РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Особенный» ребёнок в семье и школе. Рекомендации для родителей и учителей

Рекомендации родителям детей с ОВЗ, а также учителям, обучающих этих детей в школе

Данная тема актуальна как никогда, так как воспитание и развитие «особого» ребёнка доставляет очень много переживаний родителям. Отсутствие необходимых знаний у родителей часто приводит к отчаянию взрослых. Они не всегда могут самостоятельно решать возникающие в практике воспитания проблемы, что ещё больше осложняет положение в семье. Ребёнок с ОВЗ нуждается не только  во врачебной помощи, но и в повседневной заботе. Вот почему так необходимо проявлять терпение в воспитании такого ребёнка.  Используя рекомендации психологов, педагогов, родители смогут оптимизировать развитие ребёнка, предотвратить  отклонения или осложнения в протекании процесса заболевания. Необходимая помощь в форме рекомендаций  поможет решить многие практические вопросы.

Актуальна эта проблема и для всех, кто взаимодействует с детьми с ОВЗ в школе: не зная особенностей таких детей, нельзя в полной мере обеспечить безопасность их существования в школьном пространстве. Деятельность педагога, учителя-предметника, классного руководителя при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство должна основываться на знаниях об особенностях детей с разными патологиями.

Нужны рекомендации и здоровым детям, общающимися с детьми с ограниченными возможностями, так большинство ребят не знают, как это делать, не всегда готовы принять в свой коллектив.

Таким образом, тематика  консультаций  предназначена не только родителям, в семье которых есть «особый» ребёнок, но и всем, кто так или иначе общается с детьми с ограниченными возможностями.

Сроки исполнения этих рекомендаций не ограниченны, так как ребёнку с ОВЗ необходима каждодневная помощь и забота близких ему людей на протяжении всей его жизни.

Обогащая себя новыми знаниями и используя предлагаемые рекомендации, родители, педагоги, учителя-предметники, классные руководители смогут научиться выстраивать понятную для ребёнка, эффективную стратегию воспитания, позволяющую всем чувствовать себя комфортно, выбрать тот или иной вид взаимодействия с ребёнком в конкретной ситуации.

Общие рекомендации родителям  по оказанию ребёнку помощи в развитии

  • Не считайте обращение к специалисту (неврологу, психиатру или психологу) «клеймом на всю жизнь», не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат воспитатели или учителя. Невозможно помочь детям, не понимая, в чём причина их проблем.
  • Постарайтесь наладить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях  ребёнка.
  • Принимайте ребёнка таким, какой он есть, не сравнивайте с другими.
  • Как можно раньше старайтесь адаптировать ребёнка к жизни в обществе.
  • Научите его справляться с собственными страхами, контролировать эмоции.
  • Не предъявляйте завышенных требований.
  • Старайтесь больше хвалить ребёнка, чем его критиковать. Если ребёнок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: «Жалко, пока  не вышло, но в другой раз получится».
  • Чаще поощряйте ребёнка, даже если результат далёк от желаемого.
  • Постарайтесь с чувством юмора решать проблемы ребёнка.
  • Больше разговаривайте с ребёнком. Объясняйте всё, что вы делаете.
  • Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
  • Если в вашей семье есть ещё дети, пусть они больше играют с братиком или сестрёнкой.
  • Пусть ребёнок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это  «золотое правило реабилитации».
  • Внимательно наблюдайте за ребёнком, чтобы оценить, что он может и чего не может в каждой области развития.
  • Будьте терпеливы. Не ожидайте слишком многого сразу. Начните с того, что ребёнок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше. Правильная помощь и в нужное время принесёт успех и радость и ребёнку, и тем, кто ему помогает.
  • Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребёнком в процессе обучения.
  • Обеспечьте ребёнку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.
  • В семье необходимо сохранять доброжелательную обстановку, проявлять терпение заботу и мягкое руководство деятельностью ребёнка.
  • Не подчиняйте всю жизнь в семье ребёнку: за него делать всё, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам.
  • Поддерживайте здоровый образ жизни при воспитании ребёнка: отдых, спорт, прогулки, полноценное питание, гибкое соблюдение режима дня.
  • Главное – любите своего ребёнка!

Рекомендации для родителей обучающихся в школе детей с ОВЗ

  • При оформлении комнаты или уголка ребёнка избегайте ярких красок и сложных орнаментов. Простота, неяркие, спокойные тона, письменный стол, стоящий у ничем не украшенной стены, создают условия для концентрации.
  • Рабочее место ребёнка должно быть тихим и спокойным - не около телевизора или постоянно открывающихся дверей, то есть там, где ребёнок мог бы заниматься без помех.
  • В ходе выполнения домашнего задания родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать беспокойному сыну или дочке.
  • Дома необходимо не только выполнять домашние задания, но и повторять материал, пройденный в классе, чтобы проверить, все ли понято ребёнком правильно, и не осталось ли вообще пропущенным что-либо существенное.
  • Не следует на ребёнка смотреть как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно опекать, например, собирать ему в школу портфель, контролировать каждое действие ребёнка при выполнении домашних заданий.
  • Если ребёнок сел рисовать, уберите все лишнее со стола. Гиперактивный ребёнок не умеет сам отсекать все, что ему в данный момент мешает.
  • Как только ребёнок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.
  • Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до конца.
  • Приучайте ребёнка к различного рода конструкторам, всевозможным настольным играм. Данные виды деятельности способствуют развитию концентрации внимания.
  • При оформлении комнаты или уголка ребёнка избегайте ярких красок и сложных орнаментов. Простота, неяркие, спокойные тона, письменный стол, стоящий у ничем не украшенной стены, создают условия для концентрации.
  • Рабочее место ребёнка должно быть тихим и спокойным - не около телевизора или постоянно открывающихся дверей, то есть там, где ребёнок мог бы заниматься без помех.
  • В ходе выполнения домашнего задания родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать беспокойному сыну или дочке.
  • Дома необходимо не только выполнять домашние задания, но и повторять материал, пройденный в классе, чтобы проверить, все ли понято ребёнком правильно, и не осталось ли вообще пропущенным что-либо существенное.
  • Не следует на ребёнка смотреть как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно опекать, например, собирать ему в школу портфель, контролировать каждое действие ребёнка при выполнении домашних заданий.
  • Если ребёнок сел рисовать, уберите все лишнее со стола. Гиперактивный ребёнок не умеет сам отсекать все, что ему в данный момент мешает.
  • Как только ребёнок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.
  • Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до конца.

Приучайте ребёнка к различного рода конструкторам, всевозможным настольным играм. Данные виды деятельности способствуют развитию концентрации внимания

Рекомендации здоровым детям, общающимся с детьми с ОВЗ

  • Когда вас знакомят с инвалидом, смотрите на него, а не сопровождающего его человека.
  • Когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку. даже те, кто испытывают трудности с рукой или пользуется протезом, вполне могут пожать руку, праву или левую, что вполне допустимо.
  • Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые рядом с вами.
  • Если вы предлагаете помощь, ждите, когда её примут.
  • Никогда не опирайтесь на инвалидную коляску, не висните на его обладателе, не кладите им руку на голову или плечи – это раздражает.
  • Когда вы общаетесь с человеком, пользующим инвалидной коляской,  или костылями,  расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать.
  • Когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, Ждите, когда человек сам закончит фразу.  Не поправляйте его и не договаривайте за него.

Когда вы говорите о людях с ограниченными возможностями, используйте слова и понятия:

  1. человек, имеющий инвалидность; люди, имеющие инвалидность; человек с ограниченными возможностями здоровья; человек с ограниченными функциями вместо «больной, калека, искалеченный, деформированный, неполноценный, дефективный»;
  2. человек, использующий инвалидную коляску (вместо «прикованный к инвалидной коляске»;
  3. врождённая инвалидность, инвалид с детства вместо «врождённый дефект, несчастье»;
  4. имеет ДЦП (или другое) вместо «врождённый дефект, несчастье»;
  5. ребёнок с задержкой в развитии, медленно обучаемый ребёнок, человек с задержкой в развитии вместо «слабоумный, «тормоз»;
  6. человек с синдромом Дауна, дети с синдромом Дауна вместо «даун», «монголоид», даунята»;
  7. человек с эпилепсией; люди, подверженные эпилептическим припадкам вместо «эпилептик, припадочный»;
  8. душевнобольные люди; люди с психическими проблемами; люди с душевным или эмоциональным расстройством вместо «сумасшедший, псих»;
  9. Слепой человек, незрячий человек, невидящий человек; слабовидящий человек; человек с нарушением слуха, глухой человек, слабослышащий человек, человек с остатком слуха вместо «слепой, как крот, совершенно слепой, глухонемой, глухой, тугоухий»

Рекомендации педагогам, работающим с детьми с нарушением зрения

Профилактический зрительный режим для класса, в котором есть дети с нарушениями зрения

(необходимая профилактика для всех детей).

Учитывая необходимость постоянного выполнения офтальмо-гигиенических требований, учителю рекомендуется (по Л.П.Григорьян):

  • знать офтальмологическую характеристику каждого ребенка;
  • знать рекомендации, данные детям по лечению (в том числе по ношению очков), и следить за их исполнением;
  • при возникновении подозрения на ухудшение зрения у ученика направлять его к школьному офтальмологу;
  • следить за правильной позой детей при обучении чтению и письму;
  • знать детей, имеющих ограничения по занятиям физкультурой и трудовому обучению, и следить за их соблюдением;
  • заботиться о профилактике зрительного утомления на уроках;
  • проводить на уроках физкультпаузы по методике, согласованной с врачом-офтальмологом и учителем физкультуры.

Также необходимо учитывать следующие рекомендации:

  • Ограничение зрительного напряжения и усиления физической и слуховой нагрузки.
  • На уроках труда сокращается длительность зрительной нагрузки (шитье, рисование, лепка).
  • В процессе урока организуется физкультура для глаз (специальные упражнения по 30-60 сек), что является профилактикой зрительных нарушений для всех учеников класса.
  • Необходимо периодически пересаживать учеников, меняя ряды.
  • Делать перерывы при чтении на 10-15 минут через каждые 30-45 минут. Ограничить просмотр телепередач до 30 минут.
  • Проводить беседы с родителями о режиме отдыха и занятий детей дома.
  • Для начальной школы: для ребёнка с нарушением зрения увеличивать число уроков в день постепенно. Несколько раз в неделю делать не по 4, а по 3 и даже по 2 урока в день. Это должно сопровождаться и сменой одного вида деятельности другим.
  • Во время урока педагогу необходимо следить за позой учащихся. Неправильная осанка создает неблагоприятные условия для функционирования многих органов и систем, в том числе и органа зрения. У ребенка с нарушенной осанкой теряется динамичность и эластичность опорно-двигательной системы плечевого пояса, и ребёнок во время работы на близком расстоянии низко склоняет голову, что в свою очередь ведёт к спастическому состоянию аккомодационных мышц глаза.
  • Учителю необходимо чётко соблюдать показания и противопоказания к занятиям спортом. Ограничить спортивные соревнования, поднятия тяжестей (можно назначать такие виды спорта, как плавание без прыжков с высоты, гребля, бег трусцой, теннис и др.). При близорукости высокой степени и особенно с осложнением на глазном дне, глаукоме, подвывихе хрусталика и других противопоказаны все виды спорта, связанные с резким перемещением тела и возможностью его сотрясения, поднятием тяжестей, большим физическим напряжением.

Особенности размещения детей с нарушениями зрения в классе

Детям с косоглазием без амблиопии следует сидеть в среднем ряду на любой парте, детям с косоглазием и амблиопией - в среднем ряду на первых партах (чем ниже острота зрения, тем ближе к доске). Однако необходимо учитывать вид косоглазия. При сходящемся косоглазии ученику нужно сидеть настолько далеко от доски, насколько позволяет острота зрения; при расходящемся косоглазии - напротив, как можно ближе к доске, несмотря на остроту зрения.

Дети, страдающие светобоязнью (при альбинизме и др.), должны сидеть как можно дальше от освещённых окон; можно затенить их место ширмочкой. При катаракте дети успешнее работают вдали от света.

Дети, страдающие глаукомой (при отсутствии светобоязни), наоборот, должны сидеть максимально близко к освещённым окнам.

В классных помещениях устанавливают темно-коричневые и темно-зеленые матовые доски, чтобы избежать бликов и резкого контраста между поверхностью доски и прилегающей к ней светлой поверхностью стены.

Организация урока

Для профилактики зрительного утомления должна строго регламентироваться зрительная работа. Продолжительность непрерывной зрительной работы для слабовидящих в начальных классах школ не должна превышать 10 минут, а для некоторых детей со сложной глазной патологией должна быть менее 10 минут. У слабовидящих школьников младших классов самая высокая работоспособность наблюдается на втором уроке, у старшеклассников - на втором и третьем уроках. Работоспособность меняется в течение недели. Самая высокая работоспособность наблюдается по вторникам, тогда как начиная с четверга она снижается и достигает минимума в субботу. При проведении коррекционных занятий нужно учитывать функциональную мобильность сетчатки: повышение её цветочувствительности в дневные часы (с 13 до 15 часов) и светочувствительности - в утренние и вечерние часы.

Данные рекомендации должны учитываться педагогом при составлении сетки занятий, распределении программного материала, планировании и написании конспектов. Для предупреждения утомления при демонстрации кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, при просмотре учебных телепередач необходимо обеспечение ученикам зрительно-нервного комфорта. Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения (диафильмов, диапозитивов, кинофильмов и т. п.) также регламентируется гигиеническими нормами. Так, в зависимости от возраста и характера нарушения зрения рекомендуемая длительность просмотра составляет от 7 до 30 минут (1-2 классы: 7-10 минут, 3-4 классы: 10-15 минут, 5-11 классы: 15-30 минут).

Педагогу, работающему с таким ребёнком, рекомендуется не стоять в помещении против света, на фоне окна. В одежде педагогу рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения. В связи с тем, что темп работы детей с нарушениями зрения замедлен, им следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных).

Некоторые зрительные нарушения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка. Школьному педагогу-психологу рекомендуются занятия с таким ребёнком, направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги), развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

Рекомендуется смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.

Педагог должен говорить медленнее, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Следует не торопить их с ответом, а наоборот, дать 1-2 минуты на обдумывание. При проведении занятий с детьми, имеющими нарушения зрения, необходимо создавать условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности. Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту; он должен соответствовать естественным размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор - меньше кочана капусты и т.п. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания. При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их с учетом возраста детей: дети младшего дошкольного возраста — 2-3 объекта, старшего дошкольного — 4-5 объектов, младшего школьного 6-7 объектов.

На индивидуальных занятиях детей учат последовательно называть картинки, выкладывать их в ряд слева направо, переходя на нижний ряд, возвращать взгляд на первую картинку слева. Поскольку у детей с нарушением зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, то время на экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в два раза (по сравнению с нормой). При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время также увеличивается в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения. Нужно давать ребёнку, имеющему зрительные нарушения, возможность подходить к классной доске и рассматривать представленный на ней материал

Список литературы

  • Научно-методический  журнал «Классный руководитель» -  №6–2005 ,- М., Центр «Педагогический поиск» – с.52-68
  • Серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях» / О.Г.Приходько и др. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014.
  • Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 56 с.

Интернет-ресурсы:

  • http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=55  - информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию;
  • https://clck.ru/34Abisf -рекомендации педагогам, работающим с детьми с нарушениями зрения;
  • http://ovs/rekomendasii_roditelam_ovz.pdf
  • https://multiurok.ru/files/pamiatki-dlia-roditieliei-dietiei-s-ovz.html
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены