РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование ИКТ в учебном процессе

Так что же такое "Хорошее качество образования"?

Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:

  • с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
  • с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;
  • с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;
  • с глубокими прочными знаниями по всем предметам.

Для родителей хорошее качество образования связано:

  • с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;
  • со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;
  • с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.

Для учителей хорошее качество образования связано:

  • с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно;
  • с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
  • со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;
  • с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.

В высказываниях учащихся чаще звучат ближайшие жизненные задачи - получение профессионального образования, в высказываниях родителей - успешное профессиональное самоопределение учащихся и достижение поставленных целей, в высказываниях учителей - гуманистические принципы воспитания, индивидуальный подход к детям, реализация творческого потенциала учителя.

Как же повысить качество образования?

Качество образовательного процесса синтезируется из следующих качеств:

  • качества образовательной программы;
  • качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
  • качества потенциала обучающихся;
  • качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов);
  • качества образовательных технологий;
  • качества управления образовательными системами и процессами.

Мы остановимся на одном из путей повышения качества образования через использование инновационных технологий, а именно: технологии погружения в виртуальное пространство с использованием современных средств обучения - интерактивной доски.

Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой.

Как стремительно меняется современный мир! Не успели учителя, ученики и их родители привыкнуть к новым информационным технологиям в образовании, как заговорили о технологиях информационно-коммуникационных. Пока разбирались в чём отличие, осваивали и определяли, как лучше использовать новые возможности, в школах появились новые интерактивные технические средства, использование которых в обучении представляется существенным шагом вперёд.

Использование интерактивных досок в классе способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным.

Однако важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные функции доски.

Работа с интерактивной доской предоставляет новые возможности, как педагогам, так и учащимся.

Возможности для учителей:

  • экономия драгоценного времени урока, которое педагог обычно тратит на наглядное объяснение материала,
  • позволяет преподавателям объяснять новый материал из любого места класса,
  • создает определенную гибкость, позволяя учителям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов,
  • позволяет учителям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил, а также упрощая проверку усвоенного материала,
  • позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям,
  • позволяет легко переходить от режима демонстрации к режиму записей на доске, сохраняя при этом и тот и другой материал, а также возможность повторного воспроизведения его в любой последовательности на уроке,
  • позволяет учителям вновь использовать созданные материалы и делиться ими друг с другом,
  • возможности доски, как наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями анимации и мультипликации позволяют повысить интерес учащихся к рассматриваемому материалу,
  • использование интерактивной доски позволяет создать проблемную ситуацию и возможность разрешить её, выполняя виртуальные лабораторные опыты, мини-исследования,
  • вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Возможности для учащихся:

  • предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков, коммуникативных навыков,
  • всё, что ученик напишет, автоматически сохранится в памяти, так что спустя время письменные ответы можно будет найти в архиве и проверить, например, объективность выставления оценок,
  • появляется возможность работать более творчески (можно исправить или переделать любой элемент демонстрационного материала), возрастает уверенность в себе,
  • можно заранее или на уроке подготовить собственный материал.

Исследования показали, что работа с интерактивными досками действительно помогает в учёбе. Это хороший выбор для преподавателей, которые с помощью современных технических и аудиовизуальных средств и интенсивных методов обучения хотят заинтересовать своих слушателей, повысить посещаемость, облегчить усвоение материала. Работа с интерактивной доской улучшает восприятие материала учащимися. Они признают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом.

Они считают, что мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в работе.

Что такое интерактивная доска?

Она представляет собой экран белого цвета, размером с обычную школьную доску, к которому подключается мультимедийный проектор и компьютер. В результате учебный материал высвечивается на интерактивной доске. Учитель работает с ним при помощи специальной указки - маркера. С интерактивными досками можно работать как в большой аудитории, так и в маленьких группах. Эти современные аудиовизуальные средства обучения помогают разнообразить занятие: преподаватель может читать лекцию, используя одновременно текст, аудио и видео материалы, DVD, CD-ROM и Интернет ресурсы.

Интерактивную доску можно использовать на многих уроках: обучение младших школьников может стать привлекательным и захватывающим. Интерактивная доска призвана вдохновить и призвать детей к стремлению овладеть новыми знаниями. Высокое разрешение цветовых изображений на экране привлекательны для детей, помогут учителю "оживить" урок. Представьте возможности: Математика - кубики, монетки в сочетании с библиотекой фотографий магазинов и продуктовых товаров, математика становится отношением к повседневной жизни учащихся. Грамотность - использование персонажей из сказки или детского стишка или красочных пейзажей для работы с учащимися.

Пример:

Посмотрите на слайд и скажите, что на нём изображено? (Печка, пушка).

Составим схему слов ПЕЧКА, ПУШКА. Поработаем со словами.

Раздели слово ПЕЧКА и ПУШКА на слоги; поставь ударение.

Чем похожи схемы? Чем отличаются?

  • при изучении физики интерактивный экран позволит ясно представить, например, как электрическая энергия при определённых условиях переходит в механическую, тепловую, световую, химическую, магнитную.
  • при изучении английского языка скрыть слова в тексте. Обсудить с учащимися, какие по их мнению слова скрыты и открыть их. Использование звукозаписей через интерактивный экран во время показа текста на экран предоставляются возможность учащимся чтения и практики прослушивания одновременно.
  • фотографии из истории прошлого в полном объёме цвета можно легко отображать на экран.
  • на географии можно отобразить любую карту легко и быстро, увеличить, уменьшить её, нанести маркером любые значки: где добываются полезные ископаемые
  • на уроке русского языка школьник пишет текст на доске маркером, учитель или ученик проверяет, красным цветом исправляет ошибки, выставляет отметку и сохраняет текст в компьютерной папке ребёнка. К нему всегда можно вернуться.
  • на уроке биологии можно виртуально препарировать лягушку или просто показать как происходит опыление при изучении темы "Размножение и развитие растений"
  • на химии увидеть все "последствия" химических реакций, вплоть до виртуального взрыва, не используя опасные реактивы. Чисто и эстетично.

С помощью компьютера можно создать электронный учебник, который позволит:

  1. Увидеть развитие и многообразие всех моделей на фотографии, а также их подробные технические характеристики в виде таблиц;
  2. Иллюстративно представить динамические процессы и явления, скрытые в условиях обычного образовательного процесса;
  3. Проверить уровень своих знаний учащиеся могут самостоятельно, используя тесты контроля;
  4. Оперативно находить устаревший материал или неточности и вносить соответствующие изменения; электронный учебник можно разработать как преподавателю, так и ученику.

С помощью компьютера значительно облегчается работа преподавателя и при создании УМК, методических пособий и дидактического материала.

С помощью компьютерных технологий успешно моделируются химические явления, процессы, что позволяет учащимся самим устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать вещества, сопоставлять и делать правильные выводы. Использование ИКТ на уроках химии и биологии позволяет мне сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. Моделирование химических, природных явлений и процессов на компьютере необходимо, прежде всего, для изучения явлений и экспериментов, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера.

На уроках химии и биологии я применяю программу POWER POINT, что позволяет подготовить и демонстрировать дополнительную информацию на уроке. Компьютерная лекция, разработанная средствами POWER POINT, - это тематическая и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе.

Наиболее удачным нам кажется применение компьютерных презентации при проведении уроков изучения новой темы и при закреплении пройденного материала. Например, в 10 классе проводим урок – презентация на тему: «Алкины». На некоторых уроках химии и биологии, через графопроектор демонстрируем мультимедиа-учебники – набор интерактивных средств обучения, которые содержат помимо гипертекста, высококачественную графику, слайды, видеоролики и звуковое содержание. Использую в своей работе диск «Химия (8-11 класс) Виртуальная лаборатория», позволяющий проводить различные эксперименты химического, химико-физического и химико-биологического направления.

Такое использование компьютера позволяет прививать учащимся навыки исследовательской деятельности, формировать познавательный интерес, повышать мотивацию, развивать научное мышление. На уроках химии и биологии в школе применяем учебные мультимедиа-издания:

  • Органическая химия 10-11 класс;
  • Мультимедийное учебное пособие «Химия», Просвещение – Медиа, 2004;
  • «Неорганическая химия» Учитель. 2007;
  • «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 10-11 классы», Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 2005;
  • Биология, 6-11 класс, лабораторный практикум :
  • Биология. 9 класс;
  • Химия, 8-11 класс;
  • Химия. Репетитор

Содержание программных средств учебного назначения, применяемых при обучении химии и биологии, определяется целями урока, содержанием и последовательностью подачи учебного материала. В связи с этим, все программные средства, используемые для компьютерной поддержки процесса изучения химии, разделила на программы:

  • справочные пособия по конкретным темам;
  • решения расчётных и экспериментальных задач;
  • организация и проведение лабораторных работ;
  • контроль и оценка знаний.

Компьютерные технологии использую для повышения мотивации обучения на уроке, повышения уровня индивидуализации обучения и возможности организации оперативного контроля за усвоением знаний. Благодаря ИКТ, формирую основные понятия, необходимые для понимания микромира (строение атома, молекулы), объясняю сложные для понимания процессы (химическая связь, электроотрицательность), демонстрирую реакции с ядовитыми веществами (галогены). Часто предлагаю школьникам задания, которые предполагают использование учащимися компьютера для их выполнения. Провожу виртуальные практические и лабораторные уроки с использованием ИКТ.

Имеющиеся мультимедийные пособия позволяют понимать суть, сущность химических явлений и процессов, с учетом здоровьесберегающего подхода.

Для контроля знаний очень удобно использовать электронный дневник.

Можно разработать различные типы тестовых заданий и непосредственно на уроке провести тестирование или задать домой. Особенно этот способ удобен для учащихся, которые часто по болезни или из-за подвоза (у нас подвозят детей из двух деревень) пропускают уроки.

Кроме этого я использую работу с интерактивной доской.

Работа с интерактивной доской: облегчает работу учителя при создании наглядных пособий; организации фронтального контроля, позволяет многократно демонстрировать видеозаписи химических опытов. Подсветка и затемнение экрана акцентируют внимание учащихся при объяснении нового материала, удачно используются в контроле знаний. Средства записи и копирования позволяют: создать преемственность и непрерывность подачи материала от урока к уроку, создавать дидактические материалы и конспекты уроков для самостоятельной работы учащихся, записывать ход урока и решение задач для последующего анализа и использования, динамично и наглядно продемонстрировать аналогии и противоположности свойств и качеств химических элементов и веществ. Перемещение объектов по доске вручную позволяет: конструировать молекулы, рассматривать их со всех сторон, моделировать химические превращения, расставлять коэффициенты химических уравнений.

Инструменты интерактивной доски делают урок наглядным, ярким, запоминающимся.

Использование интерактивной доски меняет подход к учению, создает новые возможности и для учителя и для ученика: это развитие воображения, творческих способностей ребенка. Это возможность организовать коллективную и групповую работу, используя приемы проблемного обучения; это возможность работать эстетично и интересно, почти играя, изучать такой сложный предмет — химия.

Интерактивная доска позволяет использовать широкий спектр ресурсов: презентационное ПО, текстовые редакторы, CD и DVD, интернет, изображения, видеофайлы, звуковые файлы при наличии громкоговорителей, ПО для интерактивной доски. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции. Работа с интерактивной доской позволяет учителю проверить знания учащихся, вовлечь их в дискуссию, организовать работу в группах.

Использование ИКТ, таким образом, позволяет формировать интеллектуальные, коммуникационные и исследовательские способности учащихся.

Существенным препятствием на пути применения современных технологий в учебном процессе является:

  • низкая компьютерная грамотность участников этого процесса. Педагоги, закончившие вузы более 15 лет, практически не знакомы с компьютерами. Поэтому они либо вообще не используют новую технику в учебном процессе, либо используют эпизодически. Большая часть педагогов, прошедших компьютерные курсы, применяют компьютер как средство для изготовления различного рода дидактических карточек, тестов и других раздаточных материалов, а также для ведения всевозможной документации и отчетности.
  • отсутствие интерактивных досок в школе
  • на первых парах большие временные затраты при подготовке к уроку и жёсткая заданность урока в соответствии с содержанием презентации.

Но несмотря на это, всё выше сказанное подтверждает, что применение интерактивных досок способствует повышению качества образования путём применения современных технологий.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены