РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы средствами предмета «Русский язык»

Учебный проект по русскому языку для школьников-исследователей - это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.

Учебный проект для учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно - учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.

Проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное - продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.

Исследовательское обучение - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Целевые ориентации

  • Развитие теоретического сознания и мышления ребенка путем изменения построения содержания учебного материала (от абстрактного к конкретному).
  • Формирование у учащихся способов умственных действий посредством усвоения теоретических знаний и изменения взаимодействия между участниками образовательного процесса.
  • Воспроизведение в учебной деятельности детей всех этапов научного открытия (квазиисследовательская деятельность).

На уроках русского языка могут быть использованы три вида исследований:

  • исследование словарного слова;
  • исследование текста;
  • исследование фразеологизма.

Исследования могут быть представлены в различных формах:

  1. электронная презентация,
  2. рисунок,
  3. схема,
  4. паспорт,
  5. заметка,
  6. фоторепортаж,
  7. устное сообщение и т.д.

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта.

Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленных на практическое или теоретическое освоение действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.

Целевые ориентации могут задаваться условиями, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

Сегодня классификация проектов представляет собой следующее.

  1. Практико-ориентированный проект
  2. Информационный проект.
  3. Исследовательский проект.
  4. Творческий проект
  5. Ролевой проект.
  6. Телекоммуникационный проект.

Сходства

  • Имеет высокую ценность для современного образования.
  • Как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важна в деле развития творческих способностей.
  • Имеет высокую ценность для современного образования.
  • Учит строгости и четкости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует важное умение для жизни - двигаться к намеченной цели.

Различия

  • Исследование понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
  • Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование- процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
  • Исследование – бескорыстный поиск истины.
  • Исследование всегда творчество. Если в итоге исследования и удается решить какую-либо практическую проблему, то это не более чем побочный эффект. При этом само новое знание, добытое в итоге исследования, может быть не только мало полезно, с точки зрения общества и самого исследователя, но даже вредно и опасно.

В методическом плане исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками.

Проектирование можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Проектирование – решение определенной ясно осознаваемой задачи.

Проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий, т.е. исключительно на репродуктивном уровне. Ведь проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных алгоритмизированных шагов.

В методическом плане важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.

Основные особенности организации проектной деятельности младших школьников средствами предмета «Русский язык».

Система действий учителя и учащихся на разных этапах работы над проектом сводится к следующему:

Подготовка – выбор темы проекта, определение цели и содержания проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения итогов проектной деятельности.

Планирование – анализ проблемы, определении задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп, отбор литературы.

Принятие решения – сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности.

Выполнение – выполнение проекта

Оценка результатов – оценка результатов выполнения проекта:

  • поставленных целей,
  • достигнутых результатов,
  • анализ причин возможных затруднений или недостатков

Презентация – защита проекта

Но зачастую, процессе проектной деятельности, дети сталкиваются с рядом трудностей:

  • намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
  • искать пути их решения,
  • осуществлять и аргументировать выбор;
  • предусмотреть последствия выбора;
  • действовать самостоятельно (без подсказки);
  • сравнивать полученное с требуемым;
  • корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
  • объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

При этом необходимо учить детей действовать самостоятельно, не сдерживать их инициативы, избегать прямых инструкций. Важно чтобы педагог в процессе организации проектной деятельности учитывал зоны актуального и ближайшего развития ребенка.

При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста:

  • темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним;
  • проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития;
  • длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками;
  • важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями;
  • целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

Педагог, учитывая специфику предмета, возрастные особенности уч-ся, должен помнить:

  • Старайтесь подходить к процессу творчески, боритесь со стереотипными, банальными решениями.
  • Ориентируйтесь на процесс исследования, а не только на результат.
  • Стремитесь открыть и развить в каждом ребёнке его индивидуальные наклонности и способности.
  • В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.
  • Старайтесь меньше заниматься наставлениями, давайте детям возможность действовать самостоятельно.
  • Не делайте скоропалительных допущений, не торопитесь с вынесением оценочных суждений, учите детей поступать также.
  • Оценивая, помните, лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
  • Не стоит полагаться на то, что дети уже обладают определёнными навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.
  • Не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.
  • Избегайте прямых инструкций, не сдерживайте инициативы детей.
  • Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.
  • Учите выявлять связи между предметами, явлениями и событиями.
  • Учите детей действовать независимо, искать оригинальные решения проблем, самостоятельно проводить поиск и анализ ситуации.
  • Обучайте детей не мыслям, а мышлению.
  • Учите способности добывать информацию, а не проглатывать её в готовом виде.
  • Старайтесь обучать детей умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую информацию.
  • Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома (проблемы), как область приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.

Используя в работе над проектом вышеуказанные рекомендации, педагог сможет добиться понимания и сознательного отношения к работе над проектом своих учеников, сможет сделать их действия целенаправленными и эффективными, что, в свою очередь, гарантирует достижение лучших результатов учебной деятельности.

Методика «Понятийное колесо»

  • Одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений.
  • Технология деятельностного типа.
  • Носит надпредметный характер
  • Специфическая деятельность субъектов (педагог, учащийся или группа учащихся, взрослые и т.д.) от замысла до создания проектного продукта и его испытания.
  • Обучает планированию; формирует навыки сбора и обработки информации, материалов; умению анализировать, составлять письменный отчет; формировать позитивное отношение к работе.
  • Совместная (групповая) учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта.
  • Позволяет детям найти и выбрать деятельность по душе и интересам, дело, которое вполне соответствовало бы их силам, давало бы полезные знания и навыки и способствовало бы зарождению новых импульсов к последующим делам.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены