РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы

Доклад «Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы» 

"О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух, и опыт – сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг”, - эти пушкинские слова вполне подходят в качестве девиза творческой (познавательной, исследовательской) деятельности любого уровня.

В современной дидактике исследовательский метод трактуется так: "Он призван обеспечить, во-первых, творческое применение знаний, во-вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. В-третьих, он формирует... черты творческой деятельности. И, в-четвертых, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе, и потребности не возникают. Одной деятельности для этого недостаточно, но без неё данная цель недостижима. В результате исследовательский метод даёт полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания и формирует опыт творческой деятельности" (И.И. Лернер).

Сегодня актуальна фраза: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Пожалуй, в ней кроется главное понимание существующего опыта школьного обучения.

Начало XXI века ознаменовано реформой российского образования. Школа знаний – школа ЗУН – школа развития личности – таков вектор поступательного движения, причём не за счёт отрицания предшествующего этапа, а путём его поглощения, освоения и движения вперёд.

Современный урок ценен не только получаемой в нём информацией, но и, прежде всего, обучением в ходе его способам деятельности для получения информации. Роль учителя на уроке состоит в стремлении передать способ творческой деятельности и приобщить детей к самостоятельному творчеству, пусть даже на элементарном уровне.

Если говорить об этимологии слова "исследование”, нетрудно заметить, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто "из следа”, т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя.

Исследовательская работа значительно дополняет способы получения знаний, поскольку она подразумевает самостоятельное изучение выбранного явления, лично накопленный базовый материал, анализ данных и вытекающие из них выводы.
Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основании новых выводов.

Мы не творцы новых грамотных правил или теорем, мы не открываем новых химических элементов и т.д. Поэтому нам важно научить технике самостоятельного приобретения новых знаний. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.

Приобщать к исследовательской деятельности следует уже в младших классах. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя.
Опыт, полученный в ходе работы над предыдущей темой самообразования «Самостоятельная работа на уроках русского языка и литературы», позволил мне усовершенствовать свою деятельность на уроке. Применение исследовательского метода на уроках и во внеклассной деятельности является составной частью работы по совершенствованию общеучебных навыков в условиях модернизации школы.

В современной педагогике различается 3 уровня реализации «исследовательского обучения».

Первый уровень предполагает привлечение относительно большого количества школьников. Тематика при этом довольно проста, разнообразна и обязательно соответствует интересам автора работы. Деятельность учащихся на этом уровне сводится к поиску информации по выбранной теме.

Второй уровень требует, помимо умения работать с первоисточниками, обязательного проведения каких-либо экспериментов или другой деятельности практической направленности. Например: это может быть проведение собственных «общественных опросов», анкетирование одноклассников, других групп школьников или иных категорий людей, самостоятельный сбор фольклорного или этнографического материала и многое другое (для работ гуманитарной направленности).

Третий уровень исследовательской деятельности требует уже значительных усилий и со стороны учащегося, и со стороны педагога. Здесь нужны не только актуальность и практическая значимость выбранной темы, но и новизна в её разработке. То есть, данная исследовательская работа должна содержать авторские выводы и логические умозаключения, собственные предложения по проведению эксперимента, самостоятельные трактовки результатов

1 уровень. Самый простой, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение находит сам ребёнок. На таком уровне учащиеся работают уже в 5 классе.

1. Урок словесности «Ребусы».

Учитель знакомит с секретом чтения ребуса, затем ребята разгадывают ребусы, которые им даёт учитель. Следующий этап – составление коллективного ребуса. Затем учитель ставит проблему: составить свой ребус на основе полученных знаний. Результат исследования – ребус, созданный учеником.

2. Урок литературы «Сочинение сказки».

Я стремлюсь организовать работу на уроке таким образом, чтобы все этапы урока были подчинены поставленной цели- усвоению законов данного жанра, опираясь на которые учащиеся смогут создать свое произведение. Чтобы достигнуть этих целей, планируется работа над содержанием сказки: чтение, комментирование, беседа, образное эмоциональное восприятие отдельных эпизодов и сцен, а также знакомство с новыми литературными понятиями. Но главное, на основе данной сказки к концу урока я планирую привести детей к построению универсальной композиционной схемы сказки, то есть хочу им показать, как она "складывается”. Поэтому эпиграфом к уроку послужила народная мудрость " Скоро сказка сказывается. Да не просто складывается”. Эта мысль красной нитью проходит через весь урок.

2 уровень. Взрослый ставит проблему, но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно. Допускается коллективный поиск.

  1. Урок русского языка в 6 классе «Мягкий знак на конце и в середине числительных. Работа в парах»
  2. Составление устного лингвистического журнала «В мире имён» 6 кл.
  3. Урок развития речи «Русская умная игрушка» 6 кл.
  4. Применение проблемно-поискового метода на уроках русского языка в 6 кл. –"Употребление наклонений в речи”

3 уровень. Высший. Всё осуществляется самостоятельно. Проблема, поиск методов, разработка решения.
Данный уровень допускается в среднем звене, но преимущественно используется в старших классах.


1. Составление коллективного сборника «Этимология фамилий русских писателей» в результате уроков литературы в 10-11 классах.

При изучении биографических данных учащимся интересно узнать не только о самом писателе, но и о его предках. Фамилия человека может много рассказать о его родословной. Обратившись к "Лермонтовской энциклопедии” (М.,1981), учащиеся установили шотландское происхождение рода Лермонтовых. Узнали, что родоначальником русской ветви Лермонтовых является Георг (Юрья) Лермонт, служивший с 1613 года в рядах Московских войск, а дальними родственниками М.Ю.Лермонтова являются популярный в XII веке шотландский бард Томас Лермонт и знаменитый английский поэт Дж. Г. Байрон – потомок Томаса Лермонта.

Фонвизин. Предки писателя – немцы фон Визены. Род фон Визенов – потомков ливонского рыцаря – к XVIII веку окончательно обрусел.

Род Пушкиных происходил от соратника Александра Невского по имени Рача. Фамилия же Пушкин происходит от мирского имени одного из потомков Рачи – Пушка.

Фамилия Твардовский произошла от прозвища деда Александра Трифоновича, отважного николаевского солдата – Твердый.

Ф. М. Достоевский. Предки писателя владели селом Достоево, находящееся в Брестской области.

2. Урок - групповое исследование на тему "Особое философское звучание лирики природы в творчестве Ф. Тютчева” (10 класс). 

Учебное исследование способно "осветлить” атмосферу уроков литературы, воздействовать на все стороны, все приемы преподавания. Скажем, анализ художественного текста может проводить как на уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, так и на уровне самостоятельных, весьма полезных, пусть неоригинальных наблюдений и обобщений, а также на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, почувствовать его глубину.

3. Урок-исследование, тема которого "Функциональная направленность синтаксических конструкций афоризмов”.

4. Урок-исследование «Язык рекламы»

Провести такой урок меня натолкнуло задание олимпиады по русскому языку, которая проводилась в этом учебном году. Большая часть 10-классников с ним не справилась.

5. Урок-мультимедиа «Гороховый шут всея Руси Козьма Прутков.

Результатом коллективной работы 8-классников стало оформление паспорта на Козьму Пруткова.

С введением в школе предпрофильного и профильного обучения появилась дополнительная возможность для исследовательской деятельности.

1. Занятие курса в 9 классе «Школа русской словесности». Примером применения исследовательского метода является урок на тему «Звукозапись».

Литература и русский язык являются тем полем, которое помогает мне донести до сознания ребёнка значимость слова.
Опыт убеждает, что именно на ступени ознакомления с начальными понятиями важно вести детей от обобщения, учить не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но и пользоваться ими как инструментом познания. Здесь большую помощь окажет исследование в ходе изучения теоретико-литературных и языковых понятий.
Однако я предлагаю доказать практически значимость звукозаписи, основанной на фонетике. Учащимся предлагаю вариативные задания.

1. По словарю литературоведческих терминов установить понятие звукозаписи.

2. 

1-й вариант: упр. 22 (поэтические строки А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышало…”)

2-й вариант: предлагаются строки из стихотворения Ф.Тютчева "Люблю грозу в начале мая…”. Вычислите пропорциональное соотношение гласных и согласных звуков. Установите, какую картину помогает передать данная звукозапись поэтических строчках. С помощью литературоведческого словаря установите понятие о таком звуковом повторе. Исследования помогли ребятам установить, что вычисления пропорционального соотношения.


2. Занятия курса в 10 классе «Основы информационной культуры», один из разделов направлен на освоение школьниками основ исследовательской работы.

От учащихся требуется знание и владение основными исследовательскими методами:

  • анализ литературы,
  • поиск информации,
  • сбор и обработка данных,
  • научное объяснение полученных результатов,
  • видение и выдвижение новых проблем,
  • выдвижение гипотез,
  • способов их решения.
На занятиях актуализировать знания учащихся о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений и т.п., а затем организовать индивидуальные консультации по каждой теме. Только после того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулированы самостоятельные выводы, можно предложить старшекласснику поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, монографии по изучаемой проблеме, вместе с руководителем определить, какие из них следует прочитать, законспектировать, из каких сделать выписки. Поскольку непременной частью работы должен стать обзор (анализ) прочитанного, руководителю нужно научить старшеклассников это делать. 

Здесь поможет использование таких видов заданий (на уроках литературы и в процессе исследовательской работы): рецензирование критических статей, составление конспектов, тезисных планов, аннотаций, творческие работы, предполагающие сравнение разных подходов к анализу одного и того же произведения.
Структура работы включает следующие компоненты: название, план, введение, основную часть, заключение, библиографию, приложения (если они необходимы).

Введение: указывается цель исследования, проблема, которую предполагается решить.
Основная часть: даётся обзор литературы, рассказывается, как представлена тема в научной литературе, обосновывается выбранная точка зрения, проводится анализ текста произведения, даётся описание систематизированного материала, делаются обобщения, тема раскрывается в свободном изложении (можно, но не обязательно выделить параграфы).

Заключение: делаются выводы; в конце работы прилагается список использованной литературы.
Результаты проведенного исследования оформляются в следующих формах: реферат, научная статья, доклад, тезисы докладов и выступлений.

Большую трудность школьники обычно испытывают при оформлении результатов проведенной работы и подготовке доклада. На этом этапе научный руководитель оказывает помощь в структурировании материала, в формулировании основных положений, в выборе формы выступления, которая не всегда должна иметь академический характер. Оригинальная композиция доклада, эмоциональность и убежденность, умение выразительно прочитать отрывок из анализируемого произведения, свободное владение необходимыми понятиями и готовность ответить на заданные вопросы — все это несомненные достоинства, которые нужно учитывать, оценивая исследовательскую работу старшеклассника.

3. Примером применения исследовательского метода является урок по курсу в 9 классе «Учимся писать сочинения разных жанров» "Души своей открою тайники…” (О дневниковой прозе)

Исследование как условие развития активности познавательной самостоятельности учащихся может применяться на всех этапах обучения, а некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следовало бы осваивать как можно раньше, тогда более реальным будет подъём к высшему уровню творческой самостоятельности.

Метод проектов

В результате определённой исследовательской деятельности учащихся появляется продукт труда, который в настоящее время получил название проекта.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод становится компонентом разработанной системы образования. Проектное обучение – полезное дополнение к классно-урочной системе.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую работу, которую учащиеся выполняют в определённый отрывок времени.

Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, результаты выполненных проектов должны быть "осязаемы”, то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – то конкретный результат.

1. Опыт деятельности предпрофильного курса в 9 классе, разработанного совместно с учителем информатики Романенковой Л. П. показал, что проектная деятельность открывает возможности творчества и для «среднего» ученика. Метод проектов может стать той средой, когда неуверенные в себе учащиеся находят силу и уверенность, той ситуацией успеха, которая станет точкой отсчёта для дальнейшего возрастания, в первую очередь в собственных глазах.

Результаты работы вошли в портфолио курса. Ряд творческих работ был представлен на районные и областные конкурсы:

  • Мультимедиапрезентация «Хутор Загорье – поэтическая колыбель А. Т. Твардовского» - диплом I степени на районной и областной краеведческой конференции, диплом II степени на первом районном конкурсе по Web – дизайну, диплом на X Межрегиональной специализированной выставке-семинаре по компьютерным и телекоммуникационным технологиям.
  • Мультимедиапрезентация «Овеянные славою флаг наш и герб. Герб Смоленска» - диплом II степени в районном Дне науки по информационным технологиям, диплом I степени на областном творческом конкурсе, номинация «Региональная символика. Методические разработки»

2. Предпрофильный курс в 9 классе «Учимся писать сочинения разных жанров»
  • Для создания фоторепортажа группа учащихся работала в библиотеке, собирала материал по теме, ездила в Смоленск на экскурсию, делала фотографии. Фоторепортаж «История достопримечательностей Смоленска».
  • Урок-практикум: обучение сочинению-рассуждению (с элементами описания) о героическом прошлом родного края.
Сочинение Ю. Баскаковой «Ожившая история встаёт», I место в районном конкурсе сочинений.

3. Предпрофильный курс в 9 кл. «Школа русской словесности». Обучение сочинениям малой формы.

4. Калейдоскоп курса «Учимся писать сочинения разных жанров». Литературная газета.

5. Элективный курс «Основы журналистики». Идёт работа над проектом «Школьная литературная газета», все желающие могут напечатать свои стихи, статьи и другие творческие работы.

6. Привлечение учащихся к созданию презентаций для уроков.

  • Для классного часа в 5 классе, посвящённого гербу Смоленска, учащимся 9 класса была подготовлена презентация. Для её создания учащийся ознакомился со многими источниками и воссоздал историю происхождения и развития герба Смоленска.
  • Для урока в 11 классе «Поэзия периода Великой Отечественной войны» старшеклассники провели огромную подготовительную работу: подбирали фотографии, делали сопоставительный анализ стихотворений, отбирали исторический материал, записывали песни войны и т. д. В результате была создана мультимедиапрезентация в качестве наглядного пособия.
7. Исследование фразеологического запаса школьников. Исследование проводили учащиеся 10 Б класса среди шестиклассников.

Проектно-исследовательская технология позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и самомотивацию школьника. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, журнал, мультимедиапрезентация, творческий отчёт, видеопроект и т. д. Наши совместные проекты по краеведению (Пржевальский, Загорье, герб Смоленска) стали наглядным пособием во внеклассной работе, при проведении уроков.

Таким образом, современные педагогические технологии (частью которых является проектно-исследовательская деятельность) в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены