РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Основные виды деятельности по формированию ведущих компетенций языкового образования

Понятие «компетентностный подход» стало для нас уже привычным и более-менее понятным. Попробуем ещё раз разобраться, что же такое «компетентность». Компетентность-это способность свободно общаться на родном языке в различных речевых ситуациях и умение выражать свои мысли и чувства в соответствии с авторским замыслом.

К ключевым компетенциям на уроках русского языка можно отнести следующие:

  • языковую
  • лингвистическую
  • лингвокультурную ( то есть этнокультурную, культуроведческую )
  • эстетическую
  • коммуникативную
  • филологическую.

Каждая из названных выше компетентностей выступает «базой» для формирования следующей. А высшая цель практико-ориентированного обучения русскому языку – формирование у школьников коммуникативной компетентности.

Языковая компетентность выражается в способности учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка.

Лингвистическая компетенция предполагает более глубокое осмысление устной и письменной речи – её законов, правил, структуры, умение анализировать и классифицировать языковые явления.

Культуроведческая компетенция – это способность осознавать этнокультурную окрашенность языковых единиц.

Эстетическая компетентность - это способность осознавать языковые единицы в их эстетической функции, то есть видеть и оценивать возможности слова как средства создания точного яркого образа мира, его предметов и явлений на основе знаний о «языковой природе эстетического эффекта»

Коммуникативная компетенция выражается в способности использовать языковые единицы в соответствии с разными целями, сферой и ситуацией общения. Безусловно, что формирование данной компетенции возможно лишь на базе лингвистической и языковой компетенций.

Филологическая компетентность - способность осознавать тесную взаимосвязь языка и художественной словесности (фольклора и литературы), языка и гуманитарной культуры.

Хотелось бы остановиться лишь не некоторых, на наиболее значимых, на мой взгляд, компетенциях и показать , какие виды заданий и упражнений можно использовать для обеспечения формирования ключевых компетенций на уроках русского языка.

Для формирования языковой компетенции использую следующие виды работ:

  • Работа со словом по схеме (алгоритму). (Например, чтобы ученик правильно выбрал личное окончание глагола, ему необходимо пошагово применить правило: поставить глагол в форму 3 л. мн. ч., определить спряжение и вспомнить, какая буква пишется в окончании глагола 1или 2 спряжения).
  • Самостоятельное выведение правила. Например, орфограмма «Правописание корней КОС-КАС». На доске правильно записаны слова в 2 столбика. На основе наблюдений ребятам необходимо найти закономерность и сформулировать правило. В словах первого столбик есть суффикс А, значит и в корне пишем А).
  • Коррекция орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок в тексте. (На доске записан текст с большим количеством ошибок. Учащийся должен их найти и исправить. В течение всего учебного года у нас действует акция «Найди ошибку». Обучающимся необходимо найти ошибку в любом печатном издании: в газетной статье, на рекламном щите, в объявлении и т.д., принести и прокомментировать её. За это дети получают накопительные бонусы в виде баллов.).
  • Сочинение лингвистических историй или сказок. (При изучении темы «Глухие и звонкие согласные» ребятам было предложено придумать сказку на тему «Королевство глухих и звонких согласных»).
  • Применение кластеров как на начальном этапе изучения темы, так и при опросе или повторении раздела.

Для формирования лингвистической компетенции наиболее эффективными считаю следующие виды упражнений:

  • «Лингвистический цветок». На доске нарисована сердцевина цветка, а в качестве лепестка написано слово, состоящее из определённых морфем. Ученику нужно написать ещё 5-6 «лепестков» - слов с таким же морфемным составом.
  • «Моя семья». (На доске записано слово (например, пол), учащийся должен написать в столбик 10 однокоренных слов, выделить все морфемы).
  • Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. (Например, «Роль прилагательных в речи»).
  • «Верные и неверные утверждения». Используя этот приём, предлагаю ребятам несколько верных и неверных утверждений по изучаемой теме. Дети должны выбрать правильный вариант, прокомментировать свой ответ).
  • «Лингвистическая разминка». (На доске записано з сущ. –дом, стена, солнце-ребятам нужно найти третье лишне ( с точки зрения разделов русского языка) и прокомментировать свой выбор).

Для формирования культуроведческой компетенции применяю такие виды заданий:

  • Сочинение историй по фразеологизму или пословице. (Написать рассказ по пословице «Не рой яму другому, сам в неё попадёшь»).
  • Подготовка сообщения об истории возникновения каких-либо выражений, топонимов. (Например, информация о том, что означает выражение «Медведь на ухо наступил»).
  • Сопоставительная характеристика фразеологизмов в языке разных народов (сравнение устойчивых выражений в русском, французском и английском языках).

Для обеспечения формирования коммуникативных компетенций использую следующие виды заданий:

  • Редактирование текста (устранение речевых, стилистических, логических ошибок. В качестве примеров я использую как дидактический материал по стилистике, так и выдержки из работ учащихся).
  • Написание сочинений различных стилей и жанров (составление текста заявления о приёме в художественную школу, спортивную секцию; написание стихотворений разной тематики или на заданные рифмы; создание заметки в газету и т.д.)
  • Создание публичных выступлений и сообщений (например, выступление в публицистическом стиле «Экологическая тревога»).

В заключение хотелось бы отметить, что все перечисленные виды деятельности способствуют развитию мышления, формируют умение самостоятельно добывать знания, повышают интерес к предмету, формируют адекватную оценку учащегося.

Также подобные задания помогают развивать основные компетенции у обучающихся. По моему мнению, именно применение языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве.

Без развития данных компетенций не может быть конкурентоспособной, толерантной личности. Следовательно, начиная со среднего звена с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, учитель способствует формированию у учащихся практических навыков коммуникативной компетентности.

Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме и разумном сочетании традиционных и современных методов и приёмов.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены