РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Решение задач по физике с практической направленностью

Цель образования в российской школе законодательно утверждены Законом РФ «Образовании», где говорится, что образование должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для её самореализации, на развитие гражданского общества, укрепление и совершенствование правового государства.

Одним из эффективных средств формирования у учащихся теоретических знаний и развития у них практических умений являются физические задачи с практическим содержанием.

В научно методической литературе не приводится определения физической задачи с практическим содержанием. Под физической задачей с практическим содержанием будем понимать задачу, направленную на выявление физической сущности объектов природы, производства и быта, с которыми человек взаимодействует в процессе своей практической деятельности.

Определение места задач с практическим содержанием в процессе обучения физике обуславливает необходимость выделения функций, которые они выполняют в учебном процессе.

Задачи с практическим содержанием выполняют в учебном процессе следующие функции:

  • обучающую
  • развивающую
  • воспитательную
  • побуждающую
  • прогностическую
  • интегративную
  • контролирующую
  • мотивационную.

Обучающая функция задач соответствует практическим содержанием заключается в том, что

  • Решение каких задач способствует конкретизации и систематизации имеющихся учащихся знаний;
  • Построение новых систем знаний, в том числе о главных отраслях производства и основных направлениях развития промышленности, о применение физических законов повседневной жизнедеятельности человека и др;
  • Углубленному усвоению физических закономерностей;
  • Обогащение содержания и объема понятий;
  • Формированию технических и политических понятий; сознательного усвоения учащимися программного материала;
  • Формированию у учащихся видов деятельности, связанных с применением знаний в конкретных жизненных ситуациях, и опыта практической деятельности.

Большими возможностями обладают задачи с практическим содержанием для развития учащихся.

В процессе решения задач происходит

  • Формирование у школьников приемов мыслительной деятельности;
  • Развитие научно-технического, логического и образного мышления;
  • Формирование и развитие исследовательских, творческих, познавательных, коммуникативных, рефлексивных, практических и др. умений;
  • Формирование мировоззрения;
  • Расширение кругозора учащихся.

Решение задач с практическим содержанием имеет огромное воспитательное значение, поскольку способствует формированию у школьников личностных качеств, таких как воля, настойчивость, инициатива, сообразительность, усидчивость, самостоятельность и др.; Позволяет осуществить профессиональную ориентацию школьника;

Побуждающая функция состоит в том, что задачи с практическим содержанием являются средством активизации внимания и развития познавательного интереса к изучаемому материалу.

Решения практических задач проблемного характера способствует возникновению ученика личной заинтересованности в получении ответа на вопрос задачи, заключению школьников познавательный поиск.

Решение задач с практическим содержанием создает условия для прогнозирования результатов и возможных последствий практического взаимодействия человека с объектами.

Обеспечивает формирование учащихся готовности к выполнению практической деятельности. В процессе решения задач с практическим содержанием открывается единство заданий в творческом и практическом аспектах (приобретаемые знания и умения являются базы для формирования личного жизненного опыта учащихся).

Задачи с практическим содержанием позволяют осуществлять на их основе контроль знаний и развития практических умений.

Мотивационная функция задач с практическим содержанием проявляется в том, что их решение способствует осознание учащимися воздушности роли физических знаний и практических умений в жизни человека и необходимости овладение знаниями и умениями для качественного выполнения любой деятельности.

При подборе таких задач необходимо руководствоваться определёнными правилами:

  1. Возможность использования каждой задачи для одновременного формирования на её основе теоретических знаний и практических умений; его сущность заключается в том, что задачи с практическим содержанием выступают в процессе обучения физике и средством формирования теоретических знаний, и средством развития учащихся практических умений.
  2. Оперативное использование результатов решения задач в процессе жизнедеятельности человека; обучение тесно связано с жизнью человека и вне её не осуществляется. В процессе обучения происходит постоянная ориентация изучаемого материала на его использование в жизнедеятельности человека.
  3. Потенциальная возможность использования результатов решения задач в дальнейшем практической деятельности; реализация этого правила предполагает использование задач с практическим содержанием для формирования у школьников готовности к применению приобретаемых знаний и умений в дальнейшей практической деятельности.
  4. Доступность задачного материала непосильный для данного возраста и уровня подготовленности, учащихся учебный материал вызывает их быстрое утомление, снижение мотивационного настроя на учения. Как следствие этого падает работоспособность школьников, но и излишнее упрощение задачного материала приводит к падению интересов школьников к изучению, искусственно тормозится развития учащихся.
  5. Дифференциация и индивидуализация.
  6. Важнейшим средством обучения является наглядность. Создание комплекса задач с учётом принципа наглядности позволит развить внимание учащихся, повысить эффективность обучения за счёт привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Можно использовать различные средства наглядности: натуральные технические объекты, действующие приборы и модели, самодельные приборы и установки, бытовые приборы и принадлежности, таблицы и кодограммы технических объектов и др.

Например, на уроке по теме: Давление в жидкости, предлагаю такую задачу: «Акула» - самые большие в мире атомные лодки. Проект разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург). Задание на разработку было выдано в декабре 1972 года.

У корабля 2 прочных корпуса расположенных параллельно и несколько прочных модулей связанных единым наружным корпусом. Он несёт 20 твердотопливных БР расположенных между прочными корпусами. У этого корабля самое большое из всех отечественных и импортных АПЛ подводное и надводное водоизмещение и ширина корпуса. Надводное: Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 23200 т, подводное: 48000 т. Длина:172 м, ширина:23,3 м., осадка:11 м.

Задача:
Определите, во сколько раз внешнее давление на борт подводной лодки, находящейся на глубине 100 м, превышает атмосферное ? Плотность воды 1030 кг\м3. Атмосферное давление Ро=100 кПа.

При изучении законов постоянного тока, предлагаю рассчитать мощность электроприборов, стоимость электроэнергии по действующим тарифам, предложить способы экономии энергии.

На внеклассных мероприятиях, например:

Турнир « Житейские тесты по физике»

1. Дверцы шкафа в детской комнате стали скрипеть. Алеша смазал петли маслом, и скрип прекратился. Какое явление он использовал ?

A) Смачивание поверхности тел.
В) Уменьшение трения вследствие смазки.
С) Поглощение скрипа смазкой

Ответ (В)

2. Стеклянная пробка застряла в горлышке флакона из под духов. Какое явление помогло Алеше?

А) Тепловое расширение: при нагревание тела расширяются
В) Диффузия: при нагревании её скорость возрастает
С) Отталкивание молекул: при нагревании молекулы вещества отталкиваются друг от друга сильнее.

Ответ (А)

3. На экскурсии Алеша преградил путь арык. Алеша разбежался и легко перемахнул через арык. Какое явление использовал Алеша?

A) Уменьшение трения между подошвами ног и землёй.
В) уменьшение силы тяжести, действующей на человека при разбеге.
С) Явление инерции, которое сохраняет скорость, приобретаемую при разгоне во время прыжка.

Ответ (С)

4. Алешина бабушка разбила медицинский термометр. Алеша сразу же собрал всю пролитую ртуть и проветрил комнату. Почему он это сделал?

A) На капельках ртути можно поскользнуться и упасть.
В) Чтобы капельки ртути не попали на одежду и не испортили её.
С) Потому что ртуть легко испаряется и её пары ядовиты

Ответ (С)

5. Алеша ходил с мамой за покупками. Сумка была тяжёлой, и её ручки больно врезались в ладонь. Тогда Алеша подложил под ручки сложенный лист бумаги, и нести пакет сразу стало удобнее. Как это явление объяснить?

А) Бумага мягче ручек сумки, поэтому ладони болеть не будут.

Приведу пример задач с практическим содержанием по теме: «Законы постоянного тока»

1) Что может случиться с проводом, если сила тока превысит допустимую норма. Как избежать негативных последствий.

2) Комнату размером 5*6*3 обогревают электрическим камином мощностью 2 кВт. За сколько времени температура повысится от 10 до 18 градусов

На своих уроках широко использую задачи с производственно-техническим содержанием:

Плот сколочён из 16 балок прямоугольного сечения, каждая длинной 3,6 м, шириной 0,2 м, толщиной 0,25 м. Какой наибольший груз может он поднять, не затонув.

Наибольший интерес имеют практико-ориентированные проекты.

Эти проекты отличают самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определёнными функциями каждого из них, чёткие выводы и участие каждого в оформление конечного продукта.

Существуют методики преподавания физики совместно с другими дисциплинами.

Ученики с трудом воспринимают разделённый по учебным предметам мир.

Над такими проектами я постоянно работаю, и хочу представить вам интегрированный проект разработанный совместно с учителем химии, в котором ярко выражены здоровьесберегающие технологии.

Блок вопросов по физике:

  • Чтобы расходовать 2400 ккал в неделю, тренировочная нагрузка должна примерно составлять: бег в течении 3 часов со скоростью 10 км\ч. Какое расстояние преодолеете, и сколько километров в один день.
  • Ходьба со скоростью 3 км\ч, сжигает 180 ккал в час, сколько необходимо секунд для расхода 3000 ккал.
  • Определите, какую максимальную скорость могли бы вы развить, зная свою массу, истратив 4200 ккал. 1 ккал = 4,1868 Дж

Автор:
Анохина Г.В.,
учитель физики и математики
МОУ СОШ № 2 ст.Григорополисская,
Новоалександровский городской округ

Литература:

  1. Бухарева Г.Д. Задачи с производственно-техническим содержанием как одно из средств реализации политехнического принципа при обучении физики – Челябинск, 1987.
  2. Каменецкий С.Е. Орехов В.П. методика решения задач по физике в средней школе- М. Просвещение, 1987
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика