РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Игровые технологии на уроках географии для детей с ОВЗ

Панкрашина Наталья Владимировна

Современное образование стремится к инклюзивности, обеспечивая равные возможности для всех учащихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

География — предмет, который можно изучать не только через текст и карты, но и через «игровые технологии», делая процесс обучения доступным, увлекательным и эффективным. 

Почему игровые технологии эффективны для детей с ОВЗ? 

Дети с ОВЗ (особенно с интеллектуальными нарушениями, ЗПР, РАС, нарушениями слуха или зрения) лучше воспринимают информацию через: 

  • Наглядность – образы, а не абстрактные понятия. 
  • Практику – действие лучше запоминается, чем теория. 
  • Эмоциональную вовлеченность – игра мотивирует и снижает тревожность. 

Виды игровых технологий в обучении географии

1. Дидактические игры с тактильными элементами

Дети с нарушениями зрения или моторными трудностями лучше воспринимают информацию через осязание. 

  • «Угадай страну по контуру» – объемные пазлы или магнитные карты. 
  • «Собери модель вулкана» – конструкторы из мягких материалов. 
  • «Тактильный глобус» – рельефные обозначения гор, рек, океанов. 

2. Подвижные игры для запоминания географических объектов

Подходит для детей с СДВГ и ДЦП (в адаптированном варианте). 

  • «Географические классики» – прыгая по клеткам, ребенок называет столицы или природные зоны. 
  • «Море волнуется раз…» (с замиранием в позе животного из разных климатических поясов). 
  • «Найди свою пару» – карточки с животными и их местами обитания. 

3. Компьютерные и интерактивные игры

Для детей с нарушениями слуха или РАС полезны визуализированные задания. 

  • «Интерактивные карты» (например, в программе «Живая География») с озвучкой и анимацией. 
  • «Географические квесты в PowerPoint» (выбор маршрута путешествия с подсказками). 
  • «Приложения с AR (дополненной реальностью)» – например, оживающие вулканы или животные через камеру компьютера. 

4. Ролевые и сюжетные игры 

Развивают коммуникативные навыки у детей с ЗПР и РАС. 

  • «Путешествие по континентам» – каждый ученик становится гидом по своей стране. 
  • «Спаси планету» – экологическая игра с заданиями по сортировке мусора, экономии воды. 
  • «Географическое лото» – вместо цифр используются изображения стран, флагов, достопримечательностей. 

5. Настольные адаптированные игры

  • «Геодомино» – соединение карточек с названиями стран и их флагами. 
  • «Мемори» с картинками животных и их средой обитания. 
  • Упрощенная «Монополия» с городами вместо улиц. 

Рекомендации по использованию игр для детей с ОВЗ.

  • Индивидуальный подход – учитывать особенности здоровья (например, для слабовидящих – крупные карточки, для детей с ДЦП – игры без мелких деталей). 
  • Четкие правила – короткие инструкции, повторение, визуальные подсказки. 
  • Поощрение – система баллов, наклеек, похвалы для мотивации. 
  • Совместная деятельность – игры в парах или малых группах для социализации. 

Заключение

Игровые технологии делают географию понятной, интересной и доступной для детей с ОВЗ. Через игру они лучше запоминают материал, учатся взаимодействовать с миром и развивают ключевые навыки.

Главное – подбирать игры с учетом индивидуальных потребностей учеников, создавая

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены