РАЗРАБОТКИ
|
Дифференциация обучения на уроках истории и обществознания - как один из факторов повышения качества образованияОбразование должно соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта; это значит, что оно должно ориентироваться на среднего ученика. В то же время принцип гуманизации образования требует индивидуализации обучения, при которой учитываются особенности учащихся, создаются условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Способом разрешения этой противоречивой ситуации является технология дифференцированного обучения. Планируя урок, учитель пытается ответить на вопрос, как сделать так, чтобы ребенок учился с желанием независимо от имеющихся у него способностей и не просто усваивал готовую сумму знаний, но и развивал свои навыки, умения. Этого можно достичь благодаря технологии личностно-ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской. В этой технологии утверждается, что учение есть не производная от обучения, а самостоятельный индивидуальный, личностно-значимый и очень действенный источник развития. Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность детской личности, то ее методическую основу составляет индивидуализация (организация учебного процесса) и дифференциация (методика проведения урока). Свою задачу как педагога я вижу в том, чтобы через уроки истории и обществознания, а также через внеклассную работу по предмету обеспечить развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся путем метода дифференцированного подхода. Объект работы - учебно-воспитательный процесс. Предмет исследования - разнообразные формы, методы, приемы дифференцированного изучения материала с учетом индивидуальных различий учащихся на уроках истории и обществознания. Цель работы - выявить наиболее оптимальные приемы и методы дифференциации обучения в период становления личности, позволяющие осуществлять учебно-воспитательный процесс в русле современных требований к качеству образования. Гипотеза - если при обучении истории и обществознания в системе использовать дифференциацию обучения с учетом индивидуальных способностей то:
Задачи работы:
В словаре иностранных слов дифференциация рассматривается как разделение, расчленение, расслоение целого на части, формы и ступени. Аналогичное определение дается и в словаре русского языка, но при этом подчеркивается, что дифференциация, то есть расчленение, различение происходит при рассмотрении, изучении какого-либо объекта. Дифференцированное обучение – это
Принцип дифференциации обучения – положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей обучащихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе. Разноуровневое обучение необходимо для того, чтобы предоставить ШАНС каждому ученику развивать свои потенциальные способности. История вопроса. Основы дифференцированного подхода были заложены в работах Блонского П. П., Резвицкого И. И., Теплова Б. М., Якиманской И. С. и т. д., где личность рассматривалась как субъект деятельности, сама формируется в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности.Основателями понятия «дифференцированный подход» в обучении считают представителей гуманистической психологии К. Рождерса, А. Маслоу, Р. Мей, В. Фракля. Это понятие впервые появилось за рубежом в начале20 века. В России наиболее интенсивная разработка началась с 80-х годов двадцатого века. Мудрик А. В., Кон И. С. и другие разрабатывали модель дифференцированного образования в связи с трактовкой воспитания как субъект субъектного отношения.В настоящее время ряд учёных ( Н.А.Алексеев, Е.В. Бондаревская, Д.А.Белухин, И.Д.Демакова, А.М. Кушнир, Е.В. Куканова, С.В.Панюкова, И.С.Якиманская, В.Д. Шадриков и др.) исследуют и разрабатываю концепции, модели, технологии дифференцированного подхода в обучении. Идея дифференцированного подхода рассматривается сегодня в науке в разных областей знания по-разному. Философия образования исследует этот подход с использованием категорий субъекта, свободы, саморазвитиия, целостности, диалога, игры как форм проявления личности ( Г.С.Бтащев, В.Е. Кемеров, В.Н. Шердаков и др). Психология рассматривает его сточки зрения реализации «Я — концепции». Дифференцированное образование обогащается в этом случае такими понятиями, как смысловая сфера, рефлексия, переживание, диалог как механизмы накопления личностного опыта ученика (Анциферов Л. И., Давыдов В. В., Петровский А. В., Семёнов И. Н., Тюков А. А.).С точки зрения дидактики дифференцированный подход в обучении включает в себя категории цели, содержания образования, методов и технологий обучения, способов организации деятельности преподавания и учения, критериев эффективности образовательного процесса ( Е.В. Бондаревская, З.И.Васильева, В.В Сериков, М.Н.Скаткин, И.А.Колесникова и др.)Дифференцированное обучение (по В.В. Серикову ) не занимается формированием личности с заранее заданными свойствами, а создаёт условия для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса.По мнению Е.В.Бондаревской дифференцированный подход в образовании — это образование, ориентированное на ребёнка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребёнка.В СССР в начале 80-х годов была предпринята попытка создания гомогенных классов (в некоторых школах Прибалтики), отбор в которые проводился с учётом уровня подготовленности и развития учащихся. К концу учебного года успеваемость в них оказалась выше средних показателей. Даже классы, укомплектованные из наиболее слабых детей, сумели выполнить программные требования. Под давлением противников гомогенных классов, считавших, что полезнее, если группа состоит из учеников с различным уровнем способностей и подготовленности (сильные учащиеся должны служить примером для наиболее слабых), во многих школах эти классы были преобразованы в обычные. Многие педагоги — исследователи (М. Л. Гольперин, А. И. Пассов, Дж. Джастман и др.) утверждали, что гомогенные классы могут оправдывать себя лишь в том случае, если для каждого класса будут созданы учебные программы с учётом уровня подготовленности учащихся и им будет предоставлена возможность более гибко, в соответствии с результатом обучения, переходить из одного класса в другой. Анализ опыта зарубежной и отечественной педагогики в области дифференциации процесса обучения привёл к идее о разноуровневом обучении, организованном, начиная с детского сада, на основе медико-психофизиологической диагностики и с учётом того микросоциума, в котором проживают воспитанники. Необходимо учитывать особенности познавательных процессов и развития памяти, характера и воли, мотивацию учения, одарённость, постоянные или временные дефекты органов чувств и всего организма. Повышение внимания теоретиков и практиков обучения к идее дифференцированного обучения возникло на волне демократизации и гуманизации образования.А. С. Макаренко указывал, что «воспитание отдельной личности осуществляется в своём индивидуальном педагогическом приёме. Каждое воздействие на личность должно быть индивидуально, учитывая индивидуальный путь его развития...» Выдающийся советский педагог и психолог, автор многих педагогических произведений П. П. Блонский также выдвигал задачу индивидуализации обучения. Она им трактуется не только требованиями лучшей подготовки к жизни, но и психологическими особенностями ранней юности, когда «индивидуум начинает искать самоопределения». . «Дифференциация, — справедливо замечает П. П. Блонский, — культивируется не столько сужением поля работы, сколько предоставлением ей возможности выявить и развить, индивидуальны тип учащихся со всеми его особенностями». В решении коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 11 декабря 1996 года, на котором рассматривался вопрос о проблемах и перспективах развития начального образования в Российской Федерации, отмечалось, что в настоящее время в школе представлены три варианта начального образования: первый базируется на традиционной системе образования; второй — на системе, предложенной Л. В. Занковым, и третий — на системе развивающего обучения, разработанной школой Д. Б. Эльконина — В. В. ДавыдоваСегодня в образовательной сфере существует слишком много точек зрения на сам образовательный процесс, на его понимание. Все они имеют право на жизнь, что не позволяет назвать самую верную, а остальные — отнести к разряду сомнительных. Это самым естественным образом разводит педагогических работников по всему образовательному полю в соответствии с их индивидуальными пристрастиями и возможностями. Дифференциация обучения – это учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах. Говоря о дифференциации обучения, делают акцент на процессе внесения определенных изменений в ход учебного процесса для отдельных групп учеников. Дифференцированное обучение – результат таких изменений. Понятие «дифференцированный подход» определяется как подход к процессу обучения, в русле которого предполагается дифференциация в различных видах и формах. Когда говорят «дифференцированный подход к обучащимся», это предполагает предъявление различных требований к различным группам учеников в овладении ими содержанием образования. Цели дифференциации: а) индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий, для выявлений задатков личности, развитии интересов и способностей каждого человека. б) целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального профессионального потенциала общества. Варианты дифференциации:
Типы дифференциации: а) внешняя - обеспечивает создание на основе определенных признаков (интересов, склонностей, способностей, достигнутых результатов, проектируемых профессий) относительно стабильных групп, отличающихся предъявляемыми к школьникам требованиям, отражающих различное содержание. б) внутренняя - организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуальные особенности учащихся в условиях организации учебной деятельности. Таким образом, при внутренней дифференциации на уроке личностно-ориентированное обучение достигается за счет педагогических технологий. Виды дифференциаций:
Вследствие использования различных видов дифференциации мы будем иметь и различный результат:
Важным фактором в ходе дифференцированного обучения является понятие "обучаемости". Рост обучаемости - это способность экономно (по затрате сил и времени) взять максимум образовательных и воспитательных ценностей возрастанием ориентации в событиях современности. Обучаемость - это индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений, навыков в процессе обучения. В основе обучения лежит уровень развития индивидуальных процессов. По степени обучаемости учащихся можно условно разделить на 3 уровня: слабые, хорошо подготовленные сильные. Слабые, недостаточно подготовленные ученики - это те, которые при поверхностном знании истории не проявляют заметного интереса к ее изучению и почти совсем не владеют приемами и умениями самостоятельной работы с учебным историческим материалом. Они не умеют воспринимать, усваивать и воспроизводить в образно-эмоциональной форме даже наиболее значительные факты, самостоятельно анализировать, сравнивать. Осуществляя групповую дифференциацию, я руководствуюсь следующими требованиями: создаю атмосферу, благоприятную для учащихся, ибо для того чтобы учебный процесс был мотивирован и ребёнок учился согласно своим индивидуальным возможностям и особенностям, он должен чётко представлять себе и понимать, чего от него ждут. 1 группа, обучающиеся с повышенным уровнем способностей Учащиеся, относящиеся к этой группе, могут вести работу со сложным материалом, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач, умеют выделять существенное, закономерное, достигают высоких уровней знания. 2 группа, обучащиеся с продвинутым уровнем способностей Эти учащиеся усваивают материал после тренировочной работы, не сразу выделяют существенное, закономерное, умеют увидеть в частном общее, овладев знаниями; для усвоения знаний им требуется более длительное время. Если учащихся 2 группы направлять, помогать, то они вполне смогут справиться и с заданиями 1 группы детей. 3 группа обучающихся с базовым уровнем способностей эти учащиеся усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объёме, выполняют задания репродуктивного характера, овладевают знаниями более длительное время. Состав групп непостоянен. Он может меняться не только на протяжении всего процесса обучения, но и на различных уроках.
Различные разноуровневые задания для текущего, тематического и итогового контроля знаний, умений и навыков. 1. Индивидуальные дифференцированные уровневые задания применяются учителем на уроке с самостоятельной работой. Они направлены на проверку оперативности, гибкости, конкретности, осознанности и прочности знаний. Для их выполнения достаточно выделить 10—15 минут. При выборе заданий разного уровня сложности учащиеся ориентируются на цветовой сигнал индивидуальной карточки: зеленый — первый уровень, синий — второй уровень, красный — третий уровень. Количество заданий в работе зависит от учебного предмета, уровня сложности, индивидуальных особенностей ученика и времени для самостоятельной работы. Отметка за выполненную работу выставляется учителем с учетом уровня сложности: максимальная отметка за первый уровень — три, за второй — четыре, за третий — пять. Проведя самоанализ знаний, учащиеся могут либо подтвердить умение выполнять задания своего уровня, либо предпринять попытку выполнить задание более сложного уровня. При получении отметки, не удовлетворяющей ученика, она не фиксируется. Учащемуся представляется разовая возможность повторного выполнения задания того же уровня после коррекционной работы, проведенной с помощью учителя или самостоятельно. 2. Дифференцированные задания с адаптацией применяются для обучения и проверки умения учащихся выполнять работу по образцу. Карточка с адаптацией имеет следующую конструкцию:
В соответствии с теорией поэтапного формирования действий учащиеся, объясняя вслух алгоритм выполненного задания своему соседу по парте, мысленно производят свертывание и обобщение учебной информации. При этом выполняемые действия начинают автоматизироваться. Карточки такого типа целесообразно использовать для проведения работы со «слабыми» и индивидуальной работы с отсутствующими на предыдущих уроках учениками. Кроме этого, каждый ученик при желании во внеурочное время может отрабатывать алгоритм выполнения заданий более сложного уровня. Выставление отметок проводится учителем с учетом индивидуальных особенностей учащихся, т.к. основной функцией дифференцированных заданий с адаптацией является не столько контролирующая, сколько обучающая функция. Для контроля усвоения теоретических знаний применяются адаптивные карточки с пропусками, которые должны быть заполнены учащимися в процессе первичного контроля усвоения знаний, умений и навыков на уроках разбора нового материала. Тест в данном случае - это разноуровневое задание для экспресс-контроля степени усвоения учащимися определенного учебного материала с правом выбора правильного ответа из нескольких предложенных. Для учителя и учащихся такой вид работы очень удобен. Во-первых, предлагая разноуровневые тесты, учитель обеспечивает достаточный интерес к работе и выполнение ее как слабыми, так и сильными учениками. Во-вторых, у всех школьников вырабатываются устойчивые умения и знания, которые зависят от их возможностей и предпочтений. В-третьих, педагогу легко увидеть общую картину усвоения темы в классе. В-четвертых, в процессе сравнения результатов выполненной работы с эталоном учащийся обучается самооценке, самоанализу и исправлению ошибок. Разноуровневые тесты целесообразно применять в качестве текущего контроля после изучения небольшого по объему учебного материала в блоке. Учащимся предлагается выполнить задание из 10—15 тестов, расположенных по степени возрастания уровня их сложности за определенный отрезок времени (7—10 минут). Для проверки работ используется само или взаимоконтроль при сличении с правильными ответами. Вопросы о критериях оценивания работ и о выставлении отметок в журнал или дневник учащегося решаются учителем самостоятельно.
Положительные стороны дифференциации
Дидактический материал с разноуровневыми заданиями. Фрагмент урока в 8 классе по теме «Внутренняя политика Александра 1 в 1815-1825г.г Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 года». Дифференцированная письменная работа, рассчитанная на 15 минут. На «3»
На «4»
На «5»
2. Опережающие задания
1. Использование зачетной системы контроля знаний Зачет по теме «Смутное время в России» Все задания делятся на 2 уровня сложности: обязательная часть (на «3» и дополнительная часть (на «4» и «5»). Обязательная часть. Для получения оценки «3» надо выполнить правильно не менее 7 заданий из этой части. 1. Укажите, под каким названием вошел в историю свод законов, утвердивший Юрьев день. 2. Продолжите фразу: «Первым русским царем из династии Романовых был…» 3. Какое событие было раньше: введение «заповедных» или «урочных» лет? 4. Укажите, каким историческим термином называется: работа крестьянина со своим инвентарем в барском хозяйстве? 5. Рязанский воевода, один из руководителей первого ополчения. 6. Что такое «крестоцеловальная запись»? 7. Чем был известен И.И.Болотников? 8. Каковы были цели участников восстания Болотникова? 9. Кто из перечня людей периода Смуты мог иметь такое прозвище: «не способнейший, а удобнейший»: А) Борис Годунов, 10.Кому принадлежат эти слова: «Братья, постоим за русскую землю, ополчимся поголовно: отдадим все наше имущество, если нужно, заложим жен и детей, но выкупим наше отечество»: а)В.Шуйский, б)И.Сусанин, в)К.Минин. Дополнительные задания. За каждый правильный ответ добавляется 1 балл. 11. Почему конец 16-начало17 века в Росси называют смутным временем? 12. Почему при избрании Михаила Романова на трон от него не потребовали обязательств, аналогичных «крестоцеловальной записи» Василия Шуйского? 13. Почему Василий Шуйский обратился за помощью к Швеции и какие это имело последствия. Положительные моменты
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями Опубликованы проекты демонстрационных вариантов ОГЭ на 2025 год Глава Рособрнадзора предложил реформу школьных экзаменов после 9 класса В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Статей за текущий месяц нет.
|
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены