РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Читательская грамотность на уроках литературы в основной школе в свете обновленного ФГОС ООО

Учитель русского языка и литературы
Алексанина Юлия Павловна
МОУ Шумовская средняя школа
МО «Ульяновский район» Ульяновской области

Требования обновленного стандарта 2021 года таковы, что теперь наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность и есть тот уровень знаний, умений и навыков, который обеспечивает нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.( Изучать- Искать –Думать- Сотрудничать- Приниматься за дело.)

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.

Исследование PISA-2018 показало, что проблемы, которые в разной степени испытывают подростки всех стран, связаны с ключевой составляющей функциональной грамотности - читательской грамотностью. Под грамотностью чтения понимается способность человека к осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Термин «грамотность чтения» в исследованиях имеет широкий смысл, под которым подразумевается не столько техника чтения, сколько способность ученика использовать чтение как средство приобретения новых знаний.

Данная работа включает в себя технологические карты смыслового чтения текстов различной функциональности, задачи и диагностический материал. Подобные задания позволяют выстроить систему работы с текстом как с метапредметным познавательным объектом.

«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно».
А. Н. Толстой.

Для формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках литературы уместно использовать технологию смыслового чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом :

  • I этап. Работа с текстом до чтения
  • II этап. Работа с текстом во время чтения
  • III этап. Работа с текстом после чтения

I этап. Работа с текстом до чтения (предтекстовая деятельность).

Она включает:

1. Постановку цели чтения: знакомство с текстом, его анализ; формирование навыков осознанного чтения; привитие интереса к чтению.

2. Определение характера текста:

  • Сплошные тексты (без визуальных изображений)
  • Несплошные тексты (с визуальными изображениями)

3. Просмотр заголовка текста

4. Предположение о цели его написания, т.е. замысел автора

Стратегии предтекстовой деятельности:

Приём «Рассечение вопроса»

Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. Предлагается ученикам 5 класса прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в рассказе И.А. Бунина «Лапти».

Прием «Верите ли вы, что…»

Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

  1. Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением?
  2. Верите ли вы, что главными героями будут Журавль и Цапля?
  3. Верите ли вы, что в этой сказке будет счастливый финал?

Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.

Также подготовиться к восприятию текста можно с помощью следующих приёмов:

  1. Прочитайте название текста, имя его автора (при наличии).
  2. Просмотрите иллюстрации к тексту.
  3. Стимулируйте учеников сделать предположения, о чем будет текст. Предположения можно зафиксировать в ходе мозгового штурма на доске или в виде вопросов учеников, которые они запишут в таблицу З-Х-У (Приложение 1). Самые интересные вопросы можно записать на доске или написать их на стикерах, разместив на видном для учеников месте.
  4. Обратите внимание учеников на структуру текста, расположение абзацев, наличие разного шрифта, подзаголовков, выделенных слов.

II этап. Работа с текстом во время чтения

Во время чтения выдвигаются гипотезы, которые опровергаются и доказываются в процессе чтения.

Стратегии текстовой деятельности (во время чтения).

Приём «Дерево предсказаний»

Использовать после первой или второй остановки приём «чтения со стопом» при работе с сюжетными текстами. Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее. Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами.

Задание 1:

Прочитайте русскую народную сказку «Журавль и цапля». Докажите, что это сказка.

  • Прочитайте то место в рассказе, которое заставило вас улыбнуться.
  • Как описан этот момент?
  • Прочитайте выразительно последнее предложение. Объясните смысл финала сказки.
  • Почему Журавль и цапля не смогли пожениться?
  • Определим порядок событий в сказке. Для этого выполним Задание 2: обозначьте цифрами правильный порядок развития событий в рассказе.

______________________Присказка
______________________Задумка журавля
______________________Отказ
______________________Решение цапли
______________________Развязка

Прочитайте названия событий, происходящих в сказке.

Варианты выполнения задания: самостоятельно, в паре, под руководством учителя.

  • Как вы будете работать? (Прочитаем первую часть сказки. Найдём название события, которое в этой части описано.)
  • В каком порядке развиваются события в тексте «Журавль и цапля»?

Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать работу школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление.

Так, например, можно предложить детям вспомнить пословицы, которые содержали бы в себе главную мысль сказки. Приём работы с пословицами - логическо – поисковое задание. В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки.

III этап. Работа с текстом после чтения

Стратегии послетекстовой деятельности

Третий этап тоже может быть вариативным:

  1. Вернитесь к вопросам и предположениям, зафиксированным на этапе "До чтения".
  2. Возможно, появились новые вопросы, которые ученики могут задать вам или другим ученикам.
  3. Проверьте, как ребята справились с работой с графическими организаторами (графические организаторы представлены в виде уже готовых бланков с четко сформулированными заданиями в соответствии с видом работ - Приложение 2).

Результаты можно использовать для устных обсуждений, пересказа текста, письменных работ по содержанию текста — сделать обзор, описание героя, исторического события, доказать утверждение, сравнить объекты или события и т.д. Можно продолжить работу с терминами и ключевыми словами, например, составить глоссарий по данной теме или плакат с терминами.

Можно использовать ролевые игры, если текст предполагает различных героев, события и разные взгляды на эти события.

Для художественных текстов хорошо использовать творческие задания — рисунки с цитатами, инсценировки (при этом ученики могут продумать некий доступный реквизит, нарисовать какие-то элементы, или вы заранее можете подготовить необходимый реквизит и маски для учеников).

Приемы «Чтение с остановками», «Синквейн», «Мозговой штурм», «Написание творческих работ», «Логическая цепочка» «Тонкие и толстые вопросы».

Также для формирования читательской грамотности можно использовать комплексные виды работ:

Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать аналог сказки.

Подготовка к составлению сказки. Заполнение таблицы.

  • Прочитайте вопросы в таблице. Как вы думаете, что поможет сделать таблица? (Сочинить сказку).

Придумай свою сказку, заполни таблицу.

  • О каком герое будете сочинять сказку? Запишите в таблицу рядом с первым вопросом.

Самостоятельное заполнение всей таблицы.

  • Кто герой сказки?
  • Какой он?
  • Что может делать? 
  • Что не может делать?
  • О чём мечтал? 
  • Что осуществилось в итоге? 
  • Выводы..

Работа 1

Дождевые приметы

Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые. обложные, грибные, спорые, полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливные).
Но одно дело – знать умозрительно, а другое дело – испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.

С ними связано много примет. Солнце садится в тучи, ласточки летают низко, дым припадает к земле, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями – всё это приметы дождя. А незадолго перед дождём… слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились. (К.Г. Паустовский)

  1. Подчеркни название текста.
  2. Сколько в тексте предложений?
  3. Раздели слова на слоги, поставь ударение: ласточки дым нежное дожди
  4. Какие бывают дожди? Запиши ответ.
  5. Оцени себя !!!

Работа 2

1. Прочитай. Напиши название.

Моя мама – артистка. Она не только работает в театре, но и выступает по радио и по телевизору. Однажды её театр был в Иркутске. Каждый день мама выступала на концертах или была занята в театре. Она очень устала, и папа сказал, что ей нужно отдохнуть. Папа купил маме путёвку в дом отдыха на юг. Она отдыхала на юге месяц. Папа и я жили в Москве одни. Папа покупал в магазине мясо, хлеб, овощи и готовил обед. Я помогал ему. Вечером я готовил уроки, потом мы смотрели телевизор или играли в шахматы. Воскресенье мы проводили очень весело. Мы ходили на стадион и с удовольствием смотрели футбол. Папа любит футбол, и я тоже люблю, а мама не любит. Когда мама была дома, мы смотрели футбол только по телевизору. Месяц кончился очень скоро. «Завтра приедет мама», – сказал мне папа. Мы приготовили вкусный обед, купили цветы. И вот мама приехала. Она была очень рада, и мы тоже были рады. Но как теперь футбол? Мама не любит футбол, а воскресенье мы всегда проводим вместе. Каждый день я думал: «Скоро воскресенье, пойдём мы на футбол или нет?» В воскресенье, когда мы обедали, я ничего не ел.
– Почему ты не ешь, Юра?
– Сегодня футбол, – сказал я.
– Мама, мы пойдём на футбол?
– Да.
– Как?! И ты, мама?
Мы смотрели на маму и ничего не понимали. Раньше она всегда скучала, когда мы смотрели футбол по телевизору.
– Конечно, и я. Когда я отдыхала на юге, там тренировалась футбольная команда. И мы часто проводили свободное время на стадионе, где играла эта футбольная команда. Теперь я знаю все правила и с удовольствием пойду на стадион.
– Как хорошо, что ты отдыхала в этом доме отдыха, – сказал я. Теперь каждое воскресенье мы вместе бываем на стадионе и смотрим футбол.

Задание 1. Выберите подходящие по смыслу глаголы и вставьте их вместо точек.

  1. Каждый день мама … на концертах или была занята в театре. (выступать – выступить)
  2. Мама очень … , и папа сказал, что ей нужно отдохнуть. (уставать – устать)
  3. Воскресенье мы … очень весело. (проводить – провести)
  4. Мы … вкусный обед, купили цветы. (готовить – приготовить)
  5. В воскресенье, когда мы … , я ничего не ел. (обедать – пообедать)

Задание 2.

Скажите по-другому, используя материал текста.

  1. Мама работала в театре.
  2. Вечером я делал домашнее задание.
  3. Месяц прошёл быстро.
  4. Маме было неинтересно смотреть футбол.
  5. Теперь каждое воскресенье мы вместе ходим на стадион.

Задание 3.

Прочитайте предложения и скажите, соответствуют ли они содержанию текста.

  1. Мама поехала в Иркутск отдыхать.
  2. Мама поехала в Иркутск выступать.
  3. Мама поехала на юг работать.
  4. Мама поехала на юг отдыхать.
  5. Мама всегда любила смотреть футбол.
  6. Раньше мама не любила смотреть футбол.

Задание 4.

Отметь иллюстрацию, на которой изображена игра в футбол.

Приложение 2.

Роль личного навигатора в процессе чтения и перечитывания графические организаторы представлены в виде уже готовых бланков с четко сформулированными заданиями в соответствии с видом работ. Это могут быть шаблоны, неполные схемы (схемы, в которых часть информации присутствует, часть необходимо найти или вывести из уже имеющейся), списки ключевых слов, которые надо логически связать друг с другом, то есть такие задания, которые предполагают следование определённой стратегии при работе с материалом (биографией автора или художественным текстом), но оставляют пространство свободы для обучающегося (возможность выразить личное отношение, найти «точки схода» изучаемого текста и актуальных для подростка явлений жизни).

На этапе изучения биографии писателя удобным инструментом становится шаблон биографии, позволяющий в рамках заданной структуры свободно выбирать факты, которые станут определяющими для описания жизненного пути писателя, и те, которые отойдут на второй план. В процессе такой работы подростки учатся находить «смысловые узлы», связывать факты жизни и творчества автора, выносить суждения о том, какие события (в том числе в стране и мире), особенности социального статуса, личные переживания могут или должны стать основой специфики создаваемого писателем художественного мира.

Итогом погружения в биографию становится выбор «кредо» или ключевой цитаты, наиболее полно отражающей, по мнению обучающегося, внутренний мир, идеи, образ мыслей писателя. Заполненный шаблон становится примером живого диалога писателя и школьника – биография перестаёт быть сухой сводкой информации и превращается в отобранный в соответствии с собственными устремлениями обучающегося материал (прожитый, присвоенный).

Паспорт произведения – в некотором смысле ещё один шаблон, но уже для работы с художественным текстом. Это форма, объединяющая фактические данные о произведении (точные и объективные) и смысловую составляющую (вариативную, подлежащую интерпретации). Содержание заполненного паспорта у обучающихся будет похожим, но не идентичным. Важным преимуществом работы с паспортом является его универсальность. Мы снова можем выбирать любые формы работы на уроке: лекция учителя, беседа, самостоятельный поиск информации, комментированное чтение фрагментов произведения, подготовка индивидуальных докладов, работа с дополнительными источниками, анализ эпизода и т.д. Контроль заполнения паспорта удобно вести соответственно на каждом уроке по одному листу – от более общих тем к сути.

Карта 1. Паспорт произведения «Горе от ума» А.С. Грибоедова
Жанр _______________
Год написания ______________________
Черты реализма в романе ___________
Черты других направлений
Историко-культурный фон _________

Карта 2. Композиция и план
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
Событийный план Композиционная схема

Карта 3. Афоризмы Чацкого
Афоризм Номер действия

Карта 4. Идеологические споры в комедии
Темы Чацкий Фамусовское общество

Карта 5. Анализ эпизода

Задание: оформите анализ эпизода в виде связного текста (место в композиции комедии и роль в произведении; приёмы, средства метод создания эффекта)
Общая логика работы с паспортом такова: от образа эпохи и её отражения в произведении (карта 1) – к композиции (карта 2) и обсуждению личности главного героя (карта 3) посредством речевой характеристики; от поисков баланса между пониманием историко-культурных реалий второй половины 19 века и осознанием вневременного характера философии автора (карта 4, заполняется цитатами с последующим выводом) – к самостоятельной работе с текстом (карта 5); финал изучения произведения – рефлексия (карта 6), то есть такая форма критического самоанализа, которая позволяет обучающимся накануне написания сочинения ещё раз расставить акценты, обратиться к собственному пониманию прочитанного и связать эти впечатления с полученными знаниями.

Каждый лист паспорта – это этап освоения и присвоения чужого текста. Естественно, что основой для создания такого инструмента становится специфика изучаемого произведения, однако общие принципы его создания легко тиражируемы, а формат «рабочей тетради» позволяет акцентировать внимание обучающихся именно на тех фрагментах и деталях художественного текста, которые выполняют ведущую роль на уроке.

Карта 6.

Итоги
Задание: Сформулируйте своё мнение после изучения романа

  • Это роман о…
  • Основной проблематикой можно считать…
  • В идеологических спорах мне близка позиция…потому что..
  • Чацкий заслужил….
  • Его ждет в будущем…
  • Для меня чтение этой комедии…

Примеры карт и заданий к некоторым другим произведениям : «Жизнь и творчество М.А. Булгакова»

Задания, предложенные на картах № 7-8 позволяют расставить основные акценты при изучении биографии М.А. Булгакова в 9 классе, когда нам ещё не требуется углубляться в изучение данного исторического периода и специфику литературного процесса (этот материал обычно более полно изучается в старших классах). На данном этапе мы целенаправленно говорим о тех фактах, событиях, явлениях, которые будут иметь отношение к изучаемому тексту – повести «Собачье сердце».
Подготовьте устный ответ на вопрос, как связаны следующие места, предметы, имена и др. с жизнью и творчеством М.А. Булгакова:
Андреевский спуск, Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Духовная академия, Медицинский факультет, «Мёртвые души» Н.В.Гоголя, Владикавказ/Беслан/Грозный, 18-
22 минуты, «включая покуривание и посвистывание», мистический писатель, Москва (возможны варианты работы в парах, в малых группах, индивидуально; на скорость поиска информации; с опережающим д/з – как текущий контроль).

Соберите эту «мозаику», напишите связный текст о том, какие черты личности писателя, на ваш взгляд, отразились в рассмотренных фактах, ситуациях – создайте словесный портрет Булгакова-человека, Булгакова-писателя (какие темы его будут волновать? Что будет представлять ценность, что разочаровывать и т.п.?).

Список литературы

  1. Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. №5. 2007. С. 140-144.
  2. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5- ой Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.). В 2-х ч. Ч.1 / Под ред. И.В. Усачевой. М., 2002.
  3. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М. Лотман и тартуско- московская семиотическая школа. – М.: Гнозис, 1994.
  4. Мишатина Н.Л. Диалог с культурными концептами в 5-11 классах (русский язык, литература, развитие речи). Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во «САГА» -«Наука», 2004.
  5. Мишатина Н.Л. Методика и технология речевого развития школьников: лингвоконцептоцентрический подход. Монография. – СПб.: «Сага» – «Наука», 2009.
  6. Пивчук Е.А. Надпредметное обучение в контексте профессиональных задач учителя // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 77.
  7. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. – М.: Академический проект, 2004.
  8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  9. Учебно-методический комплекс по формированию функциональной грамотности «ПРОтекст» / под общей ред. Т.П. Кибальник, И.В. Муштавинской, М.Ю. Обуховой. – СПб.: ГБОУ гимназия № 171, 2019. – 91 с.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены