РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование рефлексивных умений в системе внеурочной деятельности на примере истории

«Кто я? Зачем я? Для чего я живу? Что я делаю не так?» - зачастую, даже взрослому человеку сложно ответить на эти вопросы. Однако, познавая себя, глубже понимая других людей, человек все больше способен к изменению не только самого себя, но и окружающего мира! Познание человеком самого себя является очень длительным и сложным процессом. Оно начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь, и, конечно, немалую роль в формировании рефлексивных умений играет школа.

Современному обществу нужен человек способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».

Такой предмет как история несет себе богатый потенциал для формирования рефлексивных умений, ведь именно в процессе освоения содержания этого предмета ученик учится работать с различными видами источников знаний (текстами, картами, изображениями, схемами, видео- и аудио-источниками, статистическими данными и т.д.), отбирать и анализировать полученную из них информацию, строить собственный ответ как в устной, так и в письменной форме и многое другое.

Вряд ли кому-то хотя бы раз в жизни придется вспомнить причины поражения Наполеоновской армии или же доказать наличие расхождения в понимании марксизма Плехановым и Лениным. Однако сформированные при изучении этих тем особенности логического мышления, умение лаконично и образно излагать суть проблемы требуются каждому ежедневно, а порой и ежечасно! Для того, чтобы овладеть перечисленными умениями необходимым условием является способность адекватно оценивать себя.

В соответствии с требованиями ФГОС, рефлексия сегодня является одним из основных этапов каждого урока, однако проведенное мною анкетирование учителей доказывает, что многие учителя, работающие в школе, либо не успевают осуществить данный этап урока в связи с огромным количеством материала, большим объемом учеников и т.д., либо не владеют приемами, способствующими формированию рефлексии.

В связи с указанными выше проблемами возникает острый вопрос: «Когда же формировать рефлексию, если не на уроке?»

Ответ на него достаточно прост: одним из способов решения проблемы может стать внеурочная деятельность, которая имеет 2 весомых преимущества по сравнению с обычным уроком:

  1. Гораздо меньшее количество учеников, что позволяет отслеживать развитие каждого из них, осуществить индивидуальный подход, который практически невозможен в классе, где находится более 30 человек;
  2. Возможность постоянно использовать творческие задания, ведь именно они способны развить в ребенке не только интерес к содержанию самого предмета, но и к процессу его познания.

Мы хотели бы предложить 2 курса внеурочной деятельности, которые, на наш взгляд, будут наиболее эффективными при формировании рефлексивных умений:

1. «Творцы истории»

Кто является главным героем истории? Конечно, человек! Великие полководцы, правители, писатели и даже простые крестьяне – все это те герои, без которых была бы немыслима история! Данный курс направлен на создание учениками проектов по истории, посвященных различным историческим деятелям.

В процессе составления работы ребята под чутким руководством учителя смогут самостоятельно определить цели работы, разработать план изучения личности и научиться выступать перед аудиторией.

В процессе выполнения будут формироваться следующие умения:

  1. самостоятельная постановка целей и планирование действий для ее достижения, разработка памяток-алгоритмов;
  2. выбор наиболее эффективных приемов для поиска необходимой информации и ее представления;
  3. оценка собственных результатов работы (подробный разбор сильных и слабых сторон работы, анализ успеха и неудач, выявление наиболее эффективных методов работы для выполнения проекта);
  4. оценка работы своих сверстников (составление критериев оценивания устного выступления, выявление «плюсов» и «минусов» проделанной работы);
  5. оценивать деятельность людей, вершивших историю (стоить помнить о том, что рефлексия должна быть направлена не только на логическое мышление, но и на нравственное развитие личности).

2. «В мире исторических источников»

Работа с историческим источником – одно из важнейших умений на уроках истории. Но задумайтесь: с текстовыми, изобразительными, аудио- и видеоисточниками мы сталкиваемся с Вами каждый день! Тот бесчисленный потом информации, который обрушивается на человека каждый день, способен захлестнуть его! Для того, чтобы научиться извлекать необходимую нам информацию из любого вида источников и, благодаря этому, максимально полно воспринимать окружающий нас мир, стоит погрузиться «В мир исторических источников».

В процессе освоения этого курса ученики, работая с различными источниками, смогут сформировать множество метапредметных умений, в числе которых будет и рефлексия, так как при работе с источником ученики не только с помощью учителя сформируют алгоритмы работы с различными источниками, но и смогут выделить наиболее эффективные приемы работы с каждым из них. Следующим шагом будет осознание того, что получается у учеников, а какие умения необходимо развить.

Грамотно организованная учителем индивидуальная работа и работа в группах будут способствовать развитию у учеников способности не только оценивать себя, но и своих товарищей.

Таким образом, внеурочная деятельность способна стать очень эффективным способом для формирования рефлексивных умений.

Существует великое множество приемов для развития когнитивной и эмоциональной рефлексии (прил.1), которые можно использовать как на уроках истории, так и во внеурочной деятельности. Их включение в вышеописанные курсы внеурочной деятельности сможет сделать работу учеников по-настоящему эффективной, ведь именно в системе внеурочной деятельности главными для ученика станут содержание его образовательных результатов, сам процесс получения тех или иных знаний и саморазвитие, а не отметка, зависимость от которой превалирует на обычных уроках истории.

Еще в XVII веке великий философ и педагог, Джон Локк говорил о рефлексии как о «внутреннем опыте, являющемся основным источником знаний». Только познав себя, мы сможем осознать окружающий мир, поэтому развитие рефлексивных умений – одна из главных задач, которую необходимо реализовывать в системе внеурочной деятельности. 

Приложение 1

1. «Оцени свою работу»: ученик в процессе занятия на полях ставит значки в соответствии с успешностью своих ответов.

  • «W» - ответил на вопрос учителя, но ответ неправильный
  • «R» - правильно ответил по просьбе учителя
  • «-» - ответил по желанию, но неправильно
  • «+» – правильно ответил по собственному желанию
  • «0» – не ответил

В конце занятия он видит уровень своей активности и успешность ответов. Обсуждая результаты, следует обязательно уделить внимание таким вопросам, как: «Доволен ли ученик своей работой? В чем проявились слабые и сильные стороны? Что необходимо сделать для улучшения результатов?»

2. «Паспорт занятия»: анкетирование, которое проводится в конце занятия. Может быть предложена следующая форма, где ученики подчеркивают тот ответ, который будет характеризовать их личное восприятие занятия:

На занятии я работал Активно / пассивно
Своей работой на уроке я Доволен / недоволен
Урок для меня показался Коротким / длинным
За урок я Не устал / устал
Мое настроение Стало лучше / стало хуже
Материал занятия мне был

Понятен / не понятен

Полезен / бесполезен

Интересен / скучен

Анализ результатов анкетирования учитель должен обязательно обсудить с учениками, выявив общие проблемы. Учениками в результате этой работы должны быть предложены пути к совершенствованию не только своей работы, но и дальнейших занятий.

3. «Заверши фразу»: еще один, более продуктивный вид анкетирования, где ученики смогут представить более полную информацию о собственной деятельности.

  • Сегодня я узнал...
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Было интересно узнать, что…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось… и т.д.

4. «Цели занятия»: каждому ученику выдается таблица, заполнение которой осуществляется в начале занятия и в его конце.

  • Цели урока +
  • (все понятно) -
  • (ничего не понял) ?
  • (интересно, хочу узнать подробнее)
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены