РАЗРАБОТКИ

Другие модули

О проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

Автор: Елецкая Марина Викторовна

Если рассматривать метод проектов как педагогическую технологию, то она предполагает взаимодействие проблемных, исследовательских, поисковых, творческих задач.

Приступая к внедрению метода проектов, необходимо помнить о тех проблемах, которые неизбежно возникнут на этом пути: всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс; при выполнении исследовательского проекта важно избежать превращения его в реферат; одним из наиболее непростых, проблематичных является вопрос о реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности.

Используя проектную деятельность на уроках русского языка и литературы, я получаю возможность использовать самые разные виды проектов, формы продуктов проектной деятельности, виды презентации проектов:

  • исследовательские, включающие обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д. К этому виду работы можно отнести следующие исследования, выполненные моими учениками «Увлекательная ономастика», «Основные особенности русских чоконимов», «Военные песни - зеркало эпохи», «Гимн российского государства как отражение его эпохи », «Увлекательные истории слов» и т. д.
  • информационные, которые направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.К таким проектам можно отнести «Речевой портрет школьника», «Русские семейные имена и прозвища: история и современность», «SMS как новый речевой жанр», «Слова – паразиты в русском языке», «Молодежный сленг» и др.
  • творческие, такие проекты не имеют детально разработанной структуры (она только намечается и развивается по ходу работы), однако предполагают определенный результат: совместно выпущенную газету, видеофильм, экскурсию, альманах, театрализованное представление и т. д. Подход к оформлению результатов в творческом проекте — максимально свободный и нетрадиционный. Например, видео-проект «Я беру интервью», театрализованное представление «Диалектная лексика» по мотивам романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»; видео-проект из иллюстраций к рассказу В. Г. Короленко « В дурном обществе».
  • ролевые, в ходе которых учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Структура таких проектов остается открытой до их окончания. В виде ролевой игры можно представить анализ басен И.А. Крылова, например по теме «Языковая выразительность басни И.А. Крылова», «Язык волшебных сказок» на основе русской народной сказки «Царевна-лягушка».
  • практико-ориентированные, в таких проектах с самого начала четко обозначен результат деятельности участников проекта, причем этот результат ориентирован на социальные интересы учащихся (справочный материал, программа действий, документ, газета, видеофильм и др.) и может быть использован в жизни класса и школы.

В ходе совместной деятельности мы составляем сборники советов «Как успешно изучать орфографию», «Календарь времен года» с использованием иллюстраций учащихся и подборкой стихотворений поэтов о родной природе. Так, например, результатом разработки темы «Причины появления неологизмов в русском языке» может быть подборка материалов «Неологизмы двадцатого столетия» или составление словаря неологизмов, словаря «Ошибки в речи», словаря «Речь подростка», изготовление фронтовых писем - треугольников «Письмо - благодарность солдату».

Как показывает практика, учащиеся 5 - 6-х классов с их огромной потребностью в межличностном общении проявляют большую склонность к ролевым игровым проектам, да и старшеклассники (9 ,10,11 классов) активно проявляют себя. Однако больше всего они любят работать с исследовательскими проектами, у них хорошо развито теоретическое мышление и есть интерес к исследовательской работе. Ну и практически все учащиеся охотно выполняют проекты творческие - написание сочинений, стихотворений, басен, создание видеофильмов, видео-экскурсий.

Многообразие типов проектов дает мне возможность решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме, что в свою очередь позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы.

Проектную деятельность учащихся можно рассматривать как особого рода многоуровневую задачу, требующую для ее решения метапредметных умений. Но какой бы вид проектной деятельности не был реализован, необходимо чтобы сама деятельность по реализации проекта была бы некой интригой, вызывающей интерес учащихся. Участие в проекте должно стать для них событием, а не просто еще одной скучной обязанностью. А для этого необходимо, чтобы учащийся хорошо осознал, в чем конкретно проявляется поставленная задача, ее суть. В ином случае весь ход поиска и решения будет бессмысленен, даже если при помощи учителя проект будет проведен правильно.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.

Яндекс.Метрика