РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование знаково-символических универсальных учебных действий на уроках географии

Наталья Анатольевна Пирогова,
учитель географии МБОУ СОШ №120
Новосибирская область, г. Новосибирск

Для результативного освоения предметного материала при изучении географии необходимо создать условия для того, чтобы дети научились понимать и анализировать («видеть») географические тексты, общегеографические и тематические карты. Учитывая особенности современных обучающихся, это может быть затруднительно. Решить многие проблемы, возникающие в процессе учебной деятельности, вызвать заинтересованность обучающихся, создать атмосферу успешности на уроке, помогает применение соответствующих, тщательно отобранных педагогических технологий. Одна из очень перспективных технологий – это технология коллективного взаимодействия.

Технология коллективного взаимодействия - это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми – диалогических групп. Эта педагогическая технология очень продуктивна в использовании на уроках географии, особенно в коллективах, имеющих такой опыт такой работы ранее, в начальных классах. Применение технологии в современной школе очень актуально, и, не смотря на многолетнюю историю, отвечает современным требованиям образования.

Использование технология коллективного взаимодействия помогает учитывать индивидуальные особенности учащихся и развивать способности каждого ученика.

Исходя из требований ФГОС, технология коллективного взаимодействия способствует формированию следующих УУД:

1. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

2. Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

3. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

4. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Особое внимание нужно уделить еще одной группе УУД, это:

5. Знаково-символические действия составляют особую группу универсальных учебных действий, обеспечивающих конкретные способы преобразования учебного материала и выполняют следующие функции:

  • кодирование — передача и прием информации;
  • схематизация — использование знаково-символических средств, выполняющие функции отображения учебного материала;
  • моделирование − выделение и отображение существенных признаков объекта с помощью оперирования знаково-символическими средствами.

Таким образом, умение строить учебные модели и работать с ними является одним из компонентов общего приема решения учебных предметных задач. Визуализация заданного текста при изучении географии с помощью модели позволяет перевести сюжетный текст на географический язык и увидеть структуру географических отношений, скрытую в тексте.

Использование одних и тех же знаково-символических средств способствует формированию обобщенного способа анализа географической задачи, выделению составляющих ее компонентов и нахождению путей решения.

Использование коллективного взаимодействия для формирования знаково-символических универсальных учебных действий можно продемонстрировать на примере урока географии в 7 классе «Страны Европы». Учащимся предлагается текст с описанием страны, текстовую информацию участники группы должны представить в виде картографического конспекта. Работа является творческой, поэтому допустимо использование рисунков, небольших текстовых фрагментов, общепринятых и придуманных условных знаков. Учащиеся сами распределяют роли в группе: креативщик, художник, научный консультант, картограф и т.д., и ставят сами задачи для достижения цели, опираясь на задачи, поставленные учителем.

Использование на уроках географии заданий на формирование знаково-символических универсальных учебных действий с помощью технологии коллективного взаимодействия способствует достижению следующих результатов:

  1. Учащиеся понимают и анализируют географические тексты
  2. Учащиеся совершенствуют навыки анализа географических карт
  3. Учащиеся учатся достигать поставленные цели с помощью коллективного взаимодействия, при распределении ролей в группе.
  4. Формируется атмосфера успешности на уроках.

Достигнутые результаты подтверждают перспективность и продуктивность применения данной педагогической технологии на уроках в современной школе.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены