РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Использование методических приемов на уроках географии

Методический прием - это элемент того или иного метода, используемый для усиления дидактических возможностей использования метода. Приемы позволяют формировать такие компетенции как:

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
  • оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
  • осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  • использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
  • работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Формировать предметные, личностные и метапредметные УУД:

Личностные результаты:

  • овладение на уровне полного общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметные результаты:

  • понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
  • овладение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
  • умение работать с разными источниками географической информации;
  • умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
  • умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

Приемы, которые используются на уроках, соотнесены по этапам урока ОНЗ

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

Цель - выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Приемы: интеллектуальная разминка, дополни ряд, картографическая минутка.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия;

Цель - подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий

Приемы: ассоциативный ряд, лови ошибку, группировка, составь план, ЗХУ.

3. Этап выявления места и причины затруднения;

Цель - осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Приемы: лови ошибку, кроссворд, своя опора-шпаргалка, закончи ряд, работа с графом.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения;

Цель - постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Приемы: ключевые термины, мультимедиа презентация, отсроченная отгадка, вопросы к тексту, ромашка Блума, толстый и тонкий вопрос

5. Этап реализации построенного проекта;

Цель - построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Приемы: работа с интернет-ресурсами, плохо-хорошо, жокей и лошадь, вопросы к тексту

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

Цель - усвоение учащимися нового способа действия

Приемы: паспорт, своя опора, да-нетка, работа в группах, работа в парах, ЗХУ, тест, толстый и тонкий вопрос, вопросительные предложения

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

Цель - применение нового способа действия и рефлексия (коллективная, индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.

Приемы: реставратор, работа по иллюстрациям, создай паспорт, синквейн, фишбоун, вопросительные слова

8. Этап включения в систему знаний и повторения;

Цель - включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Приемы: своя опора, тест, кластер, синквейн, сравнительный анализ, линия сравнения, плюс-минус, опрос по цепочке, толстый и тонкий вопрос, ЗХУ, круглый стол, три предложения

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель - самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Приемы: выбери утверждение, ЗХУ, пометы на полях, инсерт, продолжи фразу, лестница успеха, рюкзак, корзина идей, я беру тебя с собой

Примеры использования некоторых приемов на уроке ОНЗ.

Игровой прием: «Лови ошибку»

Пример 1. Найди ошибки в предложениях, запиши предложение правильно:

  1. Франция граничит только с Германией и Испанией.
  2. Столица Польши - Будапешт.
  3. Греция находиться на севере Европы.
  4. С севера только Финляндия граничит с Россией.
  5. Конституционные монархии Европы - это Великобритания, Бельгия, Ватикан.
  6. На юге территорию Европы омывает Балтийское море.
  7. Микрогосударства Европы – это Люксембург, Ватикан, Монако, Чехия, Сан-Марино.
  8. Самая маленькая страна Европы – Монако.
  9. Турция – европейская страна.
  10. Карабах – это спорная территория Грузии и Армении.

Пример 2. Сформулируй предложение правильно.

  1. регион Северная Америка включает в себя 3 страны: США, Канаду, Мексику.
  2. территория США состоит из 2 частей: материковой и Аляски.
  3. о. Гренландия принадлежит Канаде.
  4. столица США – Нью-Йорк.
  5. основная часть населения США говорят на американском языке.
  6. самый большой мегаполис США – Приозерный.
  7. нефтяная промышленность США развита, нефть продается в другие страны.
  8. самый развитый район США – Северо-восточный, так как в нем расположены крупные города.
  9. в Канаде говорят на английском языке.

Пример 3. Прочитай предложения, найди ошибку, запиши предложение правильно.

  1. регион Латинская Америка-это материк Южная Америка
  2. к средней Америке относится - Аргентина
  3. в состав этого региона входят 33 страны
  4. самая большая страна по площади это Мексика
  5. самое большое островное государство Ямайка
  6. лесом Латинская Америка почти не обеспечена
  7. большинство стран являются республиками федеративными
  8. столица Аргентины – Сан-Паулу

Игровой прием «Кроссворд»

Пример 1. Дополни предложение, определив понятие

  1. Политически независимое государство называется -
  2. Обеспеченность страны ресурсами называется –
  3. Форма правления, где глава государства один человек –
  4. Рост городов, увеличение доли городского населения это –
  5. Структура хозяйства, где преобладает промышленность –
  6. Одна из главных отраслей мирового хозяйства –
  7. Как называется продажа продукции на мировой рынок -
  8. Отрасль сельского хозяйства, которая занимается выращиванием растений –
  9. Какой тип сельского хозяйства развит в развивающихся странах –
  10. Как называется перевозка людей на транспорте -

Пример 2. Найди страну

  1. Маленькое, островное государство в Л. Америке, столица ГАВАНА.
  2. Одно из отсталых государств Африки, где добывают золото.
  3. Одна из крупнейших стран мира, где проживают люди смешанных рас.
  4. Внутриконтинентальная страна Азии с низким уровнем образования.
  5. Островное государство, столицей которого является город Веллингтон.
  6. Государство, северным соседом которого является Польша.
  7. Государство в Л. Америке названное в честь Колумба.
  8. Родина риса.
  9. Столица этого государства один из крупнейших городов Л. Америки – Монтевидео.
  10. Страна, где находится Иерусалим.

Прием «Дополни цепочку»

Составь цепочку из столиц мира, где каждое последующее слово начинается с последней буквы предыдущего. Например: Москва-Амстердам-Минск-Киев и т. д

Прием «Картографическая минутка»

По карте покажи и назови географические объекты, например: страны со столицами по регионам, месторождения полезных ископаемых, ресурсообеспеченные страны мира, страны ОПЕК, штаты США, монархии Европы и т.д.

Прием «Интеллектуальная разминка»

Дать ответ на вопросы:

  1. перечисли страны, которые омываются 3 океанами
  2. самое большое государство на земле
  3. страна-материк
  4. страна-теократическая монархия
  5. самое крупное островное государство Латинской Америки

Прием «Ассоциативный ряд»

Назовите, какие ассоциации у вас возникают с темой урока, например: при изучении темы Япония, учащиеся в парах составляют ассоциативный куст и обмениваются результатами в микро-группах по 4 человека.

Япония (ассоциации Фудзияма , Страна-восходящего солнца , Икебана , Сенсей, Ниндзя , Тойота )

Прием «Работа с графом»

Граф - это математическая модель, показывающая расположение стран и их границы по регионам мира. Страны можно показать прямоугольником, кружком, квадратом, границы линией. По графу проводятся несколько видов работ:

  • в готовом графе региона подписаны страны, необходимо подписать столицы;
  • в готовом графе региона подписаны столицы, необходимо указать страны;
  • в готовом графе необходимо подписать и страны и столицы;
  • самостоятельно составить граф региона, используя политическую карту.

Прием «Линия сравнения»

Используя типовой план описания региона, страны, составить сравнительную характеристику стран, выделить черты сходства и различия.

Типовой план

1. ФГП

А) площадь
Б) границы
В) черты ЭГП
Г) политическое устройство

2. Условия для развития:

А) промышленности
Б) сельского хозяйства

3. Население

А) численность и тип воспроизводства
Б) состав (национальный, религиозный, половой, возрастной, расовый)
В) крупные города и агломерации

4. Хозяйство

А) промышленность
Б) сельское хозяйство
В) транспорт

5. Отношение к региону

Прием «Кластер»

Кластер-это гроздь, или схема, отражающая суть содержания темы, составляется на этапе ОНЗ по ходу изучения темы совместно с учащимися, либо на этапе самостоятельного применения знаний.

Читайте также:

Фотиева Светлана Владимировна 19.03.2021 308 0 Фото: Engin_Akyurt / pixabay.com
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.