РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Воспитание культуры межнационального общения на примере этнонациональной толерантности народов Крыма

Статья подготовлена учителем истории
МБОУ « Кольчугинская школа №2»
Абировой Этери Джахангировной.

Введение

В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности страны.

Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры и уважения прав других, непохожих на тебя, людей.

В настоящее время молодое поколение воспитывается, в основном, жизненными реалиями. Наблюдается ниспровержение всеобщих человеческих ценностей, заложенных в основе мировых религий и культуры. Воспитание на основе вечных, истинных ценностей – не только и не столько педагогическая проблема, это проблема развития всего общества.

Однако базовые ценности личности закладываются именно в детстве и отрочестве в процессе воспитания и образования.

Личностно – ориентированный подход в образовании нацелен на формирование социальных компетентностей и соотносится с глобальной, центральной целью любой образовательной системы – формированием и развитием личности в единстве таких ее личностных качеств, как толерантность, гражданственность, ответственность, свобода и др.

Культура межнационального общения невозможна без сформированности у субъектов воспитательного процесса такого качества личности, как толерантность, представляющая проявление отношений человека к другим людям, это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это часть культуры человека XXI века. Ее можно рассматривать с точки зрения философии, психологии, медицины.

Толерантность - это ценность социокультурной системы, она является внутренним стержнем всего бытия человека. Толерантность - это и принцип, руководящая идея, основное положение во взаимодействии людей. Рассматриваемое понятие можно определить как норму в жизнедеятельности общества, основанного на согласии, сотрудничестве, взаимопонимании и взаимоуважении. Основными признаками толерантного общества являются: общественные отношения, общественный порядок, политические процессы, отношение к меньшинствам, культурные традиции, отношение к религии, средства массовой информации, язык. Однако обогащение программ и учебников идеями и материалами об этнонациональной толерантности еще не гарантирует результатов воспитания, школа нуждается в педагогически обработанном материале, который актуализирует взаимоотношения людей в поликультурном мире, побуждает ученика к формированию собственной системы ценностей.

Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности, все более остро требующую практического решения, а потому и его научного обоснования. Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда. Она является причиной большинства войн, религиозных преследований и идеологических противостояний.

Воспитание толерантности – общее дело многих государственных и общественных институтов. Тема толерантности не является открытием современности. Толерантность – результат накопления человечеством опыта совместного существования на Земле множества народов, стран, культур, цивилизаций. На протяжении Нового времени идея толерантности медленно, но неуклонно проникала в сознание народов, становясь важным элементом их культуры.

Роль учителя при этом очень высока. Учитель может и должен:

  • воспитывать в духе мира;
  • признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого;
  • быть примером для детей;
  • уметь слушать;
  • поддерживать эмоциональные привязанности;
  • развивать у учащихся чувство взаимного расположения;
  • давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы;
  • избегать жестких иерархических отношений;
  • не допускать проявлений авторитаризма;
  • поощрять совместную деятельность.

Возвращаясь к вопросу о формировании условий развития этнической толерантности в школе как доминанте культуры межнациональных отношений необходимо отметить то, что исторически наша страна складывается, как сообщество разных этносов, культур и религий. В обществе появилась тенденция к межэтническому обособлению, часто переходящему в национальную непримиримость. Государство уделяет особое внимание развитию культуры межнациональных отношений, улучшению этнических взаимоотношений.

В чем этнические особенности населения Крыма ?

Своеобразие национального состава населения Крыма состоит в том, что полиэтничность сочетается с близостью народов по языку межнационального общения: практически все этнические образования Крыма знают русский язык, сохраняя, безусловно, языки своих предков. В крымском полиэтничном сообществе трудно обойтись без понятного и приемлемого для всех средства общения, каким, — естественно, и стал русский язык. Сама история определила, что объективный процесс общения развивается на основе языка самой крупной по численности этнической общности.

Культура народов — уникальное, неповторимое, многогранное явление. Постулаты этнологов гласят: «Кто знает один народ — не знает ни одного». И действительно, знание «иностранцев», особенно родственных генетически или территориально, дает возможность определить и уяснить роль и место каждого народа в кругу других народов.

Во все времена Крым, в силу своего географического положения, находился как бы на стыке обитания разных народов, стоял на пути их исторических перемещений, лежал на скрещении морских и сухопутных торговых путей. Поэтому здесь сталкивались интересы многих стран и целых цивилизаций, а за свою историю полуостров входил в состав нескольких государств и империй. Отсюда и такое многообразие народов, которые проживали в разное время на тесном клочке крымской земли. Происхождение многих из них (особенно древних народов) до сих пор во многом неясно, окутано множеством легенд и преданий.

Разнообразные природные условия полуострова позволяли проживать здесь народам самых разных культур и традиций. Кочевники находили здесь обширные пастбища, землепашцы – плодородные земли.

Крымская земля как губка всегда впитывала культуру, традиции, образ жизни различных народов. Такое взаимопроникновение идет и сегодня. Крымский полуостров всегда был как бы связующим звеном между разными народами и культурами, поскольку во все времена население полуострова было очень пестрым и разноязыким. Таковым оно остается и в наши дни.

С конца XVIII — начала XIX века в силу ряда исторических событий на полуостров стали прибывать представители различных народов Северного Причерноморья. Они внесли свой вклад в развитие экономической, социально-политической и культурной (архитектура, религия, традиционно-бытовая культура, музыка, изобразительное искусство и пр.) жизни.

И говоря о разнообразии народов Крыма, надо сделать хотя бы краткий экскурс в этническую историю. Откуда и как появились различные народы в Крыму? Без ответа на этот вопрос не понятны исторические переплетения, да и нынешняя ситуация в Крыму.

Через крымскую землю прошли разные народы. Одни остались здесь навсегда, другие лишь мелькнули в череде веков. Попробуем обозначить те этносы, о пребывании которых в Крыму достоверно известно из письменных или иных источников и которые оставили заметный след в истории полуострова. При этом будем стараться придерживаться хронологии, не определяя роль и значение того или иного народа.

Этническая история Крыма очень сложна и драматична. Можно сказать одно: никогда национальный состав полуострова не был однообразным, особенно в его горной части и приморских районах. Говоря о населении Таврических гор еще во II в. до н.э., римский историк Плиний Старший замечает, что там живет 30 народов. Горы и острова нередко служили убежищем для реликтовых народов, когда-то великих, а затем сошедших с исторической арены. Так было с воинственными готами, покорившими почти всю Европу и затем растворившимися в ее просторах уже в начале средних веков. А в Крыму поселения готов сохранялись до XV в. Последнее напоминание о них – село Кок-Козы (сейчас Голубинка), то есть Голубые глаза.

Античное время (X е. до н. э. - III е. н. э.). В этот период на территории Крыма проживали тавры, позднее сюда проникали киммерийцы, скифы, древние греки (эллины), сарматы, древние римляне. Все они, кроме последних, расселялись на полуострове, перемешивались, формируя этническую основу местного населения.
Раннее средневековье (III - XI вв.). В это время в Таврике появились аланы (поздние сарматы), готы, гунны, ранние тюрки (Хазары и др ) византийцы (греки), хазары, евреи, протоболгары, мадьяры, печенеги, древние слявяно-русы. Часть их оседала на полуострове. Распространение христианства привело к смешению всех племен и заметному культурному влиянию на них Византии.

Позднее средневековье (XI - XVIII вв.). В этот период на полуостров разными путями попали половцы, турки-сельджуки, армяне, татары-ордынцы, венецианцы, генуэзцы, турки-османы, еще ряд народов. В это время в результате долгих процессов межэтнического взаимопроникновения, на основе своего вероисповедания образовались и чисто Крымские этносы - крымские татары, крымчаки, караимы, армяне, греки и крымские цыгане.

Естественно, что все эти народы вступали в различные отношения друг с другом, иной раз не очень мирные и почти всегда – непростые. Тем не менее процессы межэтнического взаимопроникновения ассимиляции и образования новых этнических групп шли в Крыму в это время довольно активно.

После присоединения Крыма к Российской империи в 1783 г на территории Крыма наряду с крымскими татарами, караимами, крымчаками и местным христианским населением (армяне, крымские греки и др.) стали расселяться русские и украинцы, греки и болгары, а также евреи, чехи, поляки, ассирийцы, эстонцы, французы и итальянцы. Их традиционно-бытовая культура в той или иной мере подвергалась этнической ассимиляции, взаимовлиянию: в ней появились региональные особенности, а некоторые стороны материальной и духовной культуры сохранились и стали активно возрождаться с конца 80-х - начала 90-х гг. XX столетия. А после 1945 года ХХ века в Крым стали приезжать и постепенно образовывать диаспоры азербайджанцы, корейцы, поволжские татары, мордва, чуваши, цыгане, а также русские, украинцы и белорусы из различных регионов, пополнившие восточнославянское население Крыма.

Здесь, пожалуй, стоит сказать чуть подробнее о греках, поскольку часто возникает путаница вокруг них. Различают три разных этноса, проживавших на полуострове в разное время, - античных греков-эллинов, средневековых (крымских) греков, а также новогреков, которые появились в Крыму после присоединения Крыма к России.

Как древнейшая культурная территория, не раз подвергавшаяся завоеваниям, попадавшая в зависимость от разных империй и держав, Крым несколько раз менял состав нардов населявших его, религиозную и политическую ориентацию. Несколько десятков народов прошли в разное время через Крым. Они принадлежали к разным культурам, их мировоззрения и образ жизни были порой диаметрально противоположными. Случались и острые противоречия, переходившие в войны. Но, в конце концов, все мирно уживались на крымской земле.

Но во все времена Крымский полуостров не терял своеобразия, какие бы общественные катаклизмы не случались на его земле и в мире. Загадочный магнетизм, заложенный самой природой, способствовал формированию полиэтнического сообщества людей. В разные исторические эпохи рождались новые этнические общности, видоизменялись существующие, но ни одна этническая группа не находилась в обособленном положении. Каждый этнос, оседло обосновавшийся на полуострове, вносил присущее ему своеобразие в общую жизнь Крыма.

Едва ли найдется уголок земли, на котором как в Крыму было бы представлено столь удивительное разнообразие этнических общностей, на протяжении многих веков составлявших население полуострова.

История Крыма свидетельствует, что для многонационального населения Крыма характерно наличие дружественных этнических общностей разных национальностей, единство экономических, социальных и культурных интересов, совместное участие в хозяйственной деятельности.

Нынешняя же структура населения сложилась, в основном, после присоединения Крыма к России. Сейчас здесь проживают представители около 125 национальностей. По последним данным в Крыму, самыми многочисленными являются русские (около 58,5%), украинцы (около 24,4%) и крымские татары (около 12,1%). При этом доля крымскотатарского населения постоянно увеличивается и по последним сведениям составляет около 18%.

Тем не менее, каждой из национальных групп присущи свои самобытные черты.

И подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что этническая толерантность Крыма – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды, служит хорошим примером для всего российского государства.

Решение задач по укреплению базовых ценностных основ современного российского общества, к которым относится единство исторической судьбы многонационального народа, сохранение социокультурных традиций этнических сообществ, распространение в различных категориях населения общероссийской гражданской идентичности, призвано обеспечить гармоничное развитие общества, сохранение стабильности и предотвращение межэтнических и межрелигиозных конфликтов.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены