РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках технологии

Размерова Г.А.,
учитель технологии,
МОУ СШ № 110

В течение нескольких лет я занимаюсь проектно-исследовательской деятельностью с учащимися 10-11-х классов. Так как я человек творческий, главным в моей работе считаю, что таким видом работы могут заниматься только инициативные, с хорошими организаторскими способностями, чуткого отношения к детям, большой эрудированности люди.

Целью моей работы, является обучение учащихся началам исследовательской деятельности через урок, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении.

Задачи, которые я ставила перед собой:

  • создание проблемных ситуаций на уроках;
  • активизация познавательной деятельности учащегося в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез;
  • развитие организационных, ораторских умений учащихся;
  • использование различные дидактические средства создания проблемных ситуаций: исследовательская задача, проблемный вопрос, моделирование эксперимента, дискуссии.

Так как я долгое время вела уроки технологии только в 10-11 классах (основная должность завуч в школе), я много время уделяла проектно-исследовательской работе.
Исследовательская работа начинается с постановки проблемного вопроса, который даёт рождение большому количеству разнообразных по содержанию, объёму исследования и сложности тем.

Тематика исследовательских работ и проектов весьма разнообразна, например: «Исследование проблем рационального питания школьников», «Новогодняя ель», «Необычные возможности обычной бумаги», «Искусство гильоширования», «Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности» и т. д.

Моим педагогическим результатом исследовательской работы с учащимися являются их достижения. Ставшее уже традиционным участие в городском конкурсе учебно - исследовательских работ старшеклассников «Я и Земля» им. В.И.Вернадского. В 2015 году ученица 11 класса Таня стала победителем городского конкурса. Тема ее работы была «Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности». Данную работу по достоинству оценила весьма представительная комиссия и участники данного конкурса. Тема у работы была оригинальной, в ней есть необходимый элемент неожиданности, необычности, реальна, интересна для Тани. Свою работу она выполняла на базе детского сада №….. После 10 класса девочка подрабатывала в детском саду на летних каникулах. Помогала воспитателям в работе с детьми. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, поэтому проблема формирования навыков общения у детей младшего дошкольного возраста при помощи игры является актуальной. Анализ педагогической литературы показал, что использование игры, как средства развития навыков общения является мало разработанной, не в полной мере описано формирование общения со сверстниками в условиях детского сада.

Этот факт и определил тему работы: «Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности».
Чаще всего учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Моя помощь учащимся была необходима на этапе осмысления проблемы, постановки цели и найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект.

Эти проекты способствуют познавательную деятельность учащихся, расширению представлений о проектно – исследовательской работе. Каждый проект сопровождается компьютерной презентацией.

Кстати, учебный проект – прекрасный способ проверки знаний учащихся. Они приобретают достаточный опыт при работе над самостоятельными персональными проектами.

Литература:

  1. Авдеева Н. В. Опыт использования учебно-исследовательской деятельности в образовательной практике // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.2. — С. 147-150.
  2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены