РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Использование современных инновационных технологий в надомном обучении детей с ОВЗ в начальной школе

Сейчас в нашу жизнь стремительно ворвались информационные образовательные технологии, которые способствуют созданию эффективной учебно-познавательной, развивающей среды. Их применение в образовательном процессе даёт возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), развивать навыки и умения, способствующие их успешной социализации и адаптации в обществе. Это способствует решению задач образовательной программы, направленных на овладение обучающимися с ОВЗ предметными результатами, формированием базовых учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной. Перемены в системе школьного образования не могли не отразиться и на содержании коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Являясь учителем начальной школы, обучающим ребёнка с ОВЗ (надомное обучение), заинтересована в эффективном использовании современных технологий в учебной деятельности. Для этого я изучаю опыт коллег, связанных с этой темой, ищу новые пути подхода в обучении, изучаю методическую литературу по данной теме. Небольшой опыт работы с ребёнком с ОВЗ показывает хорошие результаты.

Следует отметить, что в работе с ребёнком с ОВЗ возрастает роль учителя как наставника в процессе овладения навыками и умениями.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых инновационных технологий, средств, форм и методов обучения и воспитания.
Понятие "инновация" в переводе с латинского языка означает "обновление, новшество или изменение". Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Таким новым средством в процессе надомного обучения ребёнка с ОВЗ явился прибор Tobii eyetracker (ай-трекинг - управление взглядом).

Четыре года назад, в класс поступила девочка на надомное обучение по медицинским показаниям с диагнозом ДЦП со спастическим типом и отсутствием речи, с сохранением интеллекта. Девочка самостоятельно не передвигается, все жизненно важные процессы выполняет с помощью мамы или няни; не разговаривает, но произносит только отдельные звуки, поэтому диалог во время процесса обучения происходит в рамках невербального общения – кивает головой либо «Да», либо «Нет». Также применяю карточную систему опроса: показываю карточку, а девочка указывает на ответ. В своей работе с девочкой применяю ИКТ – технологии. Занятия провожу с помощью ноутбука и айтрекера, соблюдая нормы СанПин.

Когда девочка перешла в 3 класс, папа приобрёл устройство айтрекер.

В процессе обучения часто использую устройство во время уроков как средство обучения, особенно во время дистанционного обучения (ДО).

Не имея возможности говорить и имея расстройства двигательной функции (ограничены в возможности использования клавиатуры, мышки или сенсорного экрана в повседневной жизни), ребёнок может писать сообщения с помощью ай-трекинга, используя только глаза, а компьютер затем их даже озвучит.

Во время словарных и текстовых диктантов, были пропущены орфограммы и девочка по клавиатуре на экране, заполняла необходимый пропуск. Точно такую же работу проводили и на уроке математики.

Во время тестовых работ, на экране появлялись 4 квадрата с условными буквами (А, Б, В, Г) или цифрами (1, 2, 3, 4). Девочка слушала вопрос и выбирала вариант ответа, наводя свой взгляд на квадрат, под которым она считала верный ответ.

В начале применения устройства, возникали затруднения. Но при систематическом использовании ай-трекинга, ребёнок стал более уверенно выполнять разные виды работы.

Во время ДО, ай-трекинг использовала в качестве рабочего инструмента. При помощи ай-трекера и простого приложения (Анализатор положения взгляда), можно увидеть, смотрит ли ребёнок в монитор, в какую конкретно область экрана направлен его взгляд. Затем на основе этого можно строить разговор, разрабатывать индивидуальный план обучения.

Пользуясь этой программой, ребёнок может достичь навыков, необходимых для общения, развития грамотности, а также навыков управления компьютером.

Одно из уникальных свойств Tobii eyetracker - ребёнку нет необходимости держать голову в одном положении, он может свободно двигаться без какой-либо значительной потери точности или четкости. Это особенно важно для детей с неконтролируемыми движениями головы.

Технология Tobii eyetracker для детей с тяжелой и средней степенью ДЦП поможет закрыть пробел в образовании.

С помощью данной технологии легче проводить занятия по литературному чтению, математике и русскому языку, окружающему миру.

Но минус данной технологии в том, что по нормам САН ПИН не разрешается использование ноутбука длительное время. Поэтому комбинирую свою работу с другими технологиями.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных инновационных технологий в надомном обучении детей с ОВЗ расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и новые организационные формы и методы обучения.

Автор:
Хоменко Наталия Сергеевна
учитель начальной школы
МБОУ «СШ №12 г.Евпатории Республики Крым»

Список использованной литературы

  1. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2005.
  2. Васильева, И.А. Психологические аспекты применения информационных технологий / И.А. Васильева, Е.М. Осипова, Н.Н. Петрова //Вопросы психологии. – 2002. – №3.
  3. https://habr.com/ru/post/423807/
  4. Никольская, И.А. Информационные технологии в специальном образовании. – М.: Коррекционная педагогика, 2004.
  5. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. Л., 1977
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2020 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.