РАЗРАБОТКИ
|
«Как корабль назовешь, так он и поплывет»: выбор темы проектаХабибулина Марина Михайловна Название темы является краткой формулировкой проблемы в повествовательной или вопросительной форме. По сути дела, проект начинается с поиска того, что вместе с обучающимся нам необходимо найти что-то необычное в обычном, увидеть противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Тема - краткая формулировка проблемы (основного проблемного вопроса). Давайте потренируемся. Пример №1. Что вы думаете по утрам, когда звонит ваш будильник? Возможно, вы счастливые люди, легко выбираетесь из тёплой постели и с радостью собираетесь в школу. Однако часто приходится слышать совсем другие истории. «Неужели уже вставать! Я так не выспался! Почему школа начинается так рано?!». Или даже так: «Нет, я не могу так жить, пойду в школу к третьему уроку!». Дальше начинаются разные неприятности, от просто плохого настроения до рассерженных родителей и двоек за пропущенные темы. Конечно, можно продолжать страдать и наживать следующие трудности. Но ведь можно… Эта житейская ситуация имеет все признаки «проблемной». В ней есть противоречие между желаемым положением дел (вставать без чувства усталости) и реальным (ощущение усталости уже после пробуждения). Очевидно, что для решения этой проблемы многим людям не хватает уже имеющихся знаний или опыта. Значит, проект может быть направлен на поиск способов преодоления утренней усталости, поиск путей бодрого пробуждения. Кратко эта проблема может отразиться в теме проекта, например, так: «Доброе утро» или «Утро добрым не бывает»? Пример №2. А еще бывает так, что прямо на уроке может возникнуть вопрос, который внезапно растревожит ваше любопытство. Вот обычный урок естествознания. Вы узнаете, что всем известное явление, когда тело, свободно подброшенное вверх, обязательно падает вниз, называется «гравитация» или земное притяжение. У вас возникает вопрос: как тогда получается, что наш мир не плоский? Почему растения, люди, растут вверх, против силы Всемирного тяготения? Можно ли использовать объяснение этого феномена в народном хозяйстве и производстве? Это пример «проблемной ситуации», возникшей при постижении вами школьных наук. Выявленное вами противоречие неразрешимо на том уровне знаний, которое у вас имеется. Значит, она может стать темой исследовательского проекта: «Есть ли пределы гравитации?» или «Живое против силы тяготения: кто сильнее?» Можно ли отличить «обычные» вопросы от «проблемных»? Ведь только «проблемный» вопрос определит направление вашего проекта (исследования) и сделает его интересным для окружающих. Какой вопрос является проблемным?
Примеры: Как защитить людей от наводнений? Как справиться с бессонницей? Граффити: за и против? Большой адронный коллайдер: гибель или новый научный прорыв?
Примеры: Что такое наводнение? Каковы причины бессонницы? Какие бывают виды граффити? Каков принцип работы большого адронного коллайдера? Проблема - задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа и требующая поиска решений. Тема - краткая формулировка проблемы (основного проблемного вопроса) Выбрать направление и тему проекта, оказывается, не сосем сложно, если точно знаешь, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует больше других. Для уточнения можно провести анкету:
Один из используемых мной способов, позволяющих найти проблему и определить тему, это приём "Брошенный камень", предложенный Родари, позволяющий "набрать понятийные единицы". Суть приема заключается в следующем: дается одно слово. Задача ученика: назвать как можно больше предметов, явлений, эпитетов, связанных с этим словом — те, которые всплывают как ассоциации. Получается, что заданное слово — вроде камня, брошенного в воду, а расходящиеся круги — это и есть те слова и ассоциации, которые всплывают в памяти. В этом отношении прием предполагает свободный "поток сознания", связанный с психическими новообразованиями: восприятием, ощущением, движением и рождением новых идей. Далее следует этап анализа: каждое слово нужно соотнести с возможными проблемами и оставить только те ассоциации, которые являются объективными и необходимыми для планируемой проектной или исследовательской деятельности. Возможными способами поиска проблем являются и результаты исследования школьным психологом интересов и склонностей детей. В самом формулировании темы проекта берёт свое начало проблемная ситуация, в которой проектант осознаёт невозможность разрешить возникшие трудности и противоречия при помощи имеющихся у него знаний, умений и опыта. Далее необходимо точно определить проблему, т.е. задачу, состоящую из условий деятельности и требований поиска решений, а после выразить то, что собираетесь получить в ходе проекта, а вернее, что будет его продуктом. Опыт совместной проектной деятельности с обучающимися позволил выделить несколько правил выбора темы:
Формулировка темы должна быть чёткой, конкретной, однозначной, направленной на продукт проекта и быть грамотной с научной и литературной точек зрения. Перед тем, как приступить к формулировке темы проекта, необходимо определить, что процессы проектирования и исследования тесно переплетены. Адекватное проектирование невозможно без исследовательских процедур, где отправными точками являются сбор и анализ исходной информации для реализации проекта и оценка его возможных последствий. Но необходимо уяснить, что, несмотря на то, что проект - «брат» исследования, находящийся с ним в родстве, всё же имеет принципиально другую природу. Проектирование - это деятельность, направленная на создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений, или изменение известных объектов с целью получить у них новые свойства. Проект предполагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. При формулировании темы проекта необходимо помнить, что она должна соответствовать проектной логике, где как и в исследовании должны быть определены объект и предмет. Объект – это та часть, в которой содержится проблема, т.е. своеобразный носитель проблемы. Объект – более широкое понятие по сравнению с предметом проектирования. Уникальность каждого проекта порождает трудности при формулировании его темы, поскольку зачастую трудно предположить как будет он реализован. Поэтому, называя свой проект, обучающийся ориентируется не только на продукт, как результат проектной деятельности, но и извлечённые уроки, то есть опыт, который будет использоваться во взрослой жизни при планировании и реализации следующих проектов. Примеры проектов:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Вячеслав Володин: в сельских школах не хватает 30% учителей Перевод баллов ОГЭ-2025 в оценку Сергей Кравцов выступил с инициативой о проведении проверки по бюрократической нагрузке учителей Ученики смогут ставить оценки своим учителям Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах ![]() В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
![]() Диплом и справка о публикации каждому участнику! ![]() Лучшие статьи
Программа просвещения родителей в помощь каждой семье Адаптация ребенка к ДОУ: Путь от слез к радости Ассоциации как камень, брошенный в пруд «Как корабль назовешь, так он и поплывет»: выбор темы проекта |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены