РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Концертные выступления учащихся (из опыта работы с учащимися класса гитары)

Концертные выступления учащихся

Процесс обучения учащихся в ДМШ и ДШИ предусматривает целый комплекс обязательных элементов, из которых и складывается целостная система начальной профессиональной подготовки музыкантов. Концертные выступления - определенный итог на каждом этапе обучения. Следует сказать, что все составляющие системы подготовки юных музыкантов, начиная с постановочного процесса, овладения первоначальными исполнительскими навыками и знакомства с нормами сценического поведения, чрезвычайно важны и качественная степень их закрепления во многом определяет уровень концертных выступлений.

Однако предмет нашего разговора конкретная подготовка к сценическим выступлениям различного уровня. Это и внутришкольные концерты и конкурсные состязания различной степени сложности. Следует отметить, что программа и репертуарный план каждого года обучения не предусматривают доведение каждого изучаемого произведения до концертного уровня. Какие-то произведения изучаются в ознакомительном порядке, другие в качестве иллюстрации определенного музыкального жанра или закрепления исполнительских приемов и только некоторые, представляющие наибольшую эстетическую ценность, доводятся до степени завершенности и максимально профессионального прочтения нотного материала и музыкальной образности.

Едва ли не определяющее значение для доведения произведения до концертного показа является начальный этап - правильная текстовая проработка. По мнению многих музыкантов одной из главных причин, вызывающих волнение и даже определенный страх у учащихся, является боязнь забыть текст. Об этом писал еще Ф. Бузони, говоря, что память – почти единственная причина волнения. Волнуются (имеется в виду некоторый предстартовый страх) потому, что бояться забыть. Боязнь за текст может привести к скованности психики и игрового аппарата.

Целесообразно учить произведение с учетом формообразующих элементов (т.е. по фразам, предложениям и т.д.), тогда ученику становится понятной логика развития музыкального материала, проявляется смысловая составляющая музыкального образа. Некоторые педагоги ставят под сомнение целесообразность заучивания текста по фразам. Чрезмерно много отрабатывать фразы вне контекста, безусловно, не следует. Память может подвести именно в местах сцепления смысловых единиц. Однако здесь все зависит от «дозировки». Конечно, не имеет смысла долго шлифовать одну фразу вне контекста, но доведение ее до внятного звучания необходимо, особенно учитывая специфику гитарного исполнительства. Гитара - инструмент, обладающий достаточно скромными динамическими возможностями и одновременно невероятно сложный. Это не просто красивая фраза, об этом говорили многие великие музыканты. А в чем, собственно, сложность? В обретении оптимального, полноценного, объемного, всепроникающего звука.

Таким звуком владел А. Сеговия. Такую сверхзадачу ставят все гитаристы, занимающиеся гитарной практикой: исполнительством, педагогикой. Именно поэтому в работе над текстом изучаемого произведения необходима детальная фразовая проработка. Мотив, фраза, предложение – те смысловые единицы («блоки»), из которых складывается музыкальное «здание», законченное произведение. И чем лучше «отшлифованы» эти «блоки», тем крепче «музыкальное здание». Еще раз напомню –эта часть работы требует точной «дозировки», педагогического контроля за процессом закрепления изучаемых фраз и своевременного соединения их в предложения, периоды, т.е. более крупные смысловые структуры.

Текст произведения выучен. Что дальше!? Далее следует осмысление характера, музыкальной образности. Передача эмоционально - образного плана средствами артикуляции, штриховой выразительности, динамики. Хочу уточнить: часто этот процесс идет параллельно с текстовой проработкой. Однако, полноценно это осуществимо все-таки, условно говоря, на втором этапе изучения произведения, когда текст в определенной мере закреплен. Чрезвычайно важно не механически, формально заучивать текст, а добиваться эмоциональной наполненности. Музыкальный образ не всегда можно перевести в вербальную плоскость, объясняя задачу учащемуся. Да и не нужно этого делать. Музыка - это звуки. Постигая музыкальный образ, следует оперировать интонационно – звуковыми представлениями. Необходимо звуки наполнить эмоционально. Взволновать может только тот, кто волнуется сам. Здесь речь идет о волнении в образе, не путать с предстартовым концертным волнением, которое необходимо минимизировать. Нужно проникнуться музыкальным материалом. Представить идеальное звучание фразы, предложения, определенной текстовой части. Идеальное в вашем понимании. Здесь очень важен творческий диалог педагога и учащегося. Необходимо чаще иллюстрировать те или иные исполнительские аспекты. Опираться следует не на отвлеченный визуализированный образ, а на музыкальную образность, воплощенную в нотном материале и оживившую в звуках. Чаще всего выпадение памяти случается в эпизодах, заученных формально, механически.

Запоминать следует музыку, а не формальную последовательность нот. Важно интонационно и эмоционально осмыслить нотный текст, понять логику развития музыкального образа. Эмоциональная наполненность исполняемого материала, оживший музыкальный образ – именно это способствует прочному запоминанию музыкального произведения.

Существует еще целый ряд определенных приемов работы с нотным текстом, помогающих прочному усвоению музыкального материала. Только очень уверенное текстовое знание произведения является условием полноценного воплощения музыкальной образности. Выделяют три вида музыкальной памяти: зрительная, музыкально – слуховая и двигательная. Решающей для запоминания является музыкально – слуховая память, включающая в себя и фактуру произведения, и образно – эмоциональную сферу. Однако следует сказать, что все виды музыкальной памяти взаимодополняют друг друга. Двигательное запоминание поддерживает слуховое.

В начальной стадии работы с нотным текстом главная роль принадлежит сознательному освоению всех деталей музыкального произведения и его структуры в целом. Постепенно сознательно контролируемые игровые процессы автоматизируются и переходят в сферу подсознательного. Автоматизируется все, что относится к технологии исполнения, благодаря чему во время концертного выступления мы, не скованные техническими задачами, имеем возможность направлять все свое внимание на полноценное воссоздание художественного образа.

Существенную помощь в запоминании музыкального произведения может оказать работа с нотами без инструмента. Что это значит!? Учащийся, визуально читая текст, мысленно представляет конкретную работу левой руки на грифе и правой, с соблюдением отработанных аппликатурных формул. Безусловно, такая работа требует определенных навыков, но начинать ее необходимо именно в стенах ДМШ, конечно, не ранее 3-го года обучения, когда уже сформирована начальная исполнительская база. Начинать с более простого процесса. Можно давать учащемуся задание записать выученное произведение или его отдельные части в виде нотного текста, конечно, без помощи инструмента. Эта работа активизирует музыкально- слуховую и двигательную виды памяти, т.к. в процессе записи текста звучащая в сознании фактура подкрепляется двигательной имитацией. Таким образом, взаимодействуют все три вида памяти: музыкально - слуховая и двигательная память воссоздают зрительный ряд нотного текста. После закрепления этого навыка можно переходить непосредственно к работе с нотным текстом без инструмента и далее - без инструмента и нотного текста, только на уровне сознания. Конечно - это высший уровень. Но начинать и развивать все формы работы с нотным текстом все-таки следует именно в рамках ДМШ, хотя бы с перспективными учащимися, ориентирующимися на продолжение профессионального музыкального образования. Потому что именно такая работа способствует наиболее прочному закреплению нотного текста, а это снимает определенные психологические зажимы, в частности, волнение или даже страх за знание музыкального материала.

И тем не менее, волнение все равно присутствует непосредственно перед концертом. И это вполне нормально - волнение в образе, волнение за интонационно – звуковой ряд и наиболее полное воплощение музыкально - художественных идей. Включение на сцене сознания в технические процессы нежелательно и может привести к забыванию текста. Важна опора именно на звуковой ряд, на фактуру произведения, звучащего в сознании. Чем отчетливее в сознании звучащая фактура исполняемого произведения, тем меньше места для необоснованного страха за провалы в памяти.

В день концерта очень важно психологически правильно настроить учащегося. Не следует педагогу давать последние наставления, касающиеся интерпретации. У ученика своя психика, он уже по- своему настроен на исполнение и подобные советы перед выходом на сцену могут лишь вызвать скованность, неуверенность. Полезнее в данном случае настроиться на максимальную отдачу. Очень мешает повышенное сознание ответственности. Недопустимы мысли типа: «А что обо мне скажут, если я сыграю неудачно!?». Как один из психологических приемов можно предложить самоиронию. Чтобы понизить градус волнения, следует учащемуся настраиваться следующим образом: «Я сыграю, как могу. И даже если это будет не лучшее исполнение, я очень хочу выступить!» Очень важную роль играет именно желание выйти на сцену!

Хочется выразить надежду, что данная статья поможет педагогам, особенно начинающим, в подготовке учащихся к концертным выступлениям.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены