РАЗРАБОТКИ
|
Урок по окружающему миру для 1 класса по теме "Лес"Тема: «Там, на неведомых дорожках…» Обучающие:
Ход урока: Долгожданный дан звонок – начинается урок. Вот книжки на столе, а вот – тетрадки. Не хочется играть сегодня в прятки! И некогда дуть на корабль бумажный – Сегодня в классе у ребят - урок уж больно важный! II . Сообщение темы урока. - Отгадайте загадку: Весной он веселит, летом – холодит, осенью – питает, а зимой согревает. (музыка: звуки леса) - Правильно, это лес. Объясните, как вы догадались, что это лес. -Сегодня на уроке мы попробуем посмотреть на лес другими глазами. Подумаем над тем, как сохранить это чудо, и какой вклад мы с вами можем внести, чтобы сберечь леса на нашей планете. III. Вступительная беседа. Учитель: Если из космоса взглянуть на нашу планету (в руках у учителя глобус), видны два основных цвета, которые как бы поделили земной шар на два огромных пространства – океан воды и океан растительности. Удивительный мир природы…Он встречает нас морем звуков, запахов, загадок и тайн. Заставляет прислушаться, присмотреться, задуматься. ЛЕС. Как много вобрали в себя эти три буквы. Леса - настоящие лёгкие нашей планеты, помогающие дышать всему живому. Утром, днём и вечером, в солнечную и пасмурную погоду листья на деревьях, на траве меняют свой цвет. Их оттенки также неожиданны, как и меняющиеся краски морей. Недаром они соперничают даже на полотнах художника. (показ репродукций картин с изображением леса в разные времена года известных художников). Однажды один художник решил нарисовать лес. « Что такое лес? – рассуждал художник» . «Лес – это прежде всего… деревья». Художник взял кисточку, мольберт, краски, холст и начал рисовать деревья: берёзы и ели, дубы и сосны, клёны и осины. -Давайте и мы с вами поможем художнику. У вас на партах лежат конверты. Возьмите конверт , на котором написано слово «Деревья» и посадите деревья в своём лесу. Деревья у художника, да и у нас, получились настолько красивые, что казалось, вот-вот подует ветерок, и листья на деревьях зашевелятся. А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой – Старичка-Лесовичка.(учитель прикрепляет на доску). Повесил художник картину на стену, полюбовался на неё и уехал куда-то. А когда вернулся, не поверил своим глазам. Вместо зеленых ёлочек и кудрявых берёзок лишь сухие стволы. - Что случилось? –удивился художник. – Почему мой лес засох? - Какой же это лес? – вдруг услышал художник. - Это не лес, а… (ответы детей) одни лишь деревья. Посмотрел он в угол картины и понял, что это Старичок-Лесовичок разговаривает с ним. - Разве может быть лес без кустов, травы и цветов по опушкам леса? – продолжал он. - Не может, - согласился художник и принялся за новую картину. Он опять нарисовал деревья, и они получились ещё лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле среди зелёной травы – множество ярких цветов . - Возьмите на партах конверты с надписями «Кустарники, травы» и разместите на своих картинах. - Вот теперь хорошо! – похвалил сам себя художник. - Вот теперь у меня получился настоящий лес! Но прошло немного времени, а деревья опять стали чахнуть. Ты забыл нарисовать грибы! – сказал Лесовичок художнику. -Да, - согласился художник. Но разве в лесу обязательно должны быть грибы? Я много раз бывал в лесу, а грибы находил не часто и не всегда. -Это ничего не значит! – сказал Лесовичок. – Грибы должны быть обязательно. Без них не будет леса. - Возьмите конверты, где написано «Грибы» и постарайтесь посадить их под деревьями, с которыми они дружат. (ответы детей) И художник нарисовал в своём лесу грибы. Но лес продолжал чахнуть. - Это потому, что в твоём лесу нет насекомых, - сказал Лесовичок. Художник взял кисти, и на цветных листьях появились яркие разноцветные бабочки и жуки. - Возьмите конверты с надписью «Насекомые» и поместите их на своей картине. -Ну, теперь всё в порядке! – решил художник и, ещё раз полюбовавшись картиной, опять уехал куда-то. А когда снова увидел свою картину, то не поверил своим глазам: вместо пушистого ковра трав и цветов на картине была лишь обнажённая земля. И деревья стояли голые, как зимой. Художник подошёл к картине … и вдруг отшатнулся. Всё на ней: и земля, и стволы, и ветви деревьев – всё было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц. Даже Лесовичок совсем отодвинулся на край картины – казалось вот-вот упадёт. - Это ты виноват! – закричал художник. – Ты велел нарисовать насекомых! А они съели весь лес. Что мне делать? Неужели я никогда не нарисую настоящий лес? -Ребята, а вы как думаете, что надо сделать художнику? (ответы детей) - Никогда, - сказал Лесовичок, - если не нарисуешь птиц. Потому что настоящий лес не может быть без птиц. Художник не стал спорить. Он нарисовал новую картину, а на ветках деревьев появились весёлые птицы. -Возьмите конверты с надписью «Птицы» и поселите птиц в лесу. Послушайте некоторые птичьи голоса. Когда художник собирался положить кисть, Лесовичок сказал: - Мне нравится этот лес! И я не хочу, чтобы он погиб… -Как вы думаете , что посоветует Лесовичок художнику? - Правильно! Нарисовать зверей. - Давайте и мы расселим зверей в нашем лесу.(конверты с надписью»Звери») Художник окончил работу, когда было темно. Он хотел зажечь свет, чтобы посмотреть, что у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, дыхание, треск сучьев. Вот теперь это настоящий лес, теперь он будет жить, потому что здесь есть всё: и деревья, и травы, и грибы, и животные… Это ЛЕС! Художник посмотрел на картину. Но Лесовичок куда-то исчез. А может быть, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Может быть он залез на дерево, и его не видно в зелёной листве. Да мало ли куда он мог спрятаться в лесу! Ведь прячутся в нём тысячи и тысячи жителей, и прячутся так, что их совершенно невозможно увидеть, но все они непременно находятся в лесу. И все они вместе – это и есть ЛЕС! -Перед вами – лес. Ответьте мне, ребята, почему сразу не получилась эта картина? (Потому что всё в природе живёт как один целый организм.) Учитель: Единство живой и неживой природы, особые связи между живыми организмами – растениями, животными, грибами и микроорганизмами образуют природное сообщество – ЛЕС. Это сообщество называют главным чудом света. IV. Физкультминутка. Мы с вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес! (посмотрели вправо, влево) Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу. В стороны руки , плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад. Наклонились и присели, заниматься тихо сели. V. Итак, лес – это природное сообщество. Все члены сообщества обмениваются информацией. Например, грибы и деревья. -Под каким деревом растут подберёзовики? А подосиновики? А белый гриб можно найти под берёзой, сосной, елью. - А какой информацией обмениваются растения и животные? (При помощи лесных ароматов) Учитель: Мы не напрасно говорим: сообщества, обмен информацией. Наше время люди называют веком информации. Для её сбора, хранения, обработки созданы системы связи, изобретены компьютеры. Но оказалось , что объекты природных сообществ уже миллионы лет обмениваются информацией. К сожалению, человек пока ещё плохо понимает «лесной язык». Поэтому делает много ошибок. И главная из них – уничтожение леса. -Какое значение имеет лес? (использование схемы с рисунками)
- А какое время года у вас получилось? Докажите. VI. Дидактическая игра «Экологический светофор». Учитель: Здравствуй, лес! Дремучий лес! Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою? Что там шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой. Не утаи, ты же видишь – мы свои! - Ребята. Как вы понимаете последнее предложение? Что значит «мы свои»? Значит, как нужно вести себя в лесу? Какие правила соблюдать? - Давайте поиграем в игру «Светофор»: Красный свет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде и жизни людей. Жёлтый свет – Будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями. Зелёный свет - Ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё!
После каждой ситуации попросить детей пояснить, почему они выбрали именно такой сигнал светофора. Ребята, а что страшнее всего для леса? (пожар, мусор, рубка) - Отчего случается лесной пожар? - Кто без жалости вырубает леса? - Кто приносит в лес мусор? Учитель: Людская беспечность – вот главная причина беды. Сам человек - часть природы, и нанося вред природе , человек вредит сам себе. Писатель М. Пришвин сказал: «Охранять природу – значит, охранять Родину ». VII. Дополнительный материал. Работа с поговорками и пословицами. Много леса… посади Мало леса… не губи Нет леса… береги (Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.) Задание для гостей: ребус. Учитель: Что мы сажаем, сажая леса? Чащу , где бродят барсук и лиса. Лист, на который ложится роса. Свежесть лесную, и влагу, и тень – Вот что сажаем в сегодняшний день! VIII. Итог занятия: - Что вам понравилось на занятии? - О чём заставил вас задуматься материал занятия? Учитель: Вы – молодцы! Много знаете, умеете! Я думаю, что вы растёте настоящими друзьями и защитниками природы! Прощаясь , хочу пожелать: Хочу, чтоб в мире было много света, Хочу, чтоб в мире было много лета, В котором – солнце, птичьи голоса, И на траве - прозрачная роса. Хочу, чтоб в мире было меньше плача, А больше смеха, радости , удачи. Улыбок детских, как цветенье зыбких Цветов, сравнимых с детскою улыбкой. IX. Организационный конец занятия.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Использование элементов театральной педагогики на уроках литературного чтения В.Ф. Шаталов - педагог-новатор Учитель - герой нашего времени? Виды и функции спортивных соревнований. Регламентация и способы проведения спортивных соревнований Обучение алгоритмизации и программированию в начальной школе Последние новости образования
Шкала перевода баллов ОГЭ 2024 в оценку В школах увеличат число уроков истории в 5-8 классах В России предложили ввести ответственность за оскорбления педагогов Рособрнадзор: названы самые популярные предметы ЕГЭ по выбору в 2024 году В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Учитель - герой нашего времени? Использование элементов театральной педагогики на уроках литературного чтения Родителям
Создание комфортных условий для приготовления домашних заданий Влияние игры на свирели на развитие младших школьников Как воспитать ребёнка добрым и отзывчивым В помощь мамам и папам: что делать, если ребенок не любит школу? Благодарность учителям от родителей на выпускном вечере или последнем звонке |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены