РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Коррекция нарушений просодической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией

Барашева Алёна Юрьевна

В последнее время прослеживается тенденция роста количества детей дошкольного возраста, имеющих те или иные речевые нарушения. Одним из наиболее распространённых речевых нарушений в логопедической практике является стёртая дизартрия. Изучением особенностей детей со стёртой дизартрией занимались как зарубежные, так и отечественные исследователи. Среди них можно выделить Е.Ф. Архипову, И.Б. Карелину, Л.В. Лопатину, Е.Ф. Соботович и других.

Термин «стёртая» дизартрия впервые был предложен О.А. Токаревой, которая описывает проявления «стёртой дизартрии» как лёгкие (стёртые) проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью преодоления. Она отмечает, что такие дети большинство изолированных звуков могут произносить правильно, но в речевом потоке слабо автоматизируют их и недостаточно дифференцируют. При этом у детей со стёртой дизартрией выявляется своеобразие нарушений артикуляционных движений: при ограничении движений языка и губ наблюдается неточность движений и недостаточность их силы. Вялость и приблизительность движений характерны для одних случаев, а в других — неточность движений объясняется гиперкинезами языка [6].
По данным Р.И. Мартыновой речевое развитие детей со стёртой дизартрией более позднее в сравнении с нормой. Первые слова появляются к 1,2 - 2 годам, словарный запас накапливается медленно, поздно развивается фразовая речь, к 2 – 3 или даже к 4 годам. Речь детей на первых этапах не понятна для окружающих, далее становится более ясной, но фонетически не сформированной [5].
Одним из основных симптомов стёртой дизартрии является нарушение звукопроизношения, проявляющиеся в заменах, искажениях звуков по принципу упрощения артикуляции, отсутствии звуков. Нарушения звукопроизношения характеризуется разнообразностью и зависит от проявления неврологической микросимптоматики.
Помимо нарушения звукопроизношения при стёртой дизартрии имеют место и расстройства просодической стороны речи. Просодика – это совокупность ритмико-интонационных свойств, играющих немаловажную роль для осуществления коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью говорящий передает разнообразие информации и свое эмоциональное состояние. Вопросы, связанные с просодической стороной речи, поднимаются в разных науках, как в лингвистике, психолингвистике (В.А. Артемов, В.И. Бельтюков, Л.П. Блохина, Л.В. Бондарко, Е.А. Брызгунова, Т.Н. Иванова-Лукьянова, Н.Д. Светозарова, и др.) так и в логопедии (Е.Ф. Архипова, Е.В. Лаврова, Л.В. Лопатина, О.С. Орлова, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова).

Нарушения просодической стороны речи детей со стёртой дизартрией проявляются в специфических особенностях её компонентов. Отмечается достаточное сильное снижение интонационно-выразительной окраски речи. Нарушается голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Так же характерными для стёртой дизартрии являются нарушения тембра и темпа речи. При рассказывании стихотворения речь ребёнка монотонна, а со временем делается и вовсе непонятной, и до того достаточно тихий голос угасает.

У детей же со стёртой дизартрией эти компоненты нарушены. Речь таких детей монотонна и не ритмична. В зависимости от преобладания процессов возбуждения и торможения изменяется тембр, высота голоса, темп речи. В связи с преобладанием процесса возбуждения, голос становится высоким, крикливым. Отмечается ускоренный темп речи. И, наоборот, при преобладании процесса торможения темп речи детей становится замедленным, голос тихим, немодулированным [1].

В связи с этим речь детей со стёртой дизартрией становится неразборчивой, невнятной и невыразительной. Такая речь никак не может располагать к становлению речевого общения у детей дошкольного возраста. Таким образом, мы видим необходимость коррекционной работы по преодолению нарушений просодики у детей со стёртой дизартрией.

Работа по коррекции нарушений просодической стороны строится по таким направлениям как:

  1. Развитие речевого дыхания
  2. Развитие силы голоса
  3. Развитие темпо - ритмической стороны речи
  4. Развитие мелодико-интонационной стороны речи

В настоящее время существуют разные подходы к коррекции нарушений просодической стороны речи, а именно:

  • логопедический массаж и самомассаж;
  • мимические упражнения;
  • дыхательная гимнастика;
  • логоритмика;
  • игры и упражнения на развитие силы голоса;
  • игры и упражнения на развитие восприятия тембра голоса;
  • игры и упражнения на развитие восприятия речевого темпа;
  • игры и упражнения на развитие восприятия речевого ритма;
  • игры и упражнения на развитие восприятия мелодико-интонационной стороны речи;
  • игровые упражнения на развитие интонационной окраски речи;
  • упражнения по развитию выразительной стороны речи;
  • игры и упражнения на развитие восприятия логического ударения;
  • игры и упражнения по развитию ритма (восприятие и воспроизведение ритма);
  • игры и упражнения по освоению ритмики слова.

Таким образом, изучив литературные источники, освещающие поставленную проблему, можно сделать вывод о том, что необходимо проводить работу по коррекции нарушений просодической стороны речи у дошкольников, в силу того, что она является важной в становлении коммуникативной сферы.

Литература

  1. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. М.: Астрель, 2007. 332 с.
  2. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. М.: ВЛАДОС, 2009. 287 с.
  3. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стёртой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. № 2. 1986. С. 64 – 70.
  4. Лурия Р.А.. Высшие корковые функции человека: и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Книга по Требованию, 2012. 432 с.
  5. Мартынова Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей дислаликов и дизартриков // Очерки по патологии речи и голоса. Вып. 3. М.: Учпедгиз, 1967. С. 98–111.
  6. Токарева О.А. Дизартрии // Расстройства речи у детей и подростков/ Под ред. С.С. Ляпидевского. М.: 1969. С.144 – 155.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены