РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование читательской грамотности на уроках географии

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над словами.
В.А. Сухомлинский

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности[1].

Читательская грамотность (или встречающееся еще одно понятие «фоловерская осведомленность») является метапредметным умением, так как чтение и понимание учебных текстов, умение получать информацию с текста, осмысливать её и применять для решения различных учебных и практических задач нужны для обучения на каждом учебном предмете. Поэтому на формирование читательской грамотности должны быть направлены усилия каждого учителя-предметника, в том числе и учителя географии[16].

Понятие «читательская грамотность» появилось в контексте международного исследования PISA, которое направлено на оценку способности 15-летних учащихся применять полученные в школе знания и умения в различных ситуациях. В рамках исследования PISA оцениваются читательская, математическая и естественнонаучная грамотность. В соответствии с исследованиями PISA читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Читательская грамотность включает: понимание своего непонимания, умение восстанавливать и поддерживать свое понимание на должном уровне, а желаемый уровень понимания зависит от задачи, которую ставит перед собой читатель. Говоря о читательской грамотности, можно подчеркнуть активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей[1].

В проводимых международных исследованиях PISA принято диагностировать три уровня читательской грамотности:

  • Умение найти и извлечь информацию из текста.
  • Возможность интегрирования и интерпретации прочитанного.
  • Осмысление и оценивание прочитанного и предполагает опору на знания, опыт, собственные убеждения.

Первое читательское умение: найти и извлечь информацию из текста, предполагает концентрацию читателя на отдельных фрагментах информации текста. Чаще всего искомая информация находится в какой-то одной части текста.

Второе умение: интегрировать и интерпретировать прочитанное, предполагает, что читатель соединяет отдельные части текста, связывает их друг с другом и истолковывает. Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую.

Третье читательское умение: осмысление и оценка предполагают опору на знания, идеи и чувства, известные читателю до знакомства с текстом. Вопросы на осмысление требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниям для того, чтобы сравнивать, противопоставлять и предполагать. Все три уровня читательских умений тесно взаимосвязаны, они востребованы при выполнении разных учебных заданий[2]..

Примеры заданий трех уровней читательской грамотности:

Задание первого уровня читательского умения:

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
«Глобальное потепление: гималайские горы готовят смертельный удар»
Эксперты Организации Объединенных Наций пришли к выводу, что причиной таяния древних гималайских ледников стало глобальное потепление. Для исследования этого горного района была создана специальная группа альпинистов, которая была направлена в регион. В течение двух недель лучшие альпинисты мира, многие из которых являются по совместительству и экологами, изучали в горах последствия глобального потепления. К сожалению, информацию они предоставили самую неутешительную. По свидетельству альпинистов, признаки уже полностью вступившего в силу потепления видны всюду: на скалах обнаружены глубокие следы отступающих ледников, а ледниковые озера уже наполнены измельченным льдом.
Знаменитый ледник, с которого около пятидесяти лет назад поднимались на Джомолунгму ее первые покорители – Норгей Тенцинг и Эдмон Хиллари, отступил более чем на пять километров вверх, и его таяние продолжается. Свыше сорока гималайских ледниковых озер могут вскоре выйти из берегов. Если это произойдет, то последствия будут плачевными. Переполнение ледниковых озер вызовет горные сели и наводнения, представляющие угрозу жизням тысяч людей.
Исследования, проведенные в Непале и Бутане, показали. Что начиная с 1970-х годов повышение температуры почти на один градус по Цельсию привело к таянию снежных равнин и ледников и, как следствие, наводнению озер. В 1985-м в Непале переполненное озеро разрушило 14 мостов. Только в Непале и Бутане обнаружено по меньшей мере 44 потенциально опасных озера.

Вопросы:

  • Кто вошел в состав группы экспертов ООН по изучению состояния ледников Гималаев?
  • Что, по мнению экспертов, стало причиной таяния древних гималайских ледников?
  • Из кого составили специальную группу для исследования гималайских ледников?
  • Какие признаки уже полностью вступившего в силу потепления были обнаружены в горах?
  • Сколько потенциально опасных озер было обнаружено в Непале и Бутане?

Задание второго уровня читательского умения:

Прочитайте текст «Глобальное потепление: гималайские горы готовят смертельный удар» и ответьте на вопросы.

  • Почему для исследования Гималаев в состав группы были включены альпинисты-экологи?
  • Объясните, в чем заключается потенциальная опасность состояние ледниковых озер в Непале и Бутане?
  • Какие последствия вызовет переполнение ледниковых озер?
  • Для кого переполнение озер представляет угрозу? В чем она заключается?
  • Можно ли предотвратить возникновение селей или ослабить их возможные отрицательные последствия? (Очевидно, что на этот вопрос невозможно ответить, не зная, что такое сель и как он образуется.)

Пояснение: Ученикам предстоит извлечь из текста информацию, которая напрямую не сообщается в тексте. Для этого необходимо суметь отличить главное от второстепенного, установить имеющиеся в тексте взаимосвязи (пространственные, временные, родовые, видовые, причинно- следственные), разобраться в информации, которая содержит противоречия или неоднозначную оценку, осмыслить подтекст. Все эти умения необходимы для целостного понимания текста[3][4] [5].

Задание третьего уровня читательского умения:

Прочитайте текст «Глобальное потепление: гималайские горы готовят смертельный удар» и ответьте на вопрос.

  • Разделяете ли вы оценку экспертов ООН о возможных последствиях таяния гималайских ледников?

Пояснение: предполагает осмысление и оценивание прочитанного с опорой на знания, опыт, собственные убеждения. Умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нем информацию особенно востребовано при чтении электронных сообщений.

Чтобы ответить на кажущийся не слишком сложный вопрос, необходимо, во-первых, выявить, какова эта оценка, какие аргументы используются для ее подтверждения, т.е. необходимо точно определить «чужую» точку зрения. («Если это произойдет, то последствия будут самыми плачевными…») Во-вторых, следует сформулировать собственную точку зрения и постараться ее аргументировать.

Все три читательских умения тесно взаимосвязаны, поэтому все они востребованы при выполнении учебных заданий.

Для формирования читательской грамотности обучающихся необходимо им предлагать специальные учебные задания, направленные на обучение умению:

  1. Находить и извлекать информацию из текста;
  2. Интегрировать (связывать) и интерпретировать (толковать) прочитанное;
  3. Осмыслять и оценивать прочитанное.

Существуют различные виды чтения:

  • Просмотровое – выборочное чтение. Цель: получить самое общее представление о содержании текста, о теме и круге рассматриваемых в нем вопросов. На основе этой информации читающий решает, нужен ли ему этот текст. Для ее получения бывает достаточно прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы или даже предложения.
  • Ознакомительное - чтение с общим охватом содержания с установкой на понимание главного, наиболее существенного в тексте. Предметом внимания читающего становится все произведение. Текст читается полностью в среднем темпе (например, выписать новые слова, даты, действующих лиц)
  • Смысловое - осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация в восприятии текстов различных стилей[3] [7] [8].

На уроках географии работа ведется как со сплошными (без визуальных изображений), так и с и несплошными текстами (с визуальными изображениями). К сплошным текстам относятся: описание, повествование, объяснение, аргументация, инструкция. К несплошным: графики, диаграммы, статистические таблицы, карты, картосхемы[6].

Для формирования читательской грамотности по географии, целесообразно применять виды учебной деятельности, связанные с формированием у детей умений:

  1. различать сплошные и несплошные тексты;
  2. читать несплошной текст (воспринимать текст, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде; интерпретировать её); «читать» географическую карту, определять особенности карты (тематику, территорию, масштаб), извлекать из неё информацию, применять её;
  3. переводить информацию в другие кодовые формы (составлять рассказы - характеристики объектов) на основе географической карты, строить графики, диаграммы на основе цифровых показателей (ход температуры воздуха, роста населения, структуры ВВП; составлять схемы, таблицы на основе текста или карты);
  4. самостоятельно создавать и оформлять текст;
  5. оценивать предлагаемые и созданные тексты.

Одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии, - среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче ОГЭ, ЕГЭ и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить[13][14] [15]. Их только надо уметь найти.

Влияние циклонов на погоду в Москве

Циклоны представляют собой гигантские атмосферные вихри с ____(А) давлением в центре. Прохождение циклонов является одним из основных факторов, определяющих характер погоды в столице России в любое время года. С циклонами бывает связана преимущественно ________(Б) погода, при этом в зимнее время приходящие с Атлантики циклоны приносят ________(В) и сильные снегопады.
Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, вставляя на места пропусков слова (словосочетания) из списка в нужной форме. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Список слов (словосочетаний):
1) пасмурная, 2) безоблачная, 3) низкое, 4) высокое, 5) потепление, 6) похолодание.

Для правильного выполнения текстовых заданий такого типа учителю необходимо уделять внимание работе с терминами, с понятийным аппаратом.

Тема: Реки России. 8 класс (в упрощенном виде можно использовать в 6 классе)

Задание 1. Прочитайте текст и выполните задания.

Река Лена – течет в Восточной Сибири России. Исток реки Лены находится в 10 км к западу от озера Байкал на высоте 1470 м. Течет с юга – запада на северо-восток, а после г. Якутска на север. Впадает в море Лаптевых, бассейн Северного Ледовитого океана. Длина реки Лена составляет 4400 км, площадь бассейна – 2 490 000 км2. Верхнее течение реки Лены – от истока до устья реки Витим, протяженностью 1470 км, среднее течение – от реки Витим до устья реки Витим до устья реки Алдан, длиной 1415 и нижнее течение – устья Алдана до впадения в море Лаптевых, протяженностью 1515 км. Годовой сток равен 515,6 км2. Основное питание у реки талые снеговые и дождевые воды. Для Лены характерны весеннее половодье, несколько довольно высоких паводков летом и низкая осенне-зимняя межень. Ледоходу нередко сопровождается ледовыми заторами и отличается большой мощью.

1.1. На основе данных, приведенных в тексте, сделайте необходимые расчеты и заполните таблицу «Гидрографические характеристики реки».
Исток
Устье (куда впадает)
Высота истока, м
Высота устья, м
Длина, км
Падение, м
Уклон, см/км
Тип реки по характеру течения
Тип питания
Режим реки

1.2. На контурной карте подпишите названия четырех объектов гидрографии: Лена, Витим, Алдан, море Лаптевых.
Работа со статистическим материалом

К статистическим материалам как правило, относятся графики, схемы, таблицы, диаграммы, матрицы данных. К таким типовым заданиям в ОГЭ, ЕГЭ и ВПР можно отнести следующие:

  • определение заданного показателя по формуле, выбирая необходимые данные из таблицы;
  • работа с климатограммами;
  • выявление эмпирических зависимостей на основе данных таблицы;
  • работа со статистической матрицей данных[8] [9].

Тема: Население России. 8 класс

Численность населения Оренбургской области
годы 2002 2005 2010 2015 2017 2020 2023
Кол-во чел. 2 179
551 2 150
407 2 033
072 2 001
110 1 989
589 1 956
835 1 841
601

Используя данные таблицы, определите насколько человек сократилась численность населения в Оренбургской области в 2015 году.

Используя данные таблицы, постройте график изменения численности населения в Оренбургской области.
Что влияет на изменение численности населения?

Как ты считаешь, изменится ли существенно численность населения Оренбуржья в ближайшие годы? С чем это может быть связано?

Чтобы формировать читательскую грамотность обучающихся, учитель географии должен освоить технологию конструирования подобных заданий.
Восстановление текста (приём работы со связным текстом, в котором пропущены слова). В Австралии и Новой Гвинее живёт маленький зверёк, покрытый _______, -ехидна. Размером и игольчатым покровом она напоминает нашего ________. На самом же деле ехидна очень ______ от ежа. Она относится к древней, почти _______ группе ______млекопитающих. Свои яйца она вынашивает _______ на животе. Во время своих путешествий ехидна переносит детёнышей в сумке. Питается ехидна ______. Удлинённые челюсти её лишены зубов, а длинный клейкий ________ помогает ей успешно отправлять в рот муравьёв.
Формулирование суждения по заданным словам (набор слов, терминов, из которых следует построить суждение, формулировку закона, правило, закономерность):
атмосферных, признаков, количества, из, одним, является, с, осадков, климата, запада, на, уменьшение, восток, континентальности (одним из признаков континентальности климата является уменьшение количества атмосферных осадков с запада на восток).

Упражнение на дополнение (приём работы, основанный на отрывке текста или незаконченных предложениях, которые нужно закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста).

Исправление (определение и корректировка содержательных нарушений в тексте):

В состав Центральной России входят: Центрально-Чернозёмный, Волго-Вятский, Северо-Западный, Поволжский районы. Центральная Россия богата природными ресурсами: добывают железную руду, каменный уголь, торф. Район специализируется на наукоёмком машиностроении, на производстве черных металлов. В Центральном районе преобладает
сельское население. (ошибки должны быть подчёркнуты).

Сопоставление, нахождение сходств и различий (сравнение двух и более объектов).

Перекодирование информации (перенос информации из одной формы представления в другую, например, текст-схема).

Мозаика (разделение текста для чтения на части, после ознакомления с определённой частью информации, учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста).

Составление списка (перечисление объектов, связанных с определённой темой).

Множественный выбор (выбор правильного ответа из предложенных вариантов).

Викторина – опрос – соревнование (участники отвечают на фактические вопросы по содержанию).

Логические цепочки (после текста обучающимся предлагается построить события в логической последовательности).

Синквейн (синтез материала, изложение материала в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях).
Корзина идей (в «корзину» сброшены понятия, которые учащиеся могут связать с данной темой урока: топливо, энергия, электростанция, розетка, ГЭС, АЭС, ТЭС, нефть, газ,

экспорт, уголь, Западная Сибирь, дорогие тарифы, энергия Солнца, энергия ветра.

Наиболее эффективными при работе с картой можно считать следующие приемы:

«Найди лишнее» - найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.
- Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай – Парагвай не имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты.
- Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция – Албания находится в Европе, остальные – в Азии.
«Узнай объект по описанию». Даю краткие характеристики географическим объектам, а обучающиеся их определяют. Например:
Часть света, расположенная только в северном полушарии и пересекаемая нулевым меридианом. (Европа)
Самый большой по площади океан (Тихий).

«Верно, неверно».

«Географический диктант с ошибками»

Работа с контурными картами. Смоделируй текст на контурную карту.

Установи соответствие.
Раздели слова на группы.
Ассоциативные загадки – дается ассоциативное описание географического объекта (на что или кого похожи очертания этого объекта), а ученик должен назвать сам объект.

Например:

  • акула – Сахалин
  • нос носорога – полуостров Сомали (Африка)
  • лежащий тигр – Скандинавский полуостров
  • сапожок – Апеннинский полуостров

Самостоятельное создание и оформление текста

Составление схем, рисунков, таблиц на основе анализа текста. Такая работа ориентирует учащихся на обобщение и систематизацию основного учебного материала.

Например:

  • «Краткие сведения о путешественниках и их открытиях» (7 класс)
  • «Особенности природных зон» (7, 8 классы)
  • «Этапы развития экономического района» (9 класс)
  • «Моря России» (8 класс)

Задание: Прочитайте текст учебника и заполните таблицу:

Природная зона Влажные экваториальные леса Саванна Тропические Пустыни

  • Климат
  • Почва
  • Растительность
  • Животный мир
  • Заповедники, нац.парки

Прием «Дополни текст». Например:

1.Рельеф - это… 2. Две основные формы рельефа – это горы и …. 3. Горы по высоте делятся на 3 группы – низкие (500-1000м),…………(1000- 2000м), ……. (2000-5000). На физической карте горы показаны …………. 4.Равнины по высоте делят на низменности(0-200м), ………(200-500м), ………. (свыше 500метров). На физической карте равнины показаны……..

Творческие задания. После изучения темы «Природные зоны» (Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида) даю обучающимся творческое задание составить рассказ «Один день в гилее», «Один день в Сахаре». Ребята, используя знания о природе материка, об особенностях природной зоны, составляют рассказ, который сопровождают рисунком.

Еще одной формой творческого задания является составление «Памятки туристу, отправляющемуся в путешествие в Австралию» (аналогично по другим материкам).

Также обучающимся нравится составление рекламных буклетов по достопримечательностям регионов России, мира, по регионам России[8][9] [11].
Говоря о работе с текстом на уроке географии, надо понимать, что все выпускники основной и средней школы должны овладеть аналитическим уровнем работы с текстом. Степень самостоятельности учеников при выполнении заданий, направленных на работу с текстом, должна возрастать от класса к классу: если в 5 и 6 классах доля заданий на воспроизведение информации, содержащейся в тексте, может быть еще достаточно значительной, то к 9 классу она должна стать минимальной.

По мере работы с текстом учебника учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно осваивать разные приемы работы с информацией, а это способствует достижению результатов: предметных, метапредметных и личностных. Процесс обучения смысловому чтению является сложной по своей структуре деятельностью. Поэтому учителям нужно развивать и расширять потенциал обучающихся и свой собственный. Залогом успеха в этой деятельности может стать овладение стратегией смыслового чтения.

Также при формировании читательской грамотности средствами учебного предмета география необходимо учитывать современные тенденции. Современный доступ к текстовой информации перемещается от печатных источников на экраны компьютеров и смартфонов. Компьютерные электронные тексты требуют от читателей иных стратегий чтения, связаны с работой с гипертекстом, множеством текстов. Необходимым становится умение использовать информацию из разных предметных областей, умение эффективного поиска нужной информации в различных источниках[14] [15].

Итак, работа с текстом – основа педагогической технологии развития критического мышления через чтение и письмо, однако, и при традиционном обучении можно организовать систематическую работу с учебным текстом на каждом уроке и, благодаря великому множеству форм такой работы, сделать так, чтобы это не наскучило ни ученикам, ни учителю.

Список литературы:
1. Ванюшева Н.Р. Учимся читать по-новому. https://lit.1sept.ru/articlef.php?ID=200801606
2. Гросс И. С. Функциональное чтение и работа с текстом как одно из направлений работы с учащимися в условиях ФГОС / И. С. Гросс. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2018. — № 3 (13). — С. 15-17.
3. Крылова О.В., доцент, ФГАОУ ДПО АПКиППРО: «Формирование читательской грамотности учащихся».
4. Краснопевцева С.М.,учитель географии: «Формирование читательской грамотности на уроке географии».
5. Малыгина Е.Г. «Формирование читательской компетенции на уроках истории».
6. Цукерман Г.А. «Хорошо ли читают Российские школьники?»
7. https://moluch.ru/th/2/archive/104/3522/
8. Ивашина М.В., Гейн А.Г., Брюхова О.В., Евдокимова Л.Ю., Немчинова Л.А., Щербинина Г.С. Человек и информация. Информационно-библиографическое обеспечение учебной деятельности: Учебное пособие для основной и средней школы / Под ред. А.Г. Гейна, Н.С. Сулимовой. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2017.
9. https://lit.1sept.ru/articlef.php?ID=200801810
10. Работа с текстом как основной способ развития навыков функционального чтения. https://sites.google.com/site/kursusfunctreading/4-piramida-bluma
11. Что такое функциональное чтение и как его развивать? https://blog.teachmeplease.ru/posts/chto-takoe-funktsionalnoe-chtenie
12. Заир-Бек С.И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2021
13. Крылова О.В., доцент, ФГАОУ ДПО АПКиППРО: «Формирование читательской грамотности учащихся» [Электронный ресурс]
14. Панасенкова О.А., Ким Э.В Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС основного общего образования. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2019.
15. Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5–9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М.: Баласс, 2021;
16. Функциональная грамотность. Все самое необходимое учителю. Всероссийский проект «Просвещение»;http://gotourl//15984

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены