РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Воспитание толерантного сознания учащихся посредством художественной литературы

Понятие "толерантность" давно активно вошло в жизнь петербуржцев. С первых дней своего существования Санкт-Петербург складывался как многонациональный город, и его население отражало этническое многообразие России [1, с.822].

В целях формирования толерантности в нашем городе была разработана «Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2011–2015 годы» (программа «Толерантность»). Программа завершена, однако проблема остается актуальной.

Сейчас в рамках реализации «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», в Санкт-Петербурге действует Государственная программа «Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге», рассчитанная на 2015-2020 годы. В программе отмечается, что проводимая в городе национальная политика направлена на гармонизацию межнациональных отношений, формирование и укрепление межкультурного согласия, а, следовательно, на воспитание толерантного петербуржца, стремящегося жить в атмосфере общественного согласия, взаимной доброжелательности, способного противодействовать проявлениям экстремизма.

В Федеральном Законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года воспитание рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [4, с.4].

Одной из базовых национальных ценностей, способствующей духовно-нравственному развитию личности, в том числе и воспитанию толерантности, является искусство и литература [5, с.23].

Александр Исаевич Солженицын в своей нобелевской лекции говорил: «Единственный заменитель не пережитого нами опыта – искусство и литература. Дана им чудесная способность: через различия языков, обычаев, общественного уклада переносить жизненный опыт от целой нации к целой нации»[2, с.14]. «И ещё водном бесценном направлении переносит литература неопровержимый сгущённый опыт: от поколения к поколению. Так она становится живою памятью нации. Так она теплит в себе и хранит её утраченную историю – в виде, не поддающемся искажению и оболганию. Тем самым литература вместе с языком сберегает национальную душу" [2, с.16].

Библиотека образовательного учреждения является учреждением культуры, входящим в его структуру. Важная цель деятельности библиотек - воспитание разносторонней, духовно развитой личности, обогащенной знаниями и умеющей использовать достижения современных информационных технологий. Библиотека лицея работает над реализацией различных программ и решением актуальных вопросов воспитания учащихся.

Одна из таких проблемных областей – воспитание толерантности и профилактика экстремизма.

Библиотека лицея естественным образом включается в процесс системного воспитания толерантности и противодействия экстремизму в молодежной среде.

В.А. Сухомлинский говорил: «Одна из причин духовной пустоты – отсутствие подлинного чтения, которое захватывает ум и сердце, вызывает раздумья об окружающем мире и о самом себе» [3, с.177]. Библиотека – это дом, где живут книги. И естественно, что главный инструмент воспитания библиотекаря – это книжный фонд: справочная, научно-познавательная и, в первую очередь, художественная литература.

Выдающийся русский критик 19 века В.Г. Белинский назвал литературу учебником жизни. Литературные герои - это не только художественные образы, это ещё и носители определённых общечеловеческих качеств как положительных, так и отрицательных. Литература выступает как мощный воспитательный инструмент и им нужно обязательно пользоваться для привития чувств сострадания и взаимопонимания.

Многие произведения классической и современной детской литературы затрагивают проблемы толерантности, взаимопонимания и взаимного принятия. «Путь к другому человеку, как мы знаем, лежит через эмпатию - умение увидеть другого изнутри, взглянуть на мир его глазами, соотнести его со своим миром... Писатели нам показывают, как надо много преодолеть в себе, чтобы к тому, кто ненавистен, потеплело сердце» [2, с.328].

Большое количество произведений из фонда библиотеки лицея № 95 ориентированы на развитие общечеловеческих ценностей: милосердия, честности, благородства, патриотизма, ответственности, любви и толерантности. Именно они способны воспитать толерантное отношение учеников друг к другу и к окружающим.

Это такие книги, как «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта, «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого, «Чучело» В. К. Железникова, «Ночевала тучка золотая» А. И. Приставкина, и многие другие. Они вызывают самые противоречивые чувства у своих читателей, в их героях дети могут узнать себя, своих одноклассников или знакомых.

Особое место в фонде библиотеки занимают книги современных авторов, способствующие воспитанию толерантности.

Институт толерантности в серии «Детский проект Людмилы Улицкой. Другой, другие, о других» дает возможность познакомить детей со всем, что окружает человека: научными теориями и мифами, различными религиями, семьей, едой, одеждой разных народов, ссорами и примирениями, даже с рождением и смертью. Для этого Людмила Улицкая пригласила настоящих специалистов.

Книгу из этой серии «Большой взрыв и черепахи» написала физик, путешественница, востоковед и писатель Настя Гостева. О том, что общего можно найти в разных религиях, о древе жизни и космическом яйце, о теории Большого взрыва и происхождении мира рассказывается в этой сказочной истории. В ней отлично сочетаются два подхода: научный и религиозный. Книга написана в столь любимом детьми стиле фэнтези, что помогает воспринять непростой материал.

Знакомство с едой – один из вариантов знакомства с традициями разных народов. Чем отличается одна кухня от другой, почему одним противно есть то, что с удовольствием едят другие. На эти вопросы отвечает еще одна книга серии «Детский проект Людмилы Улицкой» - «Путешествие по чужим столам».

Фонд библиотеки лицея позволяет познакомить учащихся с целым рядом книг, рассказывающих о жизни детей и подростков в разных странах. Каждая из них - урок гуманизма, взаимопонимания, доброты и толерантности.

Повесть шведской писательницы Анники Тор «Остров в море» - рассказ о событиях Второй мировой войны, история о двух сестрах из семьи австрийских евреев. Их приняли и спасли шведские семьи. Оторванный от семьи и родины ребенок попадает в совсем другой мир. Те, кто прочитает эту проникновенную книгу, вряд ли поддадутся искушению подразнить ровесника за то, что он не такой, как все.

Книга другого шведского писателя, лауреата премии Астрид Линдгрен, Стефана Каста «Притворяясь мертвым» заставляет читателей задуматься, какова же цена дружбы, и есть ли альтернатива мести. Пытаясь влиться в компанию ради любимой девушки, подросток Кимме направляется с приятелями в поход на выходные. В результате он оказывается в лесу избитым и брошенным спутниками, со слабой надеждой на спасение. Это книга о выборе, совести и способности прощать.

В издательстве КомпасГид вышла серия книг для подростков «Гражданин мира».

Книга Дианы Мохаммади «Маленькая торговка спичками из Кабула» рассказывает о жизни афганской девочки. Диане нет еще и четырнадцати, но она должна рассчитывать только на себя. Помогать матери, учиться в школе, работать – все приходиться успевать, ведь в семье четырнадцать детей и они могут остаться без ужина. Это рассказ о буднях, огорчениях, маленьких радостях, надеждах и отчаянии, которые позволяют нам увидеть другой мир.

Повесть Марии Мартиросовой «Фотографии на память» - не просто история жизни маленькой армянской девочки в Баку, оказавшейся в центре карабахского конфликта. Это рассказ о том, как непрочно порой бывает благополучие, как внезапно вспыхивает национальная вражда, как заразна ненависть. И как сопротивляются этому мудрость, любовь и надежда. «Гражданин мира» - серия книг для тех, кто хочет преодолеть стены национального и культурного непонимания. Это книги о жизни молодежи в разных странах мира, в которых все может быть по-другому: традиции, отношения, история, взгляды. Они помогают создать единое мультикультурное пространство нашей планеты, где уважение и готовность к диалогу – основа добрососедских отношений.

Толерантность не равносильна безразличию. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим. Об этом говорят книги из серии «Открытый диалог».

Французский писатель Франк Павлофф в своей новелле «Коричневое утро» рассказывает, как зарождается новое государство Коричневых, и к чему приводят новые законы о единомыслии. Эта книга – манифест против политического единомыслия, детская антифашистская книга. Новелла в двенадцать страниц уже более десяти лет находится в списке бестселлеров и ее обсуждают в образовательных учреждениях двадцати пяти стран мира.

Книга испанского писателя и иллюстратора Тассиеса «Украденные имена» перекликается по тематике с книгой В. К. Железникова «Чучело», поднимая очень непростую тему о насилии в школе. Книга призывает не прятаться в удобстве безразличия.

Мы видим, какие непростые даже для взрослых темы поднимает современная детская литература. За детьми признано право знать и способность понимать. Главная тема этих книг решает основную задачу воспитания толерантности: взаимопонимание и сосуществование разных, непохожих друг на друга людей.

Здесь приведены наиболее яркие произведения из фонда библиотеки лицея, которые способствуют воспитанию толерантности учащихся.

Фонд библиотеки лицея не велик, и для более эффективного решения проблемы воспитания толерантности наших лицеистов мы обращаемся к социальным партнерам.

Основными социальными партнерами, с которыми сотрудничает библиотека лицея, являются СПб ГБУК «ЦБС Калининского района Санкт-Петербурга», отдел по работе с юношеством ЦГПБ им. В. В. Маяковского, детский отдел Государственной Санкт-Петербургской библиотеки для слепых и слабовидящих.

СПб ГБУК «ЦБС Калининского района Санкт-Петербурга» и лицей связывают давние партнерские взаимоотношения. Библиотека имеет богатые фонды литературы, в том числе направленной на воспитание толерантности учащихся. Сотрудники библиотеки ежегодно проводят Недели толерантности, в которых традиционно участвуют учащиеся лицея, организуют конкурсы, игры по станциям, направленные на воспитание толерантного сознания школьников Калининского района.

Отдел по работе с юношеством ЦГПБ им. В. В. Маяковского организует для учащихся района, в том числе и лицеистов, экскурсии, выставки, раскрывающие фонды литературы, направленной на воспитание толерантности, проводит беседы по этой теме.

Огромное значение для воспитания толерантного отношения к людям с особенностями здоровья имеет работа с учащимися общеобразовательных школ, проводимая в детском отделе Государственной Санкт-Петербургской библиотеки для слепых и слабовидящих. Посещая эту библиотеку, участвуя в занятиях, экскурсиях, беседах, дети учатся понимать и принимать тех, кто отличается от них в силу особенностей здоровья или развития.

Таким образом, мы видим, что библиотека лицея № 95 имеет достаточные возможности в воспитании разносторонней, духовно развитой, толерантной личности, и обладает достаточными ресурсами для работы в данном направлении.

Для более эффективного использования ресурсов библиотеки лицея в целях воспитания толерантности среди лицеистов, было проведено исследования уровня толерантности учащихся 5-9 классов ГБОУ лицей № 95.

Проанализировав результаты проведенного в лицее исследования, учитывая полученные показатели, была составлена «Программа воспитания толерантности учащихся 5-9 классов ГБОУ лицей № 95 с использованием ресурсов библиотеки лицея». Особенностью программы является включение в нее ссылок на библиотечные ресурсы.

Для определения результативности реализации «Программы воспитания толерантности учащихся 5-9 классов с использованием ресурсов библиотеки в ГБОУ лицей № 95» среди участников программы был проведен промежуточный опрос, направленный на выявление уровня толерантности учащихся 5-9 классов, по результатам которого был сделан вывод о положительной динамике роста уровня толерантности учащихся. Это говорит о достаточно высокой эффективности работы программы.

Программа воспитания толерантности учащихся 5-9 классов может успешно применяться в других образовательных учреждениях при условии социально-культурного партнерства с общедоступными библиотеками и другими учреждениями культуры и искусства.

Источники:

  1. Многонациональный Петербург. История. Религия. Народы / Н. В. Бессонов, В. А. Дмитриев, В. А. Дымшиц и др.; научный редактор И. И. Шангина. – СПб.: Искусство-СПб, 2002.- 872с., ил.
  2. Солженицын, А. И. Правая кисть: Избранное.- М.: Эксмо, 2005.-784 с.
  3. Сухомлинский, В. А. О воспитании.- М.: Политиздат, 1975.- 272 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2013.- 48 с.
  5. Человек будущего – человек нравственный: Методическое пособие / Автор – составитель Л. И. Уварова.- СПб.: АППО, НП «Невский проект», 2010.- 32 с.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены