РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Особенности реализации ФГОС для детей с ОВЗ в начальной школе

Любой современный педагог-практик прекрасно знает, что помимо двух-трех детей, которые будут проходить по программе инклюзии, в классе будут находиться и другие дети с проблемами обучения и выраженными личностными особенностями.

Ни для кого не секрет, что при поступлении ребенка в 1 класс, перед родителями, учителями и особенно перед детьми остро стоит вопрос его адаптации в совершенно новой образовательной среде. Создание учителем условий для адаптации ребенка в школе состоит в том, чтобы ребенок был успешен не столько в обучении, сколько в сфере общения и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

Для облегчения адаптации всех детей класса, учитель может использовать следующие приемы:

1. Предварительное знакомство ребенка со школой и классным помещением — при встрече в августе, вместе с родителями. Вся семья может пройтись по школе, посмотреть, где находится столовая, спортивный зал, кабинеты специалистов, библиотека, туалет. Во время посещения класса, будущий ученик может заранее выбрать место, которое ему нравится, посидеть за партой. В этом случае, уже с первых дней обучения, снизится его тревожность, обусловленная неизвестностью, большим количеством новых незнакомых людей вокруг. А для облегчения запоминания имен окружающих взрослых и детей, можно помочь ученику с ОВЗ сделать альбомчик с фотографиями и подписанными именами.

2. На первых порах посещения школы детям с нарушениями развития сложно усвоить режим жизни в школе, расписание, длительность урока и перемены. Для облегчения адаптации можно предложить ребенку план дня в картинках. Если ребенок не может выдержать в стационарном положении все 35—40 минут урока — встает, разговаривает, перемещается по классу, учитель разрешает ему отдохнуть — выйти в игровую зону из-за парты, посидеть в «домике», но при этом важно регламентировать время отдыха — например, с помощью песочных часов, одобряя ситуацию, когда ребенок возвращается к работе с классом по прошествии ограниченного временного периода. Результатом деятельности учителя будет ситуация, когда ученик с ОВЗ начинает и заканчивает работу на уроке вместе со всеми детьми.

Организация учебного пространства и процесса

Грамотная организация образовательного процесса предполагает предварительную психологическую и педагогическую (логопедическую) диагностику всех учащихся, которая позволяет обнаружить сильные и слабые стороны развития каждого ребенка. Это дает возможность прогнозировать будущие затруднения в усвоении учебной программы и развитии социальных и коммуникативных навыков. Результаты обследования необходимо обсудить педагогу со всеми специалистами, которые сопровождают процесс обучения.

Исходя из полученных данных о сильных и слабых звеньях психических функций каждого ребенка должна быть выработана общая стратегия работы в данном классе. При составлении программы занятий должно учитываться, что в классе одновременно будут находиться учащиеся, как с общими, так и с индивидуальными трудностями.

Если у одного ребенка или группы детей во время какого-либо вида деятельности проявляются свои специфические трудности, педагог должен помогать им проработать каждое звено этой психической функции. Остальные дети в этот момент имеют возможность совершенствовать навыки самостоятельной работы в заданном виде деятельности, который дается им относительно легко.

Особенное внимание в работе должно уделяться подбору учебного и наглядного материала. Так как для преодоления своих трудностей каждому ребенку нужна своя опора, необходимо подбирать или создавать учебные материалы и обучающие виды деятельности, представленные на слуховой, зрительной и тактильной основе. Для повышения интереса ребенка к занятиям рекомендуется использовать игровые, сюжетные методы обучения. Наглядные материалы также должны быть ориентированы на особенности развития и организации внимания учащихся. Например,

Ребенок может понимать значение двух отдельных слов, но может не понимать, что они означают, как словосочетания. Например, зная значение слова «туча» и «стая», учащийся не может понять, что такое «стая туч». Такие дети могут бегло читать, но не понимать подтекста, причинно-следственных связей, испытывать колоссальные трудности при пересказе. Им недоступен смысл пословиц и поговорок, которые в изобилии встречаются как в учебниках по чтению, так и в учебниках русского языка.

Как же быть учителю в этой ситуации? Одним из приемов может быть следующий. Педагог заранее выбирает выражения из учебника, по которому детям предстоит обучаться, прорабатывает их с помощью логопедов и родителей заранее, до того, как они встретятся детям в тексте. С такими учащимися ведется словарь «с русского на русский», в который записываются все непонятные слова и выражения. Значения этих слов и выражений зарисовываются или объясняются понятными ребенку словами. Слова и выражения, попавшие в словарь, заучиваются наизусть вместе с их значениями. При этом взрослые, окружающие ребенка, стараются употреблять новые слова и выражения в повседневной жизни, чтобы из пассивного словаря, они перешли в активный словарь ребенка.

Для своевременной коррекции снятия напряжения существуют разные педагогические «секреты». Например, детям разрешается на уроке занять на какое-то время удобное положение: работать стоя, при желании поменять рабочее место - в классах мы имеем конторки; походить на носках, сделать стойку на одной ноге. Почти всем детям необходимо проговаривать последовательность своих действий вслух. Надо учить детей говорить тихо, вполголоса, шептать «губами», чтобы не мешать другим. Но не запрещать детям говорить вслух — через внешнюю речь происходит осмысленное освоение нового и трудного материала.

Перечислим возможные средства и материалы: 

  1. Картинки-пиктограммы, схематичные рисунки, понятные по смыслу, иллюстрирующие конкретное действие или предмет.
  2. Наглядный картинный материал применяется для иллюстрирования текста, замены описательной части текста, в различных формах контроля.
  3. Для освоения тех или иных алгоритмов учебных действий многим учащимся с ОВЗ необходимо подкрепление в виде карточек — схем, на которых наглядно представлены шаги при решении задач, выполнении математических действий, проверке орфограммы и т.д. В процессе урока ребенок должен иметь возможность воспользоваться альбомом или блокнотом с карточками-алгоритмами для актуализации необходимой информации (как правило, такой альбомчик лежит на парте). 

Очень полезно для всех детей использование на уроках сенсорно обогащенных материалов — вырезанных из шершавой бумаги букв, ваты, пластилина, кусочков ткани различной фактуры и т. д.

В опыте учителей начальных классов есть большое количество приемов с использованием таких материалов. Например, для того, чтобы запомнить образ буквы, дети могут мастерить ее из проволоки, бумаги, лепить из пластилина, конструировать из других материалов; чтобы объяснить понятие «мягкие и твердые согласные звуки» и закрепить умение их дифференцировать, педагог может использовать вату или пластилин и деревянный кубик, для того, чтобы объяснить понятие «звонкие и глухие согласные» можно использовать кубики Зайцева.

Использование различных форм организации учебной деятельности

Одной из основных задач, реализуемых учителем при организации образовательного процесса в классе, где обучаются дети с ОВЗ, является организация взаимодействия учащихся на уроке.

Напомним основные формы занятий:

  • Индивидуальное самообучение
  • Парное взаимообучение (стабильные пары или пары сменного состава) — объясняют друг другу какой-либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты работы товарища.
  • Групповая работа по общей теме — обучение внутри группы: объяснение материала, обсуждение, оценка работы, выступление.
  • Взаимообучение групп — группы с разными темами обмениваются участниками или объединяются для обмена информацией.
  • Ученик вместо учителя
  • Подготовка учениками выступлений

Ошибки и недочеты в письменных работах учащихся можно отмечать менее заметной в тетради черной пастой. Ярким же красным цветом выделяем правильно и аккуратно прописанные буквы, цифры, слова, предложения, отмечаем правильность «трудных заданий», записываем слова похвалы, одобрения. Также полезно записывать в дневник личные достижения каждого ученика в отдельности (самостоятельно выполнил задание, аккуратно выполнил работу, помог товарищу, внимательно слушал; справился с задачей нового типа). Аналогичную запись может в дневнике делать и ученик относительно своих собственных достижений.

Как мы уже говорили выше, одной из основных задач, реализуемых учителем при организации образовательного процесса в классе, является организация взаимодействия учащихся не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

На базе школы могут реализовываться такие проекты:

  • «Темная комната», в которой проходят игровые и обучающие занятия с детьми с нарушением зрения;
  • «Рисунки на песке» – занятия с детьми с нарушением слуха на световых столах;
  • «Мультфильм своими руками» – мультимедийные занятия с детьми с нарушением слуха и нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • кружок «Подари свет», в котором проходят творческие занятия с детьми с нарушением зрения, проведение праздников по православному календарю: «Рождественские встречи», «Масленичные гуляния», «Святки» и др.

Сейчас в интернете есть сайты, которые предлагают детям с ограниченными возможностями здоровья участвовать в дистанционных олимпиадах: Родник знаний, Древо талантов, Радуга +, Аничков.ру, Лучики надежды и др.

В заключение отметим, что без ощущения успеха у учащихся пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в их учебной деятельности может быть затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психические и физиологические особенности развития и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьников ситуации успеха, ведь помочь ученику найти себя - благородная задача учителя.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены