РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Применение технологии проблемного обучения на уроках русского языка

Экстенсивный путь простого увеличения количества учебного времени для лучшего усвоения знаний по учебным предметам давно исчерпан. При этом требования к уровню образованности выпускников постоянно растут. Справиться с данным противоречием помогает применение в обучении  новых педагогических технологии. Одна из их – технология проблемного изучения.

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Основными понятиями технологии являются «проблемная ситуация» и «учебная проблема». Проблемная ситуация – это состояние интеллектуального затруднения, при котором испытывается потребность выйти из этого затруднения, разрешить его.

Я пользуюсь данной технологией потому, что ее целью является не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути получения знаний, формирование познавательной самодеятельности ученика, а также развитие творческих способностей.  Проблемные ситуации  создаю на уроках целенаправленно, применяю метод для проведения всего урока.

Структура урока, проводимого по технологии проблемного обучения, такова: 1) возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы, 2) выдвижение предположения и обоснование гипотезы, 3) доказательство гипотезы, 4) проверка правильности гипотезы.

Начать урок можно с повторения необходимых для решения проблемы знаний.  При изучении темы «Основные  группы сложноподчиненных предложений» в 9 классе это может быть повторение способов классификации словосочетаний, пунктуации в сложном и простом осложненном предложении. Для определения проблемы учу детей составлять таблицу «Знаем – не знаем»:

Знаем

Не знаем

1.Что такое СПП

*более 1 грамматической основы,

*простые предложения соединяются подчинительными союзами,

*есть главное и придаточное предложения,

*от главного предложения к придаточному можно задать вопрос,

*в главном предложении может быть определяемое слово

1. Какие могут быть группы СПП

2. По какому принципу распределяются предложения по группам

3. Сколько групп

4. Названия групп

 

Проблема может быть сформулирована  в виде вопроса: На сколько групп и по какому принципу разделяются СПП?

Выдвижение и обоснование гипотезы – один из трудных этапов работы над проблемой, поэтому здесь необходима направляющая роль учителя. Помогаю с отбором материала, сообщаю, например, что сведения о классификации словосочетаний  помогут  разделить на группы СПП, среди данных для повторения пунктуации предложений имеются примеры всех группы, советую составить схемы анализируемых предложений.

Гипотеза: СПП, как и словосочетания, делятся на три основные группы, разделение происходит по средствам связи или по способу выражения определяемого слов, или по смысловому вопросу.

Для проведения аналитической работы у учащихся необходимо развивать умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности. Объем преподавательской помощи  зависит от уровня образованности учащихся в классе и степени развития умений и навыков работы по проблемной технологии.

Во время работы по определению групп СПП ученики пришли к следующим выводам:

  • Нельзя разделить СПП на группы по определяемому слову, так как ОС может быть выражено именем существительным, глаголом, местоимением, а ОС, выраженных местоимениями, в предложенных примерах нет.
  • Нельзя разделить СПП на группы по средствам связи, так как союз «что» единичен.
  • Можно разделить на три группы по смысловому вопросу. Первая группа отвечает на вопросы определений, вторая – дополнений, третья – обстоятельств.
  • Можно назвать группы СПП так же, как группы словосочетаний: определительные, дополнительные, обстоятельственные.

Заключительный этап, проверка гипотезы, провожу разными способами: ученики сравнивают полученные в результате самостоятельного исследования выводы с определением или лингвистической статьей в учебнике, выполняют упражнения, подтверждающие или опровергающие их.

Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения результатов. Действия учащихся  с учебным материалом носят преобразующий характер. Такая деятельность затрагивает всю личность: напрягаются ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллект и чувства, удовлетворение от сделанной работы. Эта работа формирует у учащихся устойчивый интерес к поиску знаний как черту личности.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены