РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Мы музыке за всё «спасибо» говорим

Автор: Хоменко Екатерина Николаевна

Мы музыке за всё «спасибо» говорим
И, веря в торжество её, - творим.
О. Гаджикасимов

Искусство – необходимая часть жизни человека. Это в полной мере относится и к музыкальному искусству.

Каждый год в первый класс школы приходят совершенно иные дети, иное поколение.

Как разбудить в наших детях интерес к самим себе?

Как заставить душу «трудиться»?

Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – необходимой частью жизни?

Сознание детей пока ещё не расчленено, и оно способно художественно осваивать мир, делать бесконечные переносы одних качеств предметов на другие. Но постепенно с возрастом эта способность утрачивается.

Взрослые предлагают детям все делать по якобы правильной схеме, отработанному шаблону. В результате мы получаем стандартно мыслящего человека, лишенного творческого восприятия мира. А общество нуждается в активных творческих личностях.

Сейчас многие педагоги сталкиваются с тем, что традиционные формы, методы и средства организации учебно-воспитательной деятельности, не отвечают требованиям сегодняшнего времени. Среди методов, способных помочь решить данное противоречие – это поиск и реализация эффективных подходов к процессу формирования и развития творческого потенциала личности. Программа «Музыка», разработанная под научным руководством Е.Д.Критской для общеобразовательной школы, изменила подходы к изучению музыки в школе, к теории и практике музыкально-эстетического воспитания. Она направлена не только на усвоение системы знаний по музыке, но и на развитие творческих способностей на самореализацию личности школьников, фундаментом которой является системно – деятельностного подход.

Системно - деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования нового поколения, который нацелен на развитие личности. Обучение организовано так ,чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Современный урок музыки – это урок, созвучный времени.

Я так определяю задачи урока музыки:

  • образовательная – вооружить обучающегося системой знаний, умений, навыков.
  • развивающая – развивать познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности.
  • воспитательная – формировать нравственные качества личности, научное мировоззрение, взгляды и убеждения.

Реализация поставленных задач опирается на систему дидактических принципов:

  • Принцип деятельности
  • Принцип непрерывности
  • Принцип целостности
  • Принцип психологической комфортности
  • Принцип вариативности
  • Принцип творчества.

Хороший современный урок – это время, когда ученик познает себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. Предлагаю один из приемов своей работы:

Технология использование информационных карт.

Разработка данной технологии имеет теоретическую основу технологии и методики работы учителя – новатора Виктора Федоровича Шаталова. Он разработал систему обучения с использованием опорных сигналов - взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом, достигая высоких результатов. Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию. Необычайно ценное свойство методики Шаталова – возможность непрерывно её развивать каждому учителю. Я взяла его методику за основу.

Информационные карты разрабатываются мною по определенной теме, согласно информации данной по этой теме в учебнике, дополнительных сведений по проблеме, музыкального материала. Лист распечатывается учителем на каждого ученика в классе. Лист заполняется обучающимися в процессе урока с учителем, который нацеливает на поиск информации из текстового источника (учебника, словаря, энциклопедии…) с помощью заранее продуманных вопросов и логики изложения материала урока, призывая к анализу, логическим умозаключениям. Текст карты содержит начальные формулировки предполагаемых знаний и выводов по теме.

Таким образом, ученик не пассивно получает информацию, а ищет верные решения, делает самостоятельно открытия, сомневается, радуется. На карте присутствуют задания, которые дают возможность обучающимся выразить свое отношение к изучаемому материалу, эмоции по восприятию музыкального репертуара, творческие задания ( изобрази, допиши, сочини, укрась…), которые требует максимальной активности на уроке и грамотного использования и применения своих знаний. Такая работа приводит деятельность педагога и обучающегося к положительным результатам.

В учебном процессе задействованы все ученики – « нет созерцающих и отстраненных». У педагога есть возможность оценить работу каждого ученика, как в процессе ведения урока – активность, грамотность, стремление, так и после, подводя итоги – проверяя работы, грамотность заполнения и выполнения заданий.

Используя на уроках информационные карты, тем самым решаю следующие задачи:

  • помогаю эффективному накоплению знаний;
  • поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;
  • осуществляю личностно - ориентированную направленность;
  • побуждаю к самооценке, анализу и исправлению ошибок.
  • созданию атмосферу сотрудничества и доброжелательности в классе;
  • созданию“ситуации успеха” для каждого учащегося;
  • использую элементы занимательности, нестандартности при изучении материала;

После проведения работы, обучающееся фиксируют информационный карту, вклеивая его в тетрадь. Эстетично оформленная работа, которая содержит точный и необходимый материал по теме, помогает эффективному выполнению домашнего задания и проведения рефлексии по изученному материалу на следующем уроке, пополняет копилку знаний ученика.

На сегодняшний день над современным миром нависла глобальная проблема - утрата человеком духовности , что породило целый ряд конкретных проблем, имеющих прямое отношение к образовательному процессу и его результатам:

  • доминирование развития интеллекта в ущерб развитию эмоциональной, нравственной, эстетической сферы личности, что ведет к чрезмерному прагматизму сознания;
  • доминирование обучения в ущерб воспитанию, что влечет за собой угасание традиций, культуры.

В этой связи самая «больная» проблема образовательной практики - проблема пробуждения, оберегания, сохранения и развития творческого потенциала детской личности. И снова возникает вопрос: как это сделать?

Один из вариантов решения обозначенных мною проблем - это обращение к арт - технологиям.

Арт-технологии – это методы, использующие невербальный язык искусства для развития личности и дающие возможность контактировать с глубинными аспектами духовной жизни, с внутренней реальностью, складывающейся из мыслей, чувств, восприятий и жизненного опыта. Дидактические принципы арт-педагогики, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и задачами, формулируются следующим образом: принципы гуманизации, творчества, рефлексивности, интегративности.

На уроках музыки использую следующие приёмы:

  • вокало - терапия;
  • сочинение простых мелодий на предложенный текст.
  • сказко - терапия (проигрывание сказок);
  • изо - терапия (изобразительное творчество, музыкально-образная графика - « танцующий карандаш»)
  • драма - терапия ( инсценирование песен)
  • игро - терапия
  • видео - терапия

Интеграция различных видов искусства очень важна на уроках эстетического цикла.

На своих уроках эффективно использую арт-технологию «Танцующий карандаш» (музыкально– образная терапия),которая успешно применяется мною на моих уроках и имеет положительный эмоциональный отклик у обучающихся, активизируя познавательную активность, позволяет решать не только предметные задачи. Данная технология, адаптированная мною для уроков музыки, основана на трудах американского психолога Адриана Хила, известна с 1938 года и применяемая им для лечения детей, вывезенных их фашистских лагерей. Основная цель – гармонизация личности через развитие способностей самовыражения и самопознания.

Обучающиеся, слушая музыкальное произведение, без предварительного объявления педагогом его названия, фиксируют карандашом на листе бумаги свою слуховое восприятие звучащей музыки, отражая в линии динамическую, темповую, интонационную характеристику. «Художник» не контролирует движение карандаша, а дает ему полную свободу, подчиняя свое восприятие движению руки. Результатом такого необычного « танца» карандаша под музыку является некое сплетение линий разной конфигурации толщины на бумаге. Прослушивая произведение вторично, ребенок осуществляет подбор цветовой гаммы, согласно эмоциональному восприятию музыки и осуществляет поиск необычных образов в рисунке, окрашивая их. Художественные работы становятся креативным продуктом, рожденным в процессе проживания, прочувствования, осмысления по-новому произведений искусства, введенных в контекст содержания, темы урока. Ученик может дать название своей необычной записи музыки композитора, согласно своим впечатлениям от услышанного, сравнить с собственным названием произведения , сделать выводы.

Технология расширяет пространство воображения ребенка, развивает и усиливает внимание к чувствам, дает возможность научиться прислушиваться и доверять собственным ощущениям. Побочным продуктом арт – технологий , применяемы на уроке является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.

Можно быть гениальным композитором, можно быть гениальным исполнителем, но можно быть и гениальным слушателем», - говорил Д.Д.Шостакович. В процессе слушания учащиеся на основе ассоциативного восприятия выполняют пластические импровизации.

«Пластическое интонирование»- выражение музыки в жесте, мимике, движении. Взять в свою руку звук и вести его, строго следуя за движением главной мысли произведения - приём «слушание рукой». Дети «рисуют» рукой движение музыки. Характерной особенностью уроков музыки является творческая атмосфера, царящая на уроке, и, как следствие, творческая активность школьников, которые являются «соавторами» урока, деятелями учебного процесса.

«Пластическое интонирование» - это один из способов, одна из возможностей «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние . Способность учителя найти такие обобщающие движения, которые бы выразили главное: душевное состояние, отраженное в музыке,- это способность решает очень многое, ибо эти движения могут стать настолько понятными, настолько «заразить» детей эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки.

Можно привести в пример дирижера - человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время «играет» таким колоссальным инструментом, как оркестр. Исполнение музыки движением дает учителю увидеть, как слышит музыку каждый ученик. В то же время исполнение музыки движением раскрепощает ребят и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не «выключаясь».

Нет ничего скучнее в жизни, чем однообразие, поэтому пагубно действуют на процесс и результаты общения с музыкой постоянное повторение традиционных вопросов или заданий. На каждом уроке нужна проблема, новизна, неожиданность, интригующая ситуация, актуальная и доступная конкретному классу.
Практический опыт преподавания в области музыкального искусства в школе, позволяет мне утверждать, что организация системы домашних заданий по предмету «Музыка»- важный и необходимый этап в формировании и становлении интеллектуально-творческой личности школьника на всех его возрастных ступенях.

Важными критериями домашних заданий, повышающих интерес к музыке как школьному учебному предмету, являются элементы занимательности, смекалки, игры и творческого подхода. Это воплощается в таких творческих, проблемных домашних заданиях как: рисунки, музыкальные кроссворды, ребусы, загадки, рефераты, творческие проекты (презентации) с их творческой защитой.

Уроки музыки, как уроки творчества призваны сыграть немалую роль в творческом и общем развитии личности. Через творчество на уроках музыки созидается и потенциальный слушатель, и развивается креативность ребенка.

За каким же учителем идут дети! Вероятно, за тем, с кем интересно и от кого не хочется уходить. За тем, кто в общении видит и слышит ребенка и помогает ему ответить на жизненные вопросы, кто сам не боится сделать шаг в незнакомое.

Я – учитель, проводник детской души и слуга музыки, обязана слить диаду души и искусства, где нет ничего мелкого, незначительного, постороннего – не упустить, разглядеть, раскрасить и зазвучать. Открытия в душе рождают талант «быть человеком».

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены