РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Наглядность как совершенный способ преподавания географии в школе

Актуальность темы настоящей статьи заключается в том, что совершенствование учебно-материальной базы общеобразовательной школы - одно из главных условий повышения уровня учебно-воспитательного процесса.

Образование нужно всем, а преподавание и обучение - важные его элементы. На протяжении долгого времени, в сферу образования вводилось множество методов обучения, кроме того, учителя часто использовали и продолжают использовать вспомогательные средства с целью организовать эффективный процесс обучения.

Учебное оборудование и пособия придают школьным занятиям более доступную форму, например, на уроке географии учитель может применять средства наглядности, которые будут помогать ориентироваться детям в информации получаемой на уроке.

Ввиду этого поэтому, необходима постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Ведущая педагогическая идея заключается в создании оптимальных условий для формирования познавательных интересов обучающихся, которые формируются при помощи наглядных средств.

В настоящее время, учебное оборудование стало неотъемлемой частью уроков, так как работа с ним - это и источник новых знаний, и средство для усвоения, обобщения, повторения изученного материала.

Для того, чтобы верно подобрать средства обучения географии, важно учитывать:

  • возраст ученика;
  • их характерные особенности;
  • принцип равномерного воздействия на ум, сознание, эмоции, поведение учеников, создав четко построенную систему взаимодействия;
  • базовые, основополагающие принципы обучения учеников с учетом их особенностей.

Для правильно организованной образовательно-развивающей среды на уроках географии характерны:

  • удовлетворение личностных потребностей;
  • создание психологического комфорта, самоутверждению;
  • возможность свободного доступа к наглядному оборудованию и средствам для занятий.

Каждый современный учитель географии должен стремиться к такому содержанию учебно-методического комплекса кабинета, в который входят:

  1. Поурочное планирование, разработки уроков и наглядные материалы к ним, в том числе практические и тестовые задания, дидактические материалы: карточки для самостоятельных и групповых занятий; набор заданий контрольных работ в нескольких вариантах; карточки индивидуальных заданий; творческие работы учащихся;
  2. Методическая и справочная литература для учителя, литература по вопросам психологии, педагогики и т. д.; предметная литература для учеников: учебно-методические комплекты; дополнительная литература по предмету; словари и т. д;
  3. Наглядные пособия (таблицы, схемы, графики, комплекты карт, планы, атласы, работы учащихся, предметы, муляжи, игрушки, применяемые в качестве наглядных пособий; тематические и предметные картины.

Необходимо гармонично использовать средства визуализации и не пользоваться всеми сразу, так как при смешении всего есть вероятность запутаться в большом потоке информации.

Разработка и внедрение современных инновационных методов и вспомогательных средств обучения не исключает необходимость соблюдения основных дидактических принципов, одним из которых является принцип наглядности. Наряду с соблюдением принципа доступности и прочности, немаловажно соблюдать принцип наглядности в обучении.

Пословица гласит: «Лучше увидеть один раз, чем сто раз услышать». Принцип наглядности в обучении означает привлечение различных наглядных средств в процессе усвоения учащимися знаний и формировании у них различных умений и навыков.

Принцип наглядности означает организацию обучения в школах, когда задействуются зрительные рецепторы. Данное положение характеризуется использованием материалов разных иллюстраций. Получение информации происходит путем прямой регистрацией визуальных событий или условия их протекания.

Наглядность как принцип впервые был проанализирован в 17 веке чешским педагогом. Обосновал он положения тем, что глаза человека являются основным и главным анализатором окружающей действительности. Зрением человек получает основную информацию всю свою сознательную жизнь.

В воспитательном процессе наглядная информация является наиболее важной, поскольку несет больше всего информации. Дискуссионность данного принципа познания имела свой объем как в педагогике, так и в методике познания.

В конце 18 начала 19 века И. Г. Песталоцци который является теоретиком педагогики, смог создать и определить наиболее целесообразные методы педагогического воздействия на личность, а также рассмотрел важность восприятия, а также разработал основные положения природосообразного воспитания, путем визуального осмотра.

Принцип наглядности является достаточно дискуссионным в теории педагогики и является основой анализа таких известных ученых как П. И. Боровицкий, П. Я. Гальперин, Л. B. Занков, И. Я. Лернер, В. В. Половцев, С. Г. Шаповаленко. Наглядное обучение, по мнению Ушинского, занимает главенствующее положение в психологическом обосновании принципов педагогики, и впервые отметил противоречивость понятия и сути данного принципа.

К. Д. Ушинский обосновывал это тем, что акцентирование нужно делать не на самом наглядном образе, а последующее формирование этого образа в голове и последующее запоминание. Ученый-педагог разработал большое количество наглядных пособий и специализированных методик обучения.

В условиях классных занятий не всегда возможно непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии. Необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения, в которые входят таблицы и картины, натуральные объекты, раздаточный материал, кинофильмы и кинофрагменты, мультимедийное оборудование.

Образовательный процесс не может представляться без наглядных способов обучения, на всех уровнях образования от начальной школы до школьников старших классов. Однако, дискуссионность выражается в возможности причислять наглядность как принцип педагогической науки, поскольку наглядность в педагогике можно воспринимать как метод и средства обучения.

Чаще всего под наглядным методом обучения понимают не только как сознательную деятельность педагога, так и процесс восприятия ученика предоставленной информации.

Реализует наглядность сам педагог, но только ученик способен всецело потребить эту информацию. Следует отметить, что наглядные средства обучения могут создаваться как человеком, так и природой. Однако, и те, и другие значительно упрощают процесс обучения и делают его более занимательным, а главное - наглядным.

Функции наглядности на уроке географии являются максимально разносторонними, притом:

  • осмысление материала напрямую зависит от процесса восприятия наглядного материала;
  • наглядность выступает в роли опоры при освоении материала;
  • наглядный образ можно воспроизвести практически, что улучшает качество обучения;
  • наглядность закрепляет и делает доступным получение знаний и умений;
  • при помощи наглядности воспитывается качественное восприятие образов;
  • наглядность формирует более интенсивный интерес к занятиям;
  • наглядность вносит разнообразие в процесс обучения;
  • наглядность способствует снижению уровня утомляемости учеников;
  • наглядность сопровождает на каждом этапе обучения.

Принцип наглядности на уроке географии проходит несколько этапов:

  • этап изучения нового, доступного материала;
  • этап закрепления знаний;
  • этап анализа полученных знаний;
  • этап формирования новых навыков;
  • этап выполнения домашнего задания;
  • этап контроля.

Наглядность также связана и с принципом доступности. Натуральная и интерактивная наглядность позволяет учесть индивидуальные особенности информации.

Наглядность придает уроку географии понимание взаимосвязи теории и практики. Например, после освоения теории, следует наглядная часть реализации заданной работы. Если исключить теоретическую часть, то можно отобрать процесс самостоятельного формирования визуального восприятия, а значит, учащийся не способен определить направление визуализации объекта. Готовое представление образа не несет какой-либо учебной нагрузки, ведь ученик должен анализировать сам.

Наглядные средства обучения обычно используются в классе, для того, чтобы стимулировать учебный процесс школьников. Наглядные средства на уроках географии - это те сенсорные объекты или изображения, которые инициируют или стимулируют и поддерживают процесс обучения.

В основном, наглядными средствами, которые помогают сделать урок географии более ясными или легкими для понимания являются - рисунки, модели, диаграммы, карты, видео, слайды, реальные объекты и т.д.

B зависимости от дидактических функций различаются следующие виды наглядности на уроках географии:

  • естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция - знакомство учащихся с реальными объектами природы.
  • экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция - знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.
  • картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция - познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.
  • объемная наглядность (макеты, муляжи, фигуры); функция - знакомство с теми предметами, где объемное, а не плоскостное изображение играет роль в восприятии.
  • звуковая наглядность (функция - воспроизведение звуковых образов).
  • символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, символы реального мира).
  • смешанная наглядность - учебный звуковой кинофильм, функция - воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

Требования к наглядным пособиям, применяемым на уроках географии:

  • наглядные пособия нужно делать дифференцированными;
  • содержащими самые существенные признаки объекта и, по возможности, без дополнительных несущественных деталей, часто уводящих внимание учащихся в сторону от основной цели, которой добивается учитель при использовании этих пособий.

Применение наглядности (наглядных средств обучения) на уроке географии обеспечивает наибольшие результаты в обучении и способствует развитию двухсторонних отношений между учителем и учеником.

Отсюда можно сделать вывод, что наглядность в рамках урока географии является инструментом донесения информации, выступает как необходимый принцип педагогики и помогает достичь наибольших результатов.

Принцип наглядности и применение наглядных средств обучения - это то, что помогает учителю географии и ученикам в достижении конкретных целей учебного процесса. Наглядные средства обучения на уроках географии - универсальные помощники, которые делают его необычным, запоминающимся.

Визуальные (наглядные) средства используемые на уроке географии дают представление обучающимся о том, как выглядят объекты, их качества и свойства, передавая более полную информация чем «голый» текст. Чаще всего под методом обучения способом наглядности рассматривают не только как сознательную деятельность педагога, так и процесс восприятия ученика предоставленной информации.

Обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и выработки умений и навыков, опирающихся на живые образы предметов, явлений и действий. Особую роль наглядность играет в обучении детей любого школьного возраста, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств, средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью).

Наглядность передает учащимся истинные знания, которые привлекают их внимание и помогают понять то, о чем говорит учитель. Использование наглядных средств обучения в качестве учебного пособия, это один из аспектов, определяющих активность учащихся на уроке, потому что лишь тогда, когда они смотрят на наглядную модель или вспомогательное средство, формируется полноценное понимание изучаемого предмета.

Наглядные пособия, применяемые на уроках географии, дают детям возможность учиться визуально, кроме того, они более эффективны и просты в понимании. Во время обучения с применением наглядных средств, учащиеся школ пытаются распознать их функции и особенности. Это объяснимо тем, что дети сопоставляют реальный объект (наглядный предмет обучения) со своими предубеждениями и адаптируя новое ощущение стремятся узнать о нем больше.

Таким образом, применение наглядных средств обучения на уроке географии, действительно, вызывает интерес у учащихся и помогает учителям максимально доступно разъяснять тему урока. Правильное использование наглядных средств обучения на уроках географии, будет способствовать созданию интересной и доступной учебной среды, которая благоприятно скажется на учебной деятельности. Определено это тем, что наглядные средства, применяемые при организации урока географии, помогают: заинтересовать учеников, дают ученикам наглядное представление о изучаемых объектах, предоставляют учащимся непосредственный опыт.

Все вышесказанное подтверждает мысль о том, что наглядность действительно является совершенным способом обучения географии

Читайте также:

Коваль Елена Ивановна 17.07.2021 61 0 Фото: unsplash.com / Jan Kahanek
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.