РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Soft skills, начальная школа, компетенция, навыки, формы работы

Современное общество со всеми социально-экономическими и политическими изменениями предъявляет все больше требований к выпускникам школ, которые должны иметь не просто знания, а навыки, необходимые для своего собственного развития и продуктивной работы в целом. Поэтому на сегодняшний день многие исследователи, активно занимаются проблемой формирования и развития soft skills обучающегося, которые представляют собой те "надпрофессиональные" навыки, которые необходимы каждой личности, желающей достичь жизненного успеха.

Такие изменения предъявляют новые требования к качеству подготовки обучающихся. На сегодняшний день особенно востребованы выпускники, готовые адаптироваться в динамичном обществе, способные к постоянному саморазвитию и самообразованию, умеющие быстро переключаться с одного вида деятельности на другой и совмещать различные трудовые функции.

Следует отметить, что на сегодняшний день термины "навык" и "компетенция" все чаще используются в качестве синонимов. В современной теории и практике под компетенцией подразумевают те способности, знания, умения и навыки специалиста, благодаря которым он решает какие-либо задачи или достигает желаемых результатов.

Таким образом, компетенция – это совокупность сформированных навыков. В числе компетенций особое место отводится soft skills, концепция которых за последние несколько лет, стала неотъемлемой частью мирового рынка труда в различных областях. Впервые употребление понятия "soft skills" зафиксировано в США в 1959 г., когда американские ученые стали исследовать компетенции военных и выяснили, что их умения делятся на 2 вида: профессиональные навыки (hard skills) и личные качества (soft skills).

На сегодняшний день soft skills представляют собой комплекс навыков или компетенций, которые можно было бы обозначить как метапредметные или общие для различных видов деятельности. [3, с.14].

В буквальном переводе с английского языка данное понятие означает "мягкие навыки" или "гибкие навыки", т.е. навыки, обладание которыми не относится к профессиональной группе. В Кэмбриджском словаре понятие "soft skills" рассматривается как личные качества человека, которые позволяют взаимодействовать с другими людьми более рационально и гармонично, например осуществлять коммуникативную деятельность. Но даже это ёмкое представление довольно неотчетливо [12].

Таким образом, soft skills – это те умения, навыки и компетенции, которые необходимы обучающемуся для общения, взаимодействия не только в учебной и профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Из этого следует, что в процессе обучающей деятельности следует делать упор на развитие коммуникативных навыков младших школьников. По средствам групповой работы, а так же в микрогруппах для решения конкретных задач.

Гибкие навыки или soft skills являются одной из важнейших компетенций любого специалиста, а также человека, который хочет быть успешным в современных реалиях. Важно активизировать формирование данных навыков (компетенций) в процессе учебной деятельности обучающегося. До внедрения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС НОО) образовательная программа школы предполагала формирование умений и навыков в рамках одного определенного предмета. На сегодняшний же день основной целью обучения становится формирование у учащихся определенных личностных характеристик и компетенций, которые определяются как планируемые результаты освоения НОО.

Согласно системно-деятельностному подходу, составляющему методологическую основу требований современного Стандарта, содержание планируемых результатов включает в себя обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в числе которых те задачи, которые направлены на отработку теоретических знаний и максимально приближены к реальным жизненным ситуациям. Данные действия в рамках ФГОС определяются как универсальные учебные действия (УУД) обучающегося.

К видам УУД, которые соответствуют ключевым целям общего образования, относят:

  • 1) личностные;
  • 2) регулятивные;
  • 3) познавательные;
  • 4) коммуникативные [9, с. 11].

Согласно системе УУД, представленной в Фундаментальном ядре содержания общего образования, личностные УУД включают в себя три группы действий:

  1. действия самоопределения, которые подразумевают самостоятельное определение обучающимся своего места в обществе и жизни, также выбор его ценностных ориентиров;
  2. действия смыслообразования, которые необходимы учащемуся для осмысления роли обучения в его жизни и сопоставления результата обучения с его целью;
  3. действия нравственно-этического оценивания, предполагающие наличие у обучающегося знания норм морали, этических и нравственных норм, а также умения соотносить с ними свои собственные поступки [10, с. 67-68].

Овладение учащимися УУД происходит в ходе изучения различных учебных дисциплин и в конечном итоге способствует формированию у учащихся способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться. Таким образом, перед всеми учителями стоит цель формировать "универсальные" навыки обучающихся в рамках преподавания своего предмета.

Некоторые из soft skills находят отражение в требованиях к результатам освоения образовательных программ в ФГОС НОО.

Проанализировав требования к результатам освоения программы НОО, а также вышеописанные УУД школьника, предполагается рассмотреть регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные действия в качестве soft skills обучающегося.

Проблема формирования и развития коммуникативных компетенций, актуальна на разных этапах обучения, поскольку отвечает возрастным особенностям развития обучающихся и является условием успешного личностного развития обучающихся.

"Иностранный язык" как учебный предмет имеет ряд преимуществ перед другими дисциплинами.

В связи с тем, что язык предоставляет возможность обучающимся общаться на любые темы: бытовые, научные, политические и профессиональные, учащиеся так или иначе взаимодействуют, коммуницируют друг с другом на протяжении всего урока.
Подобное коммуникативное обучение носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством речевой деятельности, которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях "социального взаимодействия", а также формирует определенные soft skills обучающихся в процессе общения. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка [4, с. 16-17].

Технологии и формы работы на уроке иностранного языка, с помощью которых можно формировать и развивать soft skills обучающихся.

Такие как проектная деятельность, обучение в сотрудничестве, кейс-технология, ротационная модель смешанного обучения, посредством применения которых, на уроке иностранного языка осуществляется приобретение коммуникативной компетенции. Таким образом, обучающиеся находятся в ситуации постоянного общения и взаимодействия друг с другом. К тому же находят компромиссы, формируют умения выслушивать мнения других и приходить к консенсусу, что, в свою очередь, подразумевает soft skills или гибкие навыки, развиваемые различными видами речевой деятельности на уроках в начальной школе.

Например, упражнения для развития listening skills на уроках английского в начальной школе может иметь несколько сложностей. Восприятие речи на слух – один из основных и самых сложных навыков, которые необходимо развить у изучающих английский язык на начальном этапе.

Что мешает понимать речь на слух? Причин, на самом деле, всего четыре.

Словарный запас

Нехватка словарного запаса – первая причина, с которой чаще всего сталкиваются на ранних этапах изучения английского. Банально, но факт – чтобы научиться понимать слова на слух, их надо сначала выучить! Чем больше слов на иностранном языке мы знаем, тем легче их расслышать в речи и понять. К тому же, обширный словарный запас помогает догадываться о значении незнакомых слов по контексту.

Связная речь

Разговаривая, люди стремятся к речевой экономии. Это значит, мы не тратим энергию на то, чтобы выговорить каждый звук, произнести слово так, как оно записано (и озвучено!) в словаре. При связной речи звуки могут сокращаться, выпадать, сливаться, подстраиваться под соседние и т.д. Такое явление характерно не только для английского языка.

Акцент, говор, диалект

Многие, приехав за границу, удивляются, а тот ли язык они учили на родине? Все дело в многообразии местных акцентов – способов произношения слов среди людей, проживающих в определенной местности.

Скорость речи

Люди на своем родном языке говорят с разной скоростью. И если другой человек говорит быстрее или медленнее, чем мы привыкли, нам сложно его понять. Медленная речь будет раздражать. А вот очень быстрая, скорее, собьет с толку. Слышать-то мы будем. А вот понимать – нет. Мозгу придется пытаться вылавливать знакомые слова из речи, периодически зависать на грамматических конструкциях, что в итоге, может привести к ступору.

Система мягких навыков предполагает, что учащиеся будут:

  • выполнять комплексные и оригинальные задания, для этого им необходимо умение работать в команде и развитое критическое мышление;
  • следовать индивидуальной образовательной траектории, соответствующей интересам и качествам каждого конкретного ученика;
  • учиться использовать имеющиеся у них компетенции и знания для самостоятельного усвоения новых знаний, поиска новой информации;
  • применять в процессе обучения доступные современные технологии, которыми им предстоит пользоваться и во взрослой жизни;
  • получать поддержку от педагогов, обсуждать с ними свои успехи и неудачи, планировать свой образовательный маршрут.

Список литературы

  1. Абашкина О. Soft skills: ключ к карьере [Электронный ресурс]. URL: http://www.pro-personal.ru/article/7811-soft-skills-klyuch-k-karere (дата обращения: 09.12.2019).
  2. Ананьева Т. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.tananyeva.com/single-post/(дата обращения: 13.10.2019).
  3. Гизатуллина А.В., Шатунова О.В. Надпрофессиональные навыки учителей: содержание и востребованность // Высшее образование сегодня. – 2019. – № 5. – С. 14-20.
  4. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: учебное пособие. – Издание 2-е, исправленное и дополненное. – Москва: Высшая школа, 1986. – 103 с.
  5. Леонтьева Т.И., Котенко С.Н. Особенности обучения иностранному языку поколения z: традиции и новаторство // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2017. – Т. 9, №1. – С. 152–158.
  6. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. – М.: Просвещение, 1975. – 64 с.
  7. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование (Концепция развития индивидуальности в диалоге культур). – Липецк, 1998. – 158 с.
  8. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка: настольная книга преподавателя иностранного языка. – Ростов н/Д.: Феникс; М.: Глосса- Пресс, 2010. – 640 с.
  9. Универсальные учебные действия в системе ФГОС основного общего образования: понятие, классификация, примеры: практ. пособие /Т.Ю. Артюгина А.П. Павринова, В.В. Филатов [и др.]. – Архангельск: изд-во АО ИОО, 2014. – 30 с.
  10. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования / Козлов В.В., Кондаков А.М., Фирсов В.В., Дронов В.П. / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с. 54
  11. Cambridge Dictionary. [Электронный ресурс]. URL: https://dictionary.cambridge.org/ru/словарь/английский/soft-skills (дата обращения: 02.10.2019).
  12. Soft и Hard skills. Что это такое и зачем их развивать? [Электронный ресурс]. URL:https://propostuplenie.ru/article/zachem-razvivat-soft-i-hard-skills/(дата обращения: 22.10.2019).
  13. 3 крутых упражнения для развития listening skills на уроках английского и не только. [Электронный ресурс]. URL: http://lingvovisor.ru
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены