РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Значение художественной литературы в экологическом воспитании школьников

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е.Евтушенко

Всем известно, что художественная литература глубоко воздействует на чувства детей, воспитывает, прививает любовь. Посредством художественной литературы можно заниматься патриотическим, нравственным, физическим, экономическим воспитанием (Е. Пермяк « Тайна цены»), и конечно же экологическим, на нем мне сегодня и хочется остановиться.

Проблема экологического воспитания– одна из самых актуальных на сегодняшний день. В школьном возрасте закладываются основы экологической культуры. Очень важно с детства формировать представление детей о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде, а природа в свою очередь нуждается в заботе и защите человека. Как говорил русский писатель Михаил Пришвин:

"Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину".

Писатели, поэты, всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. В художественных произведениях о природе М. Пришвина, В.Бианки, К. Паустовского, Е. Чарушина, А. Фета, Ф. Тютчева, Г. Скребицкого сочетаются научное содержание и художественное слово. Эти произведения, с одной стороны, воспитывают в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой обогащают их представления, учат выделять закономерности природных явлений.
А.В.Сухомлинский писал: «Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир» Вот почему так важно с раннего детства прививать у детей любовь к чтению художественных произведений.

Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе.

Вы, наверное, обратили внимание на то, что наши поэты, писатели очень интересно, живо, нежно описывают и муху, и комара, и паучка. И это правильно! Если с детства детей окружает добро и ласка, то у него возникает желание беречь и любоваться всем живым. А в дальнейшем, произойдёт перенос такого поведения на взаимоотношения с людьми, которые будут окружать ребёнка.

У истоков художественной литературы всегда стоял фольклор. Одним из видов фольклора, который носит природоведческий характер, является детский фольклор. Его используют чаще в младших классах. Это, песенки, потешки, заклички - обращение к солнцу, дождю, радуге, птицам, подражание голосам птиц и животных. («Солнышко-ведрышко», «Радуга-дуга» «Дождик-дождик пуще.»)

На протяжении всей школьной жизни детей окружает такой вид фольклора, как загадки. Они играют большую роль в ознакомлении детей с природой. Во многом «экологичны» сказки: в них нашло отражение осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания. В них, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов В экологическом воспитании школьников, посредством художественной литературы, можно опираться на труды К. Д. Ушинского - основоположника русской педагогической науки. Он считал, что начинать обучение детей следует с рассказов о временах года, самом человеке, домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях Еще одним из основоположников детской природоведческой книги считается В. Бианки. Произведения В. Бианки помогают в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы. Посредствам произведений этого автора, можно показать детям, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии.

Умение видеть природу – первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первой условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощутить себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой, что нам и доказывают произведения Виталия Бианки. Такие как "Лесная газета", "Наши птицы", "Синичкин календарь" в которых школьники узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.

Много интересного о поведении птиц в книгах Г.Скребицкого, Е.Чарушина, Н.Сладкова. Об интересных повадках насекомых рассказывают книги В.Танасийчука «Шестиногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?», Н.Розанова «Муравей Красная Точка», «Подземный путешественник». Познакомившись с книгой Ф. Льва «Для чего деревьям листья?», школьники узнают о строении листа и его назначении.

Все эти произведения учат детей быть добрыми, любить свою Родину, животных и, вообще, в целом весь природный мир, который окружает человек.
Школьники чутко реагируют на поэтическое слово. Художественное слово усиливает впечатление от непосредственных наблюдений, оно развивает воображение и усиливает мыслительную деятельность.

Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, к родному краю, к Родине. У детей школьного возраста можно продуктивно воспитывать любовь к природе через художественную литературу, произведения писателей-классиков способствуют экологическому воспитанию.

После прочтения произведений о природе: М. Пришвина, В.Бианки, К. Паустовского, Е. Чарушина, А. Фета, Ф. Тютчева, Г. Скребицкого, Н. Розанова, Н. Сладкова у школьников проявляется интерес к животному и растительному миру. Дети становятся более эмоционально восприимчивыми и отзывчивыми к явлениям, происходящим в живой и неживой природе, более наблюдательными, учатся сопереживать в различных ситуациях, выражать доброжелательность по отношению к объектам природы.

Способствовать развитию интереса к природе необходимо комплексно, через чтение, анализ, применение на практике, выполнение заданий в качестве закрепления материала.
Приобщая обучающихся к художественной литературе, необходимо рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем обязательно даст свои плоды.

Общение ребёнка с художественным текстом должно быть ежедневным. Читать могут не только сами дети, но и учителя, воспитатели, старшие школьники.

Совместное чтение - это прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу одноклассников, отдохнуть, пообщаться, обсудить возникшие проблемы.
При этом мы, взрослые, должны умело подбирать литературу для чтения.

Еще раз назову авторов, в книгах которых вы найдете много интересного о поведении птиц, животном и растительном мире. Это Г.Скребицкий, Е.Чарушин, Н.Сладков, В.Танасийчук, Н.Розанов, В. Бианки многие другие.

В заключение хочется отметить, что формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающей его природе, единства с нею, осознание необходимости оберегать её. В школьном возрасте эти умения формируются в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков взаимодействия с природой. А художественная литература о природе является одним из средств воспитания экологической культуры. О чём мы сегодня и говорили…

Список литературы:

  1. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие (под ред. Л.Н. Прохоровой), – М.: АРКТИ, 2004;
  2. Ю.В. Новиков Природа и человек – М.: Просвещение, 2006;
  3. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания С.Н. Николаева, – М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 2008.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены