РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Требования к современному уроку математики

Урок как форма организации учебной работы существует более 350 лет. В современной школе основной формой обучения математике, главным связующим звеном в интеграции различных организационных форм обучения по-прежнему остаётся урок.

Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Изменяются приоритеты и акценты в образовании, оно становится направленным на развитие личности, на формирование у учащихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.

Значит, актуален вопрос: «Что такое современный урок?»

Этот вопрос интересует не только нас, учителей, сколько самих учащихся. Вот, что говорят учащиеся: «Современный урок–это понятный для нас урок. Это весёлый, познавательный, интересный, нетрудный урок. Это разнообразный урок. Это урок, на котором, чувствуешь себя уверенно, и на нём не бывает стрессов. Это урок, на котором решаются задачи, которые готовят нас к жизни».

Исходя из этих мнений, очевидно, что возможности урока математики в данном аспекте практически безграничны. Чтобы обучение было интересным, нужно применять новые технологии, проводить больше нестандартных уроков.

Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения информационных технологий. Использование компьютерной техники открывает огромные возможности для педагога. Компьютер может взять на себя функцию контроля знаний, поможет сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, дифференцировать урок, применять электронные учебники (планиметрия и стереометрия, практикум по математике, создание презентаций к урокам).

С помощью компьютера готовим простейшие дидактические материалы к урокам. Проводим компьютерное тестирование при подготовке к ОГЭ и ГИА. Свободный доступ в интернет помогает учащимся в проектной деятельности.

Информатизация образовательного процесса - это реальность сегодняшнего дня. Итак, каким должен быть современный урок? Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твёрдому расписанию и с одной для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и всё это дидактические элементы. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, чёткого определения его конечной цели, а уж затем определение средства – что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Как мне кажется, современному уроку присуща следующая совокупность признаков:

  • наличие определенных образовательных, воспитательных и развивающих целей;
  • отбор в соответствии с поставленными целями конкретного учебного материала и уровней его усвоения;
  • достижение поставленных целей путём подбора подходящих средств и методов обучения;
  • организация соответствующей учебной деятельности учащихся.

Ключевую позицию среди основных признаков занимают цели урока: образовательные, воспитательные и развивающие. Все они тесно взаимосвязаны, и в зависимости от конкретных условий их роль в организации и проведении урока или системы уроков различна.

В соответствии с поставленными целями отбирается содержание урока. Оно конкретизируется с помощью учебных программ, учебников, методических пособий.
Для достижения поставленных целей на конкретном материале используются подходящие средства и методы обучения. Эффективность их выбора невозможна без глубокого знания специфики традиционных и нетрадиционных, общих и специальных методов обучения.

Соответственно, можно выделить следующие методы обучения:

  • Словесный – которая включает в себя объяснение, рассказ, беседу, лекцию, работу с учебником;
  • Наглядный – демонстрация изображений, предметов;
  • Практический – выполнение по заданному алгоритму;
  • Проблемно-поисковый – найди и докажи;
  • Проектно-исследовательская деятельность – исследуй, представь и докажи;
  • Репродуктивные – делай как я!

Перейдем к содержанию урока. Любой урок имеет свой состав и своё строение – структуру. В состав урока входят структурные элементы: компоненты, этапы урока. Под структурой урока понимается совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. Существуют различные подходы к выбору основных структурных элементов урока. В зависимости от их состава структура урока имеет различную степень общности.

В практике обучения чаще всего выделяют следующие основные этапы урока:

  • Мотивация учебной деятельности;
  • Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в учебном действии (ФГОС: дети отрабатывают умение фиксировать затруднение);
  • Выявление места и причины затруднения (ФГОС: определяет цели и задачи учебной деятельности);
  • Построение проекта выхода из затруднения (ФГОС: устанавливают причинно-следственные связи, систематизируют и обобщают, осваивают навыки общения);
  • Реализация построенного проекта (ФГОС: взаимодействуют между собой, формируют собственную позицию);
  • Первичное закрепление (ФГОС: проводят самоконтроль);
  • Самостоятельная работа с самопроверкой.
  • Обобщение усвоенного и включение его в систему знаний и повторение.
  • Рефлексия деятельности на уроке (ФГОС: проводят самооценку достигнутых результатов).

В процессе обучения математике используются разнообразные средства обучения. Они составляют единый комплекс, основой которого является учебник математики. Все остальные средства обучения, предназначенные для лучшего усвоения школьного курса математики, д/б связаны с учебником, разъяснять и развивать идеи учебника, служить общим целям формирования у учащихся прочных, стойких и пластичных математических знаний, умений и навыков.

К средствам обучения относятся:

  • Компьютерная техника с программным обеспечением
  • Мультимедийные ресурсы. Типы ресурсов: тесты, дополнительные задачи к уроку (энциклопедические статьи), иллюстрации к задачам, практические задания, тренажёры
  • Ресурсы сети ИНТЕРНЕТ
  • Дидактический материал
  • УМК !!!!!
  • Демонстрационный материал
  • Учебный кабинет как средство обучения!!!

К печатным средствам обучения относятся печатные таблицы, карточные задания, тетради с печатной основой. В последнее время в учебном процессе все шире стали применяться новые средства обучения – персональные компьютеры, слайды, сеть Интернет, компьютерные диски и педагогические программные средства вычислительной техники, интерактивные доски.

Под средствами обучения понимают весь комплекс средств, способствующих оснащению учебного процесса по его совершенствованию.

Работа за персональными компьютерами повышает интерес школьников к изучаемому объекту, а наиболее способных ребят приобщает к исследовательским поискам.

Типология уроков

Существует более 46 видов форм интерактивного метода обучения.

Уроки могут быть разделены на типы по различным признакам:

  • по основной дидактической цели;
  • по основному способу их проведения;
  • по основным этапам учебного процесса.

1. По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:

  • урок ознакомления с новым материалом;
  • урок закрепления изученного;
  • урок применения знаний и умений;
  • урок обобщений и систематизации знаний;
  • урок проверки и коррекции знаний и умений;
  • комбинированный урок.

2. по основному способу проведения их подразделяют на уроки:

  • в форме беседы;
  • лекции;
  • экскурсии;
  • киноуроки;
  • самостоятельная работа учащихся;
  • лабораторные и практические работы;
  • сочетание различных форм занятий.

3. Если же за основу типологии берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки:

  • вводные;
  • первичного ознакомления с материалом;
  • образования понятий, установления законов и правил;
  • применения полученных правил на практике;
  • повторения и обобщения;
  • контрольные;
  • смешанные или комбинированные.

Реализация идеи использования совокупности уроков, включающих наиболее характерные структурные элементы остальных уроков, позволила выявить и подтвердить целесообразность выделения следующих двенадцати их типов:

  • Урок- лекция;
  • Урок-беседа;
  • Кино-урок;
  • Урок самостоятельных работ;
  • Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);
  • Урок лабораторных работ;
  • Урок практических работ;
  • Конкурс знаний, умений и творчества;
  • Урок - экскурсия;
  • Урок - семинар;
  • Дидактическая игра;
  • Анализ ситуаций;

И я вам подробнее расскажу о Уроке-лекции.

В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала распространены вводные, установочные, текущие и обзорные лекции. По характеру изложения и деятельности учащихся, лекция может быть информационной, объяснительной, лекцией-беседой и т.д.

Лекционная форма проведения уроков целесообразна при:

  • изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным;
  • рассмотрении сложного для самостоятельного изучения материала;
  • подаче информации крупными блоками, в плане реализации теории укрупнения дидактических единиц в обучении;
  • выполнении определенного вида заданий по одной или нескольким темам, разделам;
  • применении изученного материала при решении практических задач.

Лекция строится на сочетании этапов урока: организации; постановки цели и актуализации знаний; сообщении знаний учителем и усвоении их учащимися; определении домашнего задания. Возможный вариант структуры урока-лекции:

  • создание проблемной ситуации при постановке темы, цели и задач лекции;
  • её разрешение при реализации намеченного плана лекции;
  • выделение опорных знаний и умений и их оформление с помощью памятки «Как конспектировать лекцию»;
  • воспроизведение учащимися опорных знаний и умений по образцам, конспектам, блок-конспектам, опорным конспектам и т.д.;
  • применение полученных знаний;
  • обобщение и систематизация изученного материала;
  • формирование домашнего задания постановкой вопросов для самопроверки, сообщение списка рекомендуемой литературы и перечня заданий из учебника.

Если мы рассмотрели типы уроков, то соответственно мы также должны рассмотреть и формы контроля знаний учащихся. И на мой взгляд, можно выделить следующие формы контроля знаний:

  • Тесты
  • Ответ
  • Продукт проекта
  • Фронтальный опрос
  • Интерактивный контроль
  • Самоконтроль
  • Взаимоконтроль
  • Диктант, программированный опрос и пр. Диктант является формой интерактива т.к. действия происходит непосредственно между учителем и учеником.

Для меня современный урок – это интересный урок. Лишь в таких условиях можно поддерживать высокую мотивацию и эмоциональную окраску урока. Это и продуманная структура урока, и логика изучения нового материала, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока, и как результат достижение поставленных целей. И неотъемлемой частью урока является рефлексия. На мой взгляд, рефлексия заключается не в ответе на вопрос: понравился ли вам урок или нет, а рефлексия должна заключаться в том чтобы ученик мог отвечать на любые поставленные перед ним вопросы.

В конце своего выступления хотела бы сказать: работать по-новому интересно, увлекательно, это верный путь в будущее школьного образования.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены