РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Технология дистанционного и on-line обучения, интерактивные технологии как инструмент реализации инклюзивного образования

Калганова Ксения Игоревна

Дистанционное и on-line обучение, а также интерактивные технологии, становятся ключевыми в современном образовании. Они расширяют доступ к знаниям, индивидуализируют обучение и делают его более увлекательным и эффективным. Интерактивные элементы повышают мотивацию и развивают цифровые навыки, подготавливая учащихся к жизни в современном мире. Дистанционные форматы снимают географические и временные ограничения, делая образование доступным для широкого круга людей, включая работающих специалистов, жителей удаленных районов и людей с ограниченными возможностями.

On-line обучение предлагают обширный выбор курсов, от школьных предметов до профессиональных программ, поддерживая концепцию непрерывного образования. Интерактивные технологии, такие как виртуальные лаборатории, симуляторы и образовательные игры, значительно повышают вовлеченность учащихся, делая обучение более увлекательным и эффективным. Они способствуют развитию практических навыков, критического мышления и творческого подхода к решению задач. Эти технологии не только индивидуализируют обучение, адаптируясь к потребностям каждого учащегося, но и формируют важные в современном цифровом мире компетенции.

Но в недавнем времени появился новый подход для Российского образования, а именно, включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс в массовых школах по месту жительства. Поэтому в нашем современном мире особое место занимает инклюзивное образование. Нужно понимать, как же в нём можно использовать данные технологии?

Современное образование стремится к инклюзивности, создавая равные возможности для обучения всех детей, независимо от их особенностей развития. В достижении этой важной цели неоценимую помощь оказывают технологии дистанционного и on-line-обучения, а также интерактивные технологии. Они не просто расширяют доступ к образовательным ресурсам, но и позволяют адаптировать учебный процесс под индивидуальные потребности каждого ребенка, создавая комфортную и эффективную образовательную среду.

Дистанционное и on-line-обучение: открывают новые горизонты для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для учащихся, которые испытывают трудности с передвижением или имеют специфические потребности в организации учебного процесса, on-line-формат становится оптимальным решением. Он позволяет учиться дома, в привычной обстановке, в удобном темпе и с необходимыми перерывами. Кроме того, дистанционное обучение предоставляет доступ к специализированным образовательным ресурсам, адаптированным для детей с различными видами нарушений. Например, слабовидящие учащиеся могут использовать программы экранного доступа, а дети с нарушениями слуха – видеоматериалы с субтитрами.

Интерактивные технологии: превращают обучение в увлекательный и эффективный процесс, особенно для детей с ОВЗ. Интерактивные доски, приложения, образовательные игры и виртуальные симуляторы делают учебный материал более наглядным и доступным для понимания. Они стимулируют активное участие в уроке, развивают когнитивные функции, мелкую моторику и коммуникативные навыки. Например, использование виртуальных лабораторий позволяет детям с ОВЗ проводить эксперименты, которые в реальной жизни могут быть для них недоступны. Образовательные игры способствуют развитию логического мышления, памяти и внимания в игровой форме, что особенно важно для детей с трудностями в обучении.

Индивидуальный подход: дистанционные и интерактивные технологии позволяют реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его особенности и потребности. Учителя могут создавать персонализированные учебные планы, адаптировать задания, предоставлять индивидуальные консультации и отслеживать прогресс каждого учащегося. Это особенно важно для детей с ОВЗ, которым требуется особый подход и поддержка в процессе обучения.

При использовании технологий дистанционного, интерактивного и on-line обучения важно иметь ввиду следующие:

  1. Социализация: несмотря на то, что дистанционное обучение предполагает удаленное взаимодействие, современные технологии позволяют создавать виртуальные сообщества, где дети могут общаться, сотрудничать и учиться друг у друга. Это способствует социализации детей с ОВЗ, помогает им развивать коммуникативные навыки и чувствовать себя частью коллектива.
  2. Перспективы: технологии дистанционного и онлайн-обучения, а также интерактивные технологии, обладают огромным потенциалом для развития инклюзивного образования. Постоянное совершенствование этих технологий, разработка новых методик и программ позволят создавать все более доступную и качественную образовательную среду для всех детей, независимо от их возможностей.

Важно понимать, что в области применения ИКТ в образовании людей с особыми потребностями чрезвычайно разнообразны, можно выделить следующие основные направления в их использовании:

  1. Применение ИКТ для решения компенсаторных задач. Использование технологий в качестве вспомогательных устройств позволяет учащимся с особыми потребностями принимать активное участие в учебном процессе и коммуникации. Так, например, в случае двигательных нарушений ИКТ позволяют человеку писать, а в случае зрительных нарушений делают возможным процесс чтения. С этой точки зрения технологии обеспечивают учащимся возможность контролировать окружающую среду, позволяют решать учебные и социальные задачи, предоставляют доступ к информационным ресурсам.
  2. Применение ИКТ для решения дидактических задач. Использование ИКТ как дидактического инструмента способствует изменению подходов к учебно-методическому процессу и стимулирует появление новых стратегий обучения и контроля знаний. Использование информационных технологий позволяет свести к минимуму различия между учащимися и делает возможным применение современных педагогических приемов, направленных на улучшение взаимодействия учащихся между собой и с преподавателем.
  3. Применение ИКТ для решения коммуникативных задач. Технологии могут выступать посредниками в процессе общения людей с особыми потребностями. Для каждой категории пользователей, испытывающих трудности в процессе коммуникации, должны быть подобраны и адаптированы специальные вспомогательные устройства и программное обеспечение.

Основными типами средств ИКТ, используемыми для обучения инвалидов, являются следующие:

  • стандартные технологии — например, компьютеры, имеющие встроенные функции настройки для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • доступные форматы данных, известные также как альтернативные форматы — например, доступный HTML, говорящие книги системы DAISY (Digital Accessibility Information System
  • электронная доступная информационная система); а также «низкотехнологичные» форматы, такие как система Брайля;
  • вспомогательные технологии: слуховые аппараты, устройства для чтения с экрана, клавиатуры со специальными возможностями и т. д. Вспомогательные технологии (ВТ) — это «устройства, продукты, оборудование, программное обеспечение или услуги, направленные на усиление, поддержку или улучшение функциональных возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что интеграция технологий дистанционного и онлайн-обучения, а также интерактивных технологий в инклюзивном образовании является важным шагом на пути к созданию по-настоящему образовательной среды. Эти технологии позволяют преодолеть многие барьеры, с которыми сталкиваются дети с особыми возможностями здоровья, и обеспечить им равные возможности для получения качественного образования.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены