РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Автор: Корнилова Наталья Алексеевна

«Наука может раздолбить скалу, сплюснуть глыбу металла, но смягчить жестокое, чёрствое сердце человека ей не дано… Наука бессильна против нравственного зла» – говорил Епископ Православной Российской Церкви, богослов, публицист, проповедник Феофан Затворник.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Транслируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Я.А. Коменский говорил, что «добродетель взращивается посредством дела, а не посредством болтовни».

Сегодня все более очевидной становится потребность в одухотворении образования, в возвращении его к первоначальному смыслу: «образовать» – значит, помочь человеку сформировать Образ мира, в котором духовно-нравственные приоритеты бесспорны.

По Г.Л. Глейзеру «Всеобщая информатизация приводит к тому, что люди привыкают жить как бы в двух параллельных мирах – в привычном от рождения реальном физическом мире и гиперпространстве, порождаемом компьютерными сетями… Нормы этики не всегда автоматически переносятся на мир виртуальный. Более того, происходит обратная психосоциальная деформация личности, суть которой состоит в переносе сложившегося у пользователей Интернета представлений, что в нем нет владельца, хозяина, поэтому можно взять без спроса всё, что угодно. Человек выходит в реальный мир и совершает аналогичные поступки». Еще Я.А. Коменский утверждал, что следующий век будет именно таким, какими будут воспитанные для него будущие граждане. Великий А.С. Пушкин говорил о том, что отсутствие воспитания есть корень всякого зла, а Д.И. Менделеев писал еще резче: «Знание без воспитания – меч в руках сумасшедшего».

Знакомство с православной культурой дает представление о народных верованиях, традициях, обрядах, учит бережному, трепетному отношению к родной природе, своим предкам, истории народа. На занятиях учащиеся рассматривают изображения икон и картин с сюжетами из Библии, с православными праздниками, знакомятся с литературными произведениями на религиозные и нравственные темы. Процесс сопереживания имеет огромное значение в развитии чувств ребенка, ведь то, что его волнует, интересует, выражает его сущность, его индивидуальность. Воспитание духовности, нравственного отношения к жизни, развитие художественного вкуса, комплексное приобщение ребенка к миру искусства является важнейшими задачами художественной педагогики.

Главный результат, который хотелось бы достичь, заключается в усвоении школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру. Нравственное здоровье каждого человека, каждой семьи можно прокомментировать посредством народного фольклора. Поэтому на уроках всегда использую поговорки, пословицы и другие жанры устного народного творчества.

Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности. Наши предки считали, что человеку нужно не просто любить труд, а иметь привычку, потребность трудиться, не проводить время впустую. Свою трудовую школу маленький ребенок начинал рядом с отцом-матерью, бабушкой-дедушкой. Сначала он просто подавал инструменты и наблюдал за работой, потом ему доверяли «закончить» работу, например, отрезать нитку на шитье, до конца забить гвоздь.

Подрастая, ребенок тянулся к более сложной работе и так постепенно учился всем ремеслам, которые знали его родители. С раннего возраста каждому ребенку выделяли свои особые грядки, которые он сам поливал, полол, соревнуясь с братьями и сестрами. Осенью сравнивали полученный урожай. Были у детей и «свои» животные-детеныши, за которыми они сами ухаживали. Так постепенно, посильным трудом дети входили в рабочую жизнь семьи. Хотя слова «труд» и «трудно» очень похожи, но труд на благо семьи приносил много радости.

Один из видов посильного детям этого возраста труда – труд учения. Многие учителя помнят, что существовала раньше оценка «за прилежание». Учение требует таких важных качеств, как терпение, послушание учителю в выполнении его требований, настойчивость в преодолении трудностей. Деятельность учения формирует характер ребенка. Многие дети сегодня приходят в школу без необходимого настроя на учение, на ежедневную работу, на уважение к учителю. Ценность учения нужно снова и снова обсуждать и подчеркивать в общении с детьми. Это тем более важно, что стиль учения формируется в школьном возрасте, а учиться современный человек должен быть готов всю жизнь.

В последние годы в системе образования прослеживается тенденция возвращения к народной педагогике, что является главным условием национального возрождения и основой познания духовного наследия каждого народа. Следовательно, этнопедагогика является ведущей концепцией дальнейшего развития национальной школы, так как воспитание на основе народной педагогики дает возможность привить любовь к ценностям материальной и духовной культуры своего народа. Через народные традиции ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах, ребенок проявляет себя и развивается. Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного. Если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Мы выявили, что ознакомление ребенка в школе с народными традициями помогает ребенку намного лучше развиваться как личность. Необходимо создать у младших школьников определенное отношение к народным традициям, отношение глубокого уважения, понимания их сущности, желание изучать и следовать примеру людей, носителей этих явлений.

В.А. Сухомлинский писал: «Я добиваюсь того, чтобы нравственные ценности, созданные и завоёванные человечеством в прошлом и получившие расцвет в наши дни, стали духовным богатством каждого ребенка…»

Литература

  1. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей школьного возраста. Как помочь ребенку? – М.: Речь, Сфера, 2012. – 288 с.
  2. Антонова, Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. – Якутск: Просвещение, 1995. - 218 с
  3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Начальная школа. – 2005 – №11 – С. 68-71
  4. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова // Педагогика, 1999. – №4. – С.78-80
  5. Бондаревская, Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие / Е.В. Бондаревская – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986 – 361с.
  6. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой – М.: Педагогика, 1979. – 461с.
  7. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения/ В.А. Сухомлинский – М: Просвещение,1980. – 258с.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены