. Привлечение учащихся к созданию презентаций для уроков.
Проектно-исследовательская технология позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и самомотивацию школьника. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, журнал, мультимедиапрезентация, творческий отчёт, видеопроект и т. д. Наши совместные проекты по краеведению (Пржевальский, Загорье, герб Смоленска) стали наглядным пособием во внеклассной работе, при проведении уроков. Таким образом, современные педагогические технологии (частью которых является проектно-исследовательская деятельность) в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
В России предложили ввести ответственность за оскорбления педагогов Рособрнадзор: названы самые популярные предметы ЕГЭ по выбору в 2024 году Опубликован график обработки экзаменационных работ ГИА-9 в 2024 году Владимир Путин встретился с Министром просвещения Сергеем Кравцовым Популярные разработки
Презентация к уроку алгебры "Линейное уравнение с двумя переменными" 7 класс Шаблоны для создания презентаций «Тетрадь на спирали». Часть 43 Презентация к урокам алгебры "Сложение и умножение числовых неравенств" 8 класс Презентация к урокам алгебры "Свойства числовых неравенств" 8 класс Презентация к урокам алгебры "Погрешность и точность приближения" 8 класс В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Использование активных методов обучения в образовательном процессе Текст как основная единица русского языка в формировании предметных компетенций обучающихся |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены