РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Интегрированный урок – актуальная задача научно-методической работы учителя.

Одной из актуальных проблем нынешнего образования является снижение интереса школьников, к изучению предметов естественнонаучного цикла. Первая причина – ориентация молодёжи на получение профессий, связанных с бизнесом, экономикой и юриспруденцией. Вторая причина – сокращение количества часов преподавания вышеуказанных предметов при хаотическом введении и последующем изъятии таких дисциплин, как естествознание, ОБЖ, экономика, семьеведение, и т.п.

Однако нет нужды объяснять значение биологии, как прикладной, так и фундаментальной, в современно постиндустриальном обществе. Достаточно отметить, что в США, квалифицированные биологи являются одними из высокооплачиваемых специалистов. Биологическое образование – существенная часть общего естественнонаучного образования школьников. Курсы природоведения, биологии, физики, химии, географии, изучаемые во взаимосвязи, показывают учащимся единство материального мира и человеческого общества. Биология существенно дополняет и преобразует физическую картину мира, внося в неё знания об особенностях физико-химических процессов в живых системах разного уровня – клетка, организм, биоценоз, биосфера. Опираясь на связи с гуманитарными, техническими и сельскохозяйственными науками, биология раскрывает отношения «природа-человек» и «природа-общество-труд».

Одной из важнейших форм преподавания биологии в нашей школе являются интегрированные с другими предметами уроки. Эти уроки призваны отражать межнаучные связи как внутри предметов естественного, так и гуманитарного цикла. Вот некоторые из них. При изучении темы «Развитие органического мира» используется материал из курса химии – «Кислород, распространение его в природе», «Оксиды», «Горение и окисление». Это позволяет лучше сформировать знание учащихся об эволюции органического мира и влиянии на него климатических условий.

Совместный с учителем физики урок на тему «Изменчивость организмов» позволяет отразить влияние на основные закономерности изменчивости таких физических факторов, как электромагнитное и радиационное излучение, вибрация, давление воды, упругость воздуха, сила трения и т.д.

Весьма успешно проходит интегрированный урок (биология, физика, химия) по теме «Пластический обмен. Фотосинтез». На нём рассматриваются окислительно-восстановительные процессы, некоторые вопросы термодинамики, тепловые явления, основы квантовой теории, закон сохранения и превращения энергии. Учащимся даются задания межпредметного содержания, такие как «Изложить какие физические и химические процессы происходят в световой и темповой фазах фотосинтеза» или «Сравнить физические и химические процессы дыхания и фотосинтеза у растений». При изучении основ цитологии на уроке «Методы изучения клетки», краткий очерк истории развития клеточной теории позволяет показать зависимость уровня изученности строения и функции клетки от технического прогресса в области линейной и нелинейной оптики и совершенствования микроскопической техники. Это показывает роль метода исследования в процессе познания действительности. Биофизические методы дают возможность проводить цитологические исследования с помощью изотопов, регистрации биоэлектрических потенциалов, математического моделирования. Во время урока учителя физики, биологии, химии раскрывают сущность этих методов, основанных на знаниях таких тем, как «Изотопы», «Центростремительные силы», «Электропотенциалы клеток мозга», «Методы математического моделирования с использованием ИКТ», «Газожидкостная хроматография».

Как результат – многие учащиеся выбирают биологию и химию как выпускной экзамен и успешно сдают их, активно занимаются проектной деятельностью по тематике интегрированных уроков. Три выпускника – Ямалтдинова Лилия, Хайрутдинова Гульшат и Губаев Разиль - призёры муниципальной и республиканской олимпиады по биологии и химии, стали студентами Ижевской государственной медицинской академии и Набережночелнинского медицинского колледжа.

Таким образом, интегрированный урок – это современная форма обучения, которая влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливает системность знаний учащихся, ориентирует их в выборе будущей профессии.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены