РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Как уже известно, русский язык красив и многофункционален, но, несмотря на это, он считается одним из сложнейших языков мира. Обучение русскому языку в современном образовательном учреждении осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Эти изменения обусловлены необходимостью приведения качества последнего в соответствие с требованиями современного общества.

Все мы помним, что в недалеком прошлом перед учителем стояла задача - дать хорошие прочные знания обучающемуся. Мы старались «наполнить» каждого ученика этими знаниями, предлагая ему готовый знаниевый продукт. И хотя, помимо знаний говорили ещё об умениях, навыках, особое внимание обращали на то, чтобы наш ученик как можно больше узнал за урок, мало обращая внимания на формирование этих умений. Многие учащиеся имеют небольшой словарный запас, и именно поэтому они сталкиваются с проблемой коммуникативной компетенции на уроках русского языка больше, чем на остальных предметах.

На уроках можно часто наблюдать такую ситуацию, когда учащиеся затрудняются в создании самостоятельных, связных устных и письменных высказываний. У многих орфографическая и пунктуационная грамотность находится на очень низком уровне. Учащиеся допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

Они не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения.

Некоторые учащиеся не проявляют интереса к изучению «великого и могучего» родного русского языка.

Как же справиться с безграмотностью не только языковой, но и общекультурной, от которой зависит воспитание нравственных качеств личности, ее способности к самостоятельному мышлению.

Сегодня приоритетным направлением образования является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить подростка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть формировать у учащихся коммуникативную компетенцию. составляющей основу практической деятельности человека в любой сфере жизни.

Проблема коммуникативной компетенции нашла отражение во многих законодательных федеральных документах: в Законе об образовании, в Концепции модернизации российского образования, в национальных проектах Президента Российской Федерации, в Федеральном базовом компоненте образования по русскому языку.

Поэтому я считаю, что задача формирования коммуникативной компетенции является в настоящее время одной из главных задач уроков русского языка и литературы, так как,

  • во-первых, русский язык - это основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения учащихся к ее богатствам;
  • во-вторых, содержание государственного образовательного стандарта по русскому языку ориентировано не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры, на воспитание человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдая этические нормы общения.

Коммуникативная компетентность представляет собой комплекс следующих коммуникативных умений:

  • умение строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, в группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего результата или продукта;
  • владение языком как средством коммуникации;
  • умение занимать в соответствии с собственной оценкой различные позиции и роли, понимание позиции и роли других людей.

Формирование данных умений осуществляется посредством деятельностного подхода к обучению, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Коммуникативная компетентность становится частью культурной компетенции, что, несомненно, ведет к повышению уровня общей языковой культуры личности, способной найти себя в различных сферах деятельности.

Каждый урок, независимо от предмета, должен способствовать формированию и развитию коммуникативной компетенции, так как он строится на общении и сотрудничестве учителя и учащегося. Но особая роль, конечно же, отводится урокам русского языка и литературы как основным предметам гуманитарного цикла.

Поэтому в своей педагогической практике я стараюсь использовать инновационные технологии, направленные на всестороннее развитие личности учащегося, которые формируют не только коммуникативные качества ученика, но и развивают его мыслительную деятельность, повышают интерес к предмету, учат самостоятельности в решении проблем.

С целью формирования коммуникативной компетенции использую такие формы и методы, как: лингвистический анализ текста, различные виды диктантов, интеллектуально-лингвистические упражнения, работа с текстами-миниатюрами, мини сочинения, коммуникативные и игровые ситуации.

На уроках применяю разнообразные приемы работы: выразительное чтение преподавателя, комментированное чтение, выразительное чтение по ролям, анализ текста, составление плана, конспекта, заучивание, и др.

Использую коллективные формы обучения, работу в парах, индивидуальную.

Используемые на уроках средства ИКТ существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится интересна учащимся, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера.

Применение компьютера на уроках литературы может быть самым разнообразным, преследовать разные цели (ознакомление с наиболее интересными фактами биографии писателя, совершение заочных экскурсий по местам, связанным с жизнью и деятельностью поэта или писателя, видеопросмотр фрагментов кинофильмов, прослушивание мастеров художественного слова, их исполнения отрывков из произведений и т. д.

Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:

  • умений понять тему сообщения, логику развития мысли,
  • извлечь нужную информацию (полно или частично),
  • проникнуть в смысл высказывания — слушание;
  • умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания,
  • умений ведения диалога и построения монологического высказывания — говорение.

Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности.

Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом. Существует большое количество видов анализа текста на уроке русского языка: культурологический, литературоведческий, лингвистический, лингвосмысловой и комплексный.

По словам Л.В. Щербы, цель лингвистического анализа — учить «читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей... и поэтов». Задачи анализа текстов: помочь осмыслить идею и сюжет произведения; показать художественные средства, использованные для достижения своей цели; обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. Чтобы понять художественное произведение, оценить его по достоинству, надо к нему «приблизиться», проанализировать его язык, понять, как живут, употребляются в нем языковые средства (фонетические, лексические, словообразовательные и грамматические).

Работая с текстом, вдумываясь в его смысл, учащийся сам выходит на языковые средства, которыми этот смысл выражен. Пусть не все средства он сразу сумеет увидеть и прокомментировать, но логику анализа: от содержания текста - к языковым средствам, которыми это содержание выражено, усвоит и по мере тренировки анализировать предложенный текст будет полнее и совершеннее. А это значит, что и свои тексты он будет строить всё лучше и совершеннее. Систематическое обращение к анализу текстов на уроках русского языка, опора на них способствует формированию важнейшего коммуникативного умения - создавать собственный текст.

Лингвистический анализ текста я провожу на образцах литературы и связываю его с такими понятиями, как текст, средства связи, речевое оформление.

Чтобы сформировать умения, связанные с пониманием содержания лингвистического текста, текст учащимися поэтапно анализируется:

  1. Выразительно прочитать текст.
  2. Определить тему и основную мысль текста.
  3. Провести словарную работу.
  4. Выписать ключевые слова.
  5. Озаглавить текст.
  6. Определить стиль текста и доказать свое мнение.
  7. Определить тип речи и доказать свое мнение.
  8. Выписать выразительные средства языка.
  9. Ответить на вопросы преподавателя (дополнительно)
  10. Пересказать текст(дополнительно)

Правильно организованная работа по лингвистическому анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.

Во время анализа текста развивается языковое чутьё и операционный аппарат мышления. Выводы, к которым приходят учащиеся в результате анализа и обсуждений заданий и отрывков текста, – это выводы о функции языковых средств и о способах их обнаружения.

Анализ текста, проводимый регулярно, имеет большое значение для развития речи учащихся, формирования умения воспринимать речь других и создавать собственное высказывание.

Как известно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая и речевая компетентность учащихся. Соединить деятельность учащихся по выработке (закреплению) практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.

Текст № 1 «И прахом своим…»

В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. И здесь же ютились хиленькие всходы елочек. У них было всего по две-три лапки и мелкая, но очень колючая хвоя. А на кончиках лапок все-таки поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок. Однако завязи были так малы и сами елочки так слабосильны, что им уже и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост.
Тот, кто не растет, умирает! — таков закон жизни. Этим елочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. Здесь можно было прорасти. Но нельзя выжить.
Я сел возле пенька и заметил, что одна из елочек заметно отличается от остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. В заметно потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже вызов.
Я запустил пальцы под волглую шапку мха, приподнял ее и улыбнулся: «Вот оно в чем дело!»
Эта елочка ловко устроилась на пеньке. Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня, добывая пропитание.
Елочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберется до земли...
И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, еще долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным теплым дыханием прошедшей жизни.
Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний, а они не покидают, да и никогда, наверное, не покинут тех, кто прошел войну, когда снова и снова передо мной встают те, кто пал на поле боя, а ведь были среди них ребята, которые не успели еще и жизни-то как следует увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, — я думаю о елочке, которая растет в лесу на пне.
(370 слов) (В. П. Астафьев)

Вопросы и задания

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Определите стилистическую принадлежность текста и тип речи.
  3. Определите тему и идею текста.
  4. Выписать выразительные средства языка.
  5. Выполните синтаксический разбор первого предложения.
  6. Сделайте морфемный анализ слов «заметил», «ловко».
  7. Выписать слова с дефисным написанием, объяснить.
  8. Выписать слова с чередующейся гласной в корне, графически объяснить выбор орфограммы.

Текст № 2

Жара заставила нас наконец войти в рощу. Я бросился под высокий куст орешника над которым м…лодой стройный клён красиво раскинул свои лё…кие ветви. Касьян пр…сел на толстый конец срубл…ой берёзы. Я глядел на него. Листья слабо к…лебались в вышине и их жидко(з…леноватые) тени тихо ск…льзили взад и вперёд по его тщедушному телу (кое)как закут…ому в тёмный армяк по его маленькому лицу. Он (не)поднимал головы.
Мне наскучило его бе…молвие я лёг на спину и начал любова(т,ть)ся мирной игрой перепут…ых листьев на далёком светлом небе. Уд…вительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть (в)верх! Вам каже(т,ть)ся что вы смотр…те в бездо…ое море что оно широко ра…тила…тся перед вами что деревья (не)поднимаются от земли но словно корни огромных растений спускаю(т,ть)ся от земли отвес…но падают в те стекля…о(чистые) волны. Листья на деревьях то сквозят изумрудами то …гущаются в з…лотистую почти ч…рную зелень. Где(нибудь) далеко(далеко) оканчивая собою тонкую ветку (не)подвижно стоит одинокий листок на голубом клочке прозрачного неба.
И вдруг всё это море, этот лучезарный воздух, эти ветки и листья, …багре…ые солнцем, - все заструи(т,ть)ся, задрожит белым блеском, и подниме(т,тъ)ся свежее тр…пещущее лепетание, похожее на бе…конечный мелкий плеск внезапно набежавшей зыби.
Вы глядите, и нельзя выразить словами, как радо..но, и тихо, и сладко станови(т,тъ)ся на сердце. Та глубокая, чистая лазурь возбуждает на устах ваших улыбку, неви…ую, как она сама. И вам кажется, что взор ваш уходит дальше и дальше и тянет вас самих за собой в ту спокойную бездну, и (не)возможно оторва(т,ть)ся от этой вышины, от этой глубины.
(И. С. Тургенев)

Вопросы и задания.

  1. Подготовьтесь к выразительному чтению текст а. (Определите, где нужны логические ударения, паузы - короткие и более продолжительные. Выберите нужный тон и темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности).
  2. Пользуясь словарём, объясните значение слов: армяк, тщедушный, лепетание. Подберите к этим словам синонимы.
  3. Озаглавьте текст, спишите его.
  4. Расставьте знаки препинания в первом, втором абзацах; вставьте пропущенные буквы. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы.

Текст №3.

Вчера я приехал в Пятигорск, нан…л квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы обл…ка будут спускат...ся до моей кровли. Нын…че в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполн…лась зап…хом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письмен…ый стол их белыми лепестками.
Вид с трех сторон у меня чудес…ный. На запад пят…главый Бешту сине… т, как «последняя туча рас… еян. ой бури»; на север подымается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрыва… т всю эту часть неб… склона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестре. т чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разн… – язычная толпа, а там, дальше, амфитеатром гром…здятся горы все синее и туман. ее, а на краю горизонта тян...тся серебр… ная цепь снеговых вершин, нач…наясь Казбеком и оканч…ваясь двуглавым Эльборусом.

Весело жить в такой земле! Какое(то) отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж…, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего(бы), кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сож..ления? Однако пора. Пойду к Елисаветинскому источнику: там, говорят, утром соб…рает…ся все вод…ное общество.

Вопросы и задания

  1. Выразительно прочитайте текст. К какому стилю он принадлежит и почему?
  2. Отметьте в тексте слова эмоционально–оценочной лексики. Какое настроение они создают?
  3. Какие еще средства художественной выразительности использовал автор, какую функцию они выполняют?
  4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
  5. Выпишите из текста глаголы прошедшего времени и страдательные причастия с безударной гласной перед суффиксами–Л–и–Н–/ – НН–. Объясните, каким правилом вы руководствовались при написании этих слов.
  6. Выпишите все слова, в которых есть корни с чередующимися гласными. Объясните их написание.
  7. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.

Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся – за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов – и грамматический строй речи – при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно–выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического эффекта). Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).

Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:

  • угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;
  • расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;
  • разгадывание загадок (в том числе и лингвистических) и др.

Задание 1. Угадайте термин по описанию.

  1. Наука о знаках препинания.
  2. Морфема за корнем, образующая новое слово.
  3. Графическое изображение звука на письме.
  4. Суп сваренный Демьяном.
  5. Слова, употребляемые жителями определенной местности.
  6. Словарнй запас человека.
  7. Раздел науки о языке, изучающий часть слово как часть речи.

Задание 2. Угадайте слово по его описанию.

«Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Слово» регулировщика. «Архитектурное строение» пчел. Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица.

Задание 3.Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. Мельник, работающий неделями.
Данная работа не только служит формированию навыков общения и речи учащихся, но и развивает общую образовательную культуру личности через «великий, могучий и прекрасный русский язык».

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика