РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Как корабль назовешь, так он и поплывет»: выбор темы проекта

Хабибулина Марина Михайловна

Название темы является краткой формулировкой проблемы в повествовательной или вопросительной форме. По сути дела, проект начинается с поиска того, что вместе с обучающимся нам необходимо найти что-то необычное в обычном, увидеть противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.

Тема - краткая формулировка проблемы (основного проблемного вопроса).

Давайте потренируемся.

Пример №1. Что вы думаете по утрам, когда звонит ваш будильник? Возможно, вы счастливые люди, легко выбираетесь из тёплой постели и с радостью собираетесь в школу. Однако часто приходится слышать совсем другие истории. «Неужели уже вставать! Я так не выспался! Почему школа начинается так рано?!». Или даже так: «Нет, я не могу так жить, пойду в школу к третьему уроку!». Дальше начинаются разные неприятности, от просто плохого настроения до рассерженных родителей и двоек за пропущенные темы. Конечно, можно продолжать страдать и наживать следующие трудности. Но ведь можно…

Эта житейская ситуация имеет все признаки «проблемной». В ней есть противоречие между желаемым положением дел (вставать без чувства усталости) и реальным (ощущение усталости уже после пробуждения). Очевидно, что для решения этой проблемы многим людям не хватает уже имеющихся знаний или опыта. Значит, проект может быть направлен на поиск способов преодоления утренней усталости, поиск путей бодрого пробуждения. Кратко эта проблема может отразиться в теме проекта, например, так: «Доброе утро» или «Утро добрым не бывает»?

Пример №2. А еще бывает так, что прямо на уроке может возникнуть вопрос, который внезапно растревожит ваше любопытство. Вот обычный урок естествознания. Вы узнаете, что всем известное явление, когда тело, свободно подброшенное вверх, обязательно падает вниз, называется «гравитация» или земное притяжение. У вас возникает вопрос: как тогда получается, что наш мир не плоский? Почему растения, люди, растут вверх, против силы Всемирного тяготения? Можно ли использовать объяснение этого феномена в народном хозяйстве и производстве?

Это пример «проблемной ситуации», возникшей при постижении вами школьных наук. Выявленное вами противоречие неразрешимо на том уровне знаний, которое у вас имеется. Значит, она может стать темой исследовательского проекта: «Есть ли пределы гравитации?» или «Живое против силы тяготения: кто сильнее?»

Можно ли отличить «обычные» вопросы от «проблемных»? Ведь только «проблемный» вопрос определит направление вашего проекта (исследования) и сделает его интересным для окружающих.

Какой вопрос является проблемным?

  • Вопрос, который требует информации из разных источников, для ее анализа, сопоставления, доказательств.
  • Не предполагают прямых и однозначных ответов.
  • Вопрос, начинающийся с вопросительных слов: почему, как…; содержащий полярные точки зрения и пр.

Примеры: Как защитить людей от наводнений? Как справиться с бессонницей? Граффити: за и против? Большой адронный коллайдер: гибель или новый научный прорыв?
Какой вопрос не является проблемным?

  • Вопрос, на который можно найти готовый ответ в различных источниках информации.
  • Вопрос, на который можно дать ответ «да» или «нет».
  • Вопрос, на который можно дать ответ в форме перечисления фактов, без анализа связи между ними.

Примеры: Что такое наводнение? Каковы причины бессонницы? Какие бывают виды граффити? Каков принцип работы большого адронного коллайдера?

Проблема - задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа и требующая поиска решений.

Тема - краткая формулировка проблемы (основного проблемного вопроса)

Выбрать направление и тему проекта, оказывается, не сосем сложно, если точно знаешь, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует больше других. Для уточнения можно провести анкету:

  1. Что мне интересно больше всего?
  2. Чем я хочу заниматься в первую очередь? Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
  3. Чем я особенно горжусь?
  4. О чём я мечтаю или мечтал?
  5. Что меня удивляет или когда-либо удивляло?
  6. В чём я сомневаюсь?
  7. О чем спорил я или другие люди?
  8. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?
  9. Что «на слуху» и часто обсуждается?
  10. О чём чаще всего «спрашивают в Яндекс»?
  11. и т.п..

Один из используемых мной способов, позволяющих найти проблему и определить тему, это приём "Брошенный камень", предложенный Родари, позволяющий "набрать понятийные единицы". Суть приема заключается в следующем: дается одно слово. Задача ученика: назвать как можно больше предметов, явлений, эпитетов, связанных с этим словом — те, которые всплывают как ассоциации.

Получается, что заданное слово — вроде камня, брошенного в воду, а расходящиеся круги — это и есть те слова и ассоциации, которые всплывают в памяти. В этом отношении прием предполагает свободный "поток сознания", связанный с психическими новообразованиями: восприятием, ощущением, движением и рождением новых идей.

Далее следует этап анализа: каждое слово нужно соотнести с возможными проблемами и оставить только те ассоциации, которые являются объективными и необходимыми для планируемой проектной или исследовательской деятельности.

Возможными способами поиска проблем являются и результаты исследования школьным психологом интересов и склонностей детей.

В самом формулировании темы проекта берёт свое начало проблемная ситуация, в которой проектант осознаёт невозможность разрешить возникшие трудности и противоречия при помощи имеющихся у него знаний, умений и опыта. Далее необходимо точно определить проблему, т.е. задачу, состоящую из условий деятельности и требований поиска решений, а после выразить то, что собираетесь получить в ходе проекта, а вернее, что будет его продуктом.

Опыт совместной проектной деятельности с обучающимися позволил выделить несколько правил выбора темы:

  • Тема должна быть интересна ребенку, увлекать его, нести в себе познавательный заряд.
  • Проектная работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не дает должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, «добровольно-обязательное» мероприятие.
  • Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как проектировщик, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения работа теряет смысл. Искусство педагога при проведении данной работы состоит в том, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим выбором.
  • Увлечь других может лишь тот, кто увлечен сам. Об этом не следует забывать при разработке тематики проектов. Тема, как отмечено выше, зависит в первую очередь от интересов обучающихся, но, двигаясь навстречу им, следует держаться ближе к той сфере, где вы сами чувствуете себя одаренными.
  • Тема должна быть актуальной для обучающегося настолько, чтобы он мог убедить в необходимости её разработки хотя бы нескольких других людей! Материалом для размышлений могут стать житейские случаи, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы и т.п. Вы можете так же обратиться к потребностям людей в разных сферах и предложить понаблюдать за жизнью людей, побеседовать, проанализировать фильмы или книги. Ребенок должен быть убеждён в том, что проект может в чем-то помочь другим людям, сделать их жизнь удобнее, интереснее, понятнее, радостнее и т.п.
  • Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае надо понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. В названии проекта должна быть «изюминка» - какая-то тайна, вопрос или проблема. «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт», поэтому называние проекта должно быть таким, чтобы окружающим (да и самому ребенку) хотелось о нём узнать больше!
  • Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. По данной теме проекта можно найти достаточно источников информации, требуемые ресурсы - средства и оборудование, а также создать условия для его реализации.
  • Тема проекта должна быть легкой при решении задач проекта и зависеть не только от самой проблемы, но и того, кто её решает. То, что трудно для одного человека, не очень трудно для другого.
  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Большинство детей, за исключением одаренных, не имеют постоянных пристрастий, поэтому, выбирая тему, не надо затягивать время. Действовать следует быстро, пока интерес не угас.

Формулировка темы должна быть чёткой, конкретной, однозначной, направленной на продукт проекта и быть грамотной с научной и литературной точек зрения.

Перед тем, как приступить к формулировке темы проекта, необходимо определить, что процессы проектирования и исследования тесно переплетены. Адекватное проектирование невозможно без исследовательских процедур, где отправными точками являются сбор и анализ исходной информации для реализации проекта и оценка его возможных последствий. Но необходимо уяснить, что, несмотря на то, что проект - «брат» исследования, находящийся с ним в родстве, всё же имеет принципиально другую природу.

Проектирование - это деятельность, направленная на создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений, или изменение известных объектов с целью получить у них новые свойства. Проект предполагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. При формулировании темы проекта необходимо помнить, что она должна соответствовать проектной логике, где как и в исследовании должны быть определены объект и предмет.

Объект – это та часть, в которой содержится проблема, т.е. своеобразный носитель проблемы. Объект – более широкое понятие по сравнению с предметом проектирования.
Предмет (продукт) – конкретная часть, в которой реализуется проектный замысел. Это более узкое понятие по сравнению с объектом, которое является его частью. Определить продукт можно, ответив на вопрос «Что именно проектируется?».

Уникальность каждого проекта порождает трудности при формулировании его темы, поскольку зачастую трудно предположить как будет он реализован. Поэтому, называя свой проект, обучающийся ориентируется не только на продукт, как результат проектной деятельности, но и извлечённые уроки, то есть опыт, который будет использоваться во взрослой жизни при планировании и реализации следующих проектов.
Конструктор формулирования темы: https://sites.google.com/view/marikhab/

Примеры проектов:

  • Презентация «Информатика как искусство»
  • Вайн «Информационная безопасность в твоих руках»
  • Квест «Бесконечность информации»
  • Фестиваль научных открытий в области информатики
  • Интерактивная портретная галерея личностей, внёсших значительный вклад в развитие информационных технологий
  • Цифровые блага: разные точки зрения
  • Каких фактов в истории информатики нет на ленте времени?
  • Что удалить из Интернета?
  • Почему QR-коды стали неотъемлемой частью нашей жизни?
  • Лучшие приложения для построения генеалогического древа
  • Работоспособность в диаграммах и графиках
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены