РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Место проектной деятельности в уроках физики по базовой программе

В статье описан способ изучения темы Равновесие в 9 классе с использованием интерактивных практических технологий.

Тема урока: "Мост равновесия"

Цель: обучение элементам творческой деятельности, повторение знаний по теме «Виды и условия равновесия».

Задачи урока.

Развивающие задачи:

  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков, умения аргументировать и формулировать выводы;
  • развитие умения согласовывать и координировать свои действия и самостоятельно оценивать результат в процессе совместной деятельности.

Обучающие задачи:

  • повторение и применение учащимися знаний о равновесии тел;
  • формирование умений выделять главное, составлять план действий.

Воспитательные задачи:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Тип урока - Проект

Планируемый результат:

  • усвоение детьми алгоритма проектной деятельности;
  • интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей;
  • формирование умения решать проблему путем творческого поиска и применения интегрированного знания;
  • формирование умений выдвигать и проверять собственные гипотезы;
  • применение на практике творческих и исследовательских способностей.

Личностно-значимое понимание: Законы физики и методы науки усваиваются школьниками легче, поскольку они имеют значимую для ребенка проблему, которую они способны разрешить самостоятельно.

Оборудование:

  1. Рабочий кабинет физики.
  2. Три упаковки белой бумаги А4 (можно черновики).
  3. Шесть свободных стульев.
  4. Три вареных и три сырых куриных яйца.
  5. Три кружки с водой.
  6. Три салфетки.

Ход урока:

1. Организационный этап.

Парты в кабинете сдвинуты, как три больших стола для трех групп учеников. В свободном пространстве класса стоят три пары стульев (для каждой группы), в каждой паре стулья ставятся на расстоянии 1м друг от друга спинками внутрь, сидениями друг от друга.

На столах для каждой группы находятся информационные листы и список состава группы (учитель заранее разбивает класс на три рабочие группы по своему усмотрению). При входе ученики садятся за соответствующие столы.

На доске эпиграф к уроку:
«...Для того, чтобы усовершенствовать ум,
надо больше размышлять, чем заучивать»
Р. Декарт

Тема: "Мост равновесия"

Проблема: установить столовое яйцо в равновесии на бумажном мосту.

2. Начало урока.

Учитель:

- Здравствуйте ребята! На сегодняшнем уроке вы попробуете воплотить «физику» в «жизнь»! Тема нашего необычного урока «Мост равновесия».

С помощью тех знаний, которые вы получили на уроках по статике и равновесию тел, сегодня вы попробуете решить нелегкую проблему: «как установить столовое яйцо в равновесии на бумажном мосту?».

Каждая рабочая группа в конце урока представит для всех остальных свой проект решения этой проблемы.

3. Основной этап

Задание для обучающихся: из бумаги построить мост между двумя стульями и поставить на него столовое яйцо в вертикальном положении так, чтобы оно находилось в равновесии.

Условия реализации:

  1. Мост не должен касаться пола.
  2. Мост не может иметь подпорки, которые касаются пола.
  3. Мост по окончании работ должен выдерживать кружку с водой.

Для каждой рабочей группы приготовлены два стула, между которыми данной группе предстоит делать мост. На стулья выкладываются материалы: пачка бумаги, вареное и сырое куриное яйцо, кружка с водой и салфетка (все на каждую команду).

Цель: построить бумажный мост, установить одно из яиц на мосту в вертикальном положении.

Учитель:
- Ребята, у вас на столах есть информационные листы, в которых содержатся вопросы по теме равновесие. Эти вопросы помогут вам в разработке идей и гипотез решения проблемы. Также обратите внимание на критерии оценки вашего проекта. Я желаю вам успеха!

Содержание информационного листа:

Наводящие вопросы:

  1. Что такое центр тяжести тела?
  2. Как найти центр тяжести произвольного тела?
  3. Какие виды равновесия бывают?
  4. Чем отличается устойчивое равновесие от неустойчивого?
  5. Где должен находиться центр тяжести тела, имеющего точку опоры, чтобы тело находилось в устойчивом равновесии?
  6. Как связано положение центра тяжести тела, имеющего площадь опоры, и его равновесие?

Критерии оценки:

  • выполнение условий реализации;
  • количество затрачиваемых ресурсов;
  • внешний вид моста;
  • правильный и обоснованный выбор яйца;
  • сплоченная командная работа.

После разработки и подготовки проектов защита проекта каждой рабочей группы проходит по следующему алгоритму:

  1. Демонстрация моста, проверка его на прочность (ребята ставят кружку с водой на центр моста).
  2. Выбор яйца и объяснение данного выбора (проще поставить сырое, т.к. у него подвижный центр тяжести – желток – быстрее примет необходимое для равновесия более низкое положение)
  3. Устанавливают яйцо на мосту в вертикальном положении, для этого убирают кружку, кладут салфетку на центр моста и на салфетку ставят яйцо (салфетка используется для того, чтобы вместо точки опоры яйца получилась небольшая площадь опоры, установить яйцо в таком положении на абсолютно гладкой поверхности слишком сложно).

После защиты проектов ребята аплодируют друг другу, они все хорошо постарались!

4. Рефлексивно-оценочный этап урока.

Для того чтобы подвести итоги и оценить проекты, ребятам предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Что нового ты узнал сегодня на уроке?
  2. Где в жизни ты сможешь применить эти знания?
  3. Как ты думаешь, какие динамические силы удерживали бумагу и не давали мосту развалиться?
  4. Как отличить сырое яйцо от вареного?
  5. Как ты думаешь, можно ли построить мост из бумаги, на котором сможет сидеть человек?
  6. Проект какой группы тебе больше всего понравился? Почему?

Урок окончен. Спасибо за внимание!

Помните, что невозможное возможно, главное, оставаться при этом в равновесии!

В статье использовано стоковое изображение от Depositphotos

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены