РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Мастер-класс "Системно-деятельностный подход обучения на уроках русского языка и литературы"

Практическая часть «Выразительно-изобразительные средства языка»

Ход занятия.

Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же не миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.

1. Свой мастер – класс я хотела бы начать отрывком из рассказа М. Горького «Красавица».

«Очень красивая молодая женщина взошла на палубу парохода. Пассажиры всех классов замерли от восторга и восхищения, глядя на нее. Молодые мужчины ждали ее улыбки и момента, когда она заговорит… И она, ……потерев спину о косяк двери, вытерев белоснежным платком прекрасное разгоряченное лицо, заговорила:

- Уф, жаришша какая! Да ишо карасином ваняит…

Люди, восхищенные и одухотворенные красотой женщины, вдруг поникли и, разочарованные, вернулись к своим делам». М.Горький

2) Сформулируйте проблему

Проблема: Внешняя красота не всегда является отражением богатого духовного мира личности

3) Дополнением этой мысли являются слова Д. С. Лихачёва

Неряшливость в одежде – неуважение к окружающим вас людям и к самому себе. Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его культуре, об отношении к окружающему миру и к самому себе …

Д. С. Лихачёв

4) «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия», – так отозвался о русском языке К.Г. Паустовский.

- Коллеги, что же это за волшебные понятия, которые превращают обычные слова в завораживающие звуки, заставляющие нас плакать и наслаждаться, любить и ненавидеть, страдать и чувствовать себя счастливым?

(Изобразительно-выразительные средства)

5) Сформулируйте тему нашего занятия

Тема моего мастер-класса: «Изобразительно-выразительные средства языка».

6) И тогда цель нашего занятия?

Цель: изучение изобразительно - выразительных средств языка, умение употреблять их в речи

7) Как вы думаете, почему этот вид работы включён в ОГЭ и ЕГЭ?

Актуальность темы

(Очень важно уметь точно, образно, красиво и ярко выражать свои мысли)

8) Теоретическая часть.

Обратимся к самым распространенным средствам выразительности. Предлагаю вам стать «разведчиками» и попробовать расшифровать данные слова.

Вы можете воспользоваться материалом, который у вас лежит на столах, а можете воспользоваться информацией на слайде (примеры на слайдах)

Метафора – от греч. Metaphora – перенос; следовательно, это перенос значения, скрытое сравнение.

Эпитет – от греч. Epitheon – приложение, однокоренное слова прилагательное, красочное прилагательное.

Олицетворение – состоит из двух частей: лицо (живое)= творение (неживое), перенос признака или действия с живого предмета на неживой.

Сравнение – сравнить, т.е. сопоставить два понятия.

Фразеологизм – фраза = логос (слово) – устойчивое выражение, равное по значению слову.

Антоним – анти – против, онима (имя) – противопоставление, контраст

Синоним – synony – одинаковый, онима (имя) – слова с одинаковым значением.

Мы определили, что значит каждое средство выразительности, а теперь определим их роль.

9) Роль средств выразительности. Работа в парах.

У вас на столах лежат таблицы с кармашками. Роли средств выразительности в них перепутаны. Восстановите их по ключевым словам.

На что похож четвертый столбик? Почему на радугу? Чем радуга схожа со средствами выразительности?

(радуга красивая, яркая …. средства выразительности также придают красоту, яркость языку)

10) Практическая работа. 

Скажите, пожалуйста, где чаще всего мы встречаемся с изобразительно-выразительными средствами?

(В художественной литературе)

Используя слова для справок, вставьте в стихотворение те средства выразительности, которые вам указаны. При проверке один читает, другие хором называют слова

Учитесь говорить красиво,

Есть слабость в языке, есть (антоним). ------------- сила

Язык - вожак наш на пути.

Он главный (фразеологизм). ------------------- как тут ни крути

Владеешь им – будь смел, (синоним). ----------------- отважен

И даже, может быть, не важно:

Красив ты внешне или нет.

А важно, как (метафора) рассвет, --------------- горит

И (эпитет) ли небо, -------------- бирюзовое

И песня птиц, (сравнение), ----------------- как струны Феба

И (олицетворение) листьев по весне. ------------ говор

Все это видится тебе?

Так, значит, ты душой прекрасен,

Язык ты учишь не напрасно!

Слова для справок: как струны Феба, говор, горит, бирюзовое, как тут ни крути, отважен, сила.

Основная мысль этого стихотворения: если способен видеть красоту окружающего мира, ….значит, ты душой прекрасен… Язык ты учишь не напрасно!... Учитесь говорить красиво!

11) Рефлексия.

Подведем итоги, поиграем в игру: «Правильное-неправильное утверждение».

Если утверждение правильное – повернитесь вправо, если неправильное – влево.

  1. Метафора – перенос значения по ассоциациям.
  2. Эпитет – устойчивое выражение слов.
  3. Фразеологизм – краткое и емкое выражение.
  4. Антоним – близкое по значению слово.
  5. Синоним – противоположное слово.
  6. Сравнение – сопоставление предметов.
  7. Олицетворение – красочное прилагательное.

12) Возвращаемся к нашей цели

Цель: изучение изобразительно - выразительных средств языка, умение употреблять их в речи.

 Вы отлично, коллеги, справились с заданиями. Молодцы!

13) Теоретическая часть

- Скажите, коллеги, какие технологии были использованы на нашем занятии?

В настоящее время большое значение уделяется повышению качества образовательно-воспитательного процесса. Для достижения положительной динамики учитель, как правило, ставит цель: развитие познавательной активности учащихся.

На своих уроках я применяю различные технологии ,использую различные формы и методы.

На мой взгляд, универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования, является системно-деятельностный подход:

  1. каждый ребёнок выступает активным участником образовательного процесса;
  2. ученик, привыкший самостоятельно добывать знания по одному учебному предмету, так же будет действовать и на других занятиях, показывая сформированность поисковых навыков;
  3. использование этого метода даёт возможность развития творческих способностей ребёнка;
  4. главной целью школы является развитие личности ребёнка при приоритете сохранения его здоровья. Переутомляемость, перенапряжение снимается за счет переключения на разнообразные виды деятельности.

14) Заключительная часть.

Время общения заканчивается. Оцените своё настроение с помощью цветов радуги. А помогут нам эпитеты.

Я хочу вам пожелать, чтобы чёрная полоса в вашей жизни всегда уступала дорогу белой полосе, а белая разлагалась на цвета радуги.

Автор:
Петухова Валентина Егоровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Юсьвинская СОШ
им. народной артистки РФ А. Г. Котельниковой»

Список используемых источников

  1. https://u.to/dbgEFA 
  2. https://u.to/CbkEFA 
  3. https://u.to/h7kEFA 
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены