РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Проектная задача как способ формирования и оценки метапредметных результатов в начальной школе

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обусловил необходимость создания новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса в школе в целом, к поиску и разработке новых моделей и технологий образования младшего школьника в частности.

В качестве важнейших задач образования выдвинуты саморазвитие, самостоятельность, творчество ребенка, а также раскрытие способностей каждого ученика, воспитание его как личности, готовой к жизни в современном мире. Таким образом, современное образование ориентировано не на трансляцию (передачу) знаний, а на выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.

Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении таких приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, т.е. возникает необходимость в измерениях, отслеживании процесса формирования УУД. Одной из таких форм является проектная деятельность. Но, по мнению некоторых исследователей, проектная деятельность среди учащихся начальных классов может существовать лишь в какой-то элементарной форме (конструирование, рисование, игра и т.п.), а научно-исследовательская практически невозможна. Причинами этого чаще всего называли физиологические возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

Поэтому на начальном этапе освоения этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которая подготовит ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.

Проектная задача - это набор заданий, стимулирующих систему действий учащихся, направленных на получение «продукта», и одновременно качественное самоизменение учащихся (А.Б. Воронцов)

Участвуя в решении проектных задач, учащиеся имеют возможность осуществлять пробы, поиски, испытания способов и средств действия, конструируемых в ходе решения системы проектных задач, в разных, специально созданных ситуациях. И, с другой стороны, - учащиеся фактически осваивают способы проектирования как базу для будущей проектной деятельности в основной и старшей школе.

Концептуальную основу метода проектных задач составляет задачный подход. В образовательной практике используются разные типы задач:

  • учебная;
  • конкретно-практическая;
  • исследовательская;
  • творческая

Но все эти виды задач не позволяют научить ребенка самостоятельному выбору способа решения задачи в проблемной ситуации, стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто (включая учителя) не знает до получения решения, содержательно мотивировать поиск решения в малой группе, оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации (в отличие от творческой задачи), но с использованием известных способов действия. А именно эти действия лежат в основе формирования новых образовательных результатов современной школы. Выполнение проектной задачи носит групповой характер и задает общий способ проектирования с целью получения нового, до этого неизвестного результата.

Итак, проектные задачи в начальной школе есть шаг к проектной деятельности в основной школе. Они имеют творческую направленность.

Решая их, дети могут придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают учебному сообществу, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность их использования в модельных ситуациях. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри ее, управление собственным поведением в групповой работе.

Основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно такие задачи, дают возможность учителю наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и целой группы школьников. При этом проявляются умения планировать ход решения задачи, адекватно распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.

Работа в группе позволяет:

ДЕТЯМ:

  • получить эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие из них вообще не могут включиться в общую работу класса без принуждения;
  • попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
  • приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование).

УЧИТЕЛЮ:

  • использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;
  • органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;
  • вести систематическое наблюдение (мониторинг) за формированием учебного сотрудничества в классе.

Для реализации проектной задачи должны быть соблюдены условия:

  1. Приступая к работе, ученик должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Новое знание для детей в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности обучающимися. Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.
  2. Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над решением проектной задачи, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные.
  3. В рамках традиционных занятий используются специальные организационные формы и методы. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.
  4. Каждая проектная задача должна быть обеспечена всем необходимым:
  • материально-техническое и учебно-методическое оснащение,
  • кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты),--- информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, аудио и видео материалы и т.д.).
  • информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),
  • организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет).

В процессе работы над проектной задачей формируются следующие метапредметные УУД:

  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • моделировать деятельность;
  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи; отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других);
  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Количество и содержание проектных задач задаётся деятельностной технологией образовательной системы, которая реализуется в школе. Для них должно быть предусмотрено специальное время в рабочей программе учителей начальной школы

Проектная задача – это один из основных инструментов, который позволяет оценить сформированность метапредметных компетентностей у учащихся начальной школы.

Основным методом оценки метапредметных результатов является встроенное наблюдение. К такой работе можно привлекать других учителей, родителей и старшеклассников.

Эксперты на протяжении всех этапов наблюдают за процессом решения задачи, ни в коем случае не вмешиваясь в него, фиксируют свои наблюдения в экспертных листах. Таким образом, постоянный сбор и анализ данных позволяют учителю вести мониторинг формирования метапредметных УУД.

Для участия в решении проектной задачи обучающиеся были разделены на группы, с присвоением каждому ребенку номера. «Продукт» деятельности групп обучающихся может оформляться в брошюры, газеты, презентации и т.д. Проекты – победители защищаются творческой группой перед жюри.

Непосредственно перед проведением ПЗ, определяются метапредметные компетенции, которые будут формироваться в процессе ее проведения. (приложение 1)

Для оценки метапредметных УУД в процессе прохождения этапов ПЗ творческой группой учителей начальной школы были разработаны следующие документы:

  1. Оценочный лист по выполнению тренировочных заданий
  2. Лист самооценки подгруппы.
  3. Лист планирования и продвижения по заданию
  4. Экспертный лист
  5. Карта наблюдения эксперта

НАЛИЧИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия (в первые 10 - 15 минут)

Наблюдение за группой в целом (отметьте нужное)

0. Целеполагание отсутствует уточнение задачи группы не обсуждается
1. Целеполагание единоличное уточнение задачи группы осуществляется лидером группы единолично, без обсуждения с остальными членами группы
2. Целеполагание в узком кругу участников уточнение задачи группы осуществляется лидером группы с привлечением одного-двух участников
3. Целеполагание совместное Задача группы обсуждается более, чем половиной группы; дети вместе уточняют задачу и составляют план действий

Участие и активность членов группы в целеполагании

Ученики: поставить в каждой ячейке 0, 1, 2 или 3

0 – не участвовал(а) в выборе темы/формы работы
1 – участвовал(а) в выборе темы/формы работы, но не активно
2 – активно участвовал(а) в выборе темы/формы работы,
3 – был(а) лидером

ПЛАНИРОВАНИЕ

Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия (в первые 10 – 15 минут)

Наблюдение за группой в целом (отметьте нужное)

0. Планирование отсутствует
А) план работ в группе не обсуждается
Б) результаты обсуждения не зафиксированы в листе планирования
1. Планирование единоличное план составляется лидером группы единолично, без обсуждения с остальными членами группы
2. Планирование узким кругом участников план составляется лидером группы с привлечением одного-двух участников
3. Планирование совместное план обсуждается более, чем половиной группы; дети вместе составляют план

Участие и активность членов группы в планировании

Ученики: поставить в каждой ячейке 0, 1, 2 или 3

0 – не участвовал(а) в планировании
1 – участвовал(а) в планировании, но не активно
2 – активно участвовал(а) в планировании,
3 – был(а) лидером

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ и ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ

Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия (по истечении 25 – 30 мин после начала)

Наблюдение за группой в целом (отметьте нужное)

0. Распределения функций не было, каждый действовал «сам по себе»
1. Часть учеников оказались вне общего дела, часть – выполняла свою часть работы
2. У каждого ученика было свое задание, свои обязанности

Распределение функций и их выполнение членами группы

Ученики: поставить в каждой ячейке 0, 1, или 2

0 – в работе не участвовал(а) (независимо от того были или не были распределены функции)
1 – ставится в следующих случаях: а) распределения функций не было, делал(а), что считал(а) нужным или б) распределение функций было, имел(а) своё задание, но выполнял(а) иное задание (дублировал(а) работу одноклассников, делал(а) не предусмотренное планом работ)
2 – распределения функций было, имел(а) и выполнял(а) свою часть работы

СООТВЕТСТВИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ПЛАНУ

Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия (по истечении 25 – 30 мин после начала)

Ученики: поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2

0 – «активность» ученика не связана с планом работы группы
1 – во время исполнения отступал(а) от выполнения своей части работы, зафиксированной в плане
2 – выполнил(а) работу в соответствии с планом

КОНТРОЛЬ ПРОДВИЖЕНИЯ ПО ЗАДАНИЮ

Отметки в карте наблюдений ставятся ближе к концу занятия (по истечении 30-35 мин) по результатам наблюдения в ходе всего занятия

Наблюдение за группой в целом (отметьте нужное)

0. Контроль отсутствует
1. Контроль индивидуальный – каждым или отдельными членами группы только за своими действиями
2. Контроль осуществляется лидером или организатором
3. Контроль осуществляется различными членами группы – как за своими действиями, так и за действиями партнеров

Участие и активность в контроле членов группы

Ученики: поставить в каждой ячейке 0, 1, или 2

0 – не участвовал(а) в контроле
1 – контролировал(а) только свои действия
2 – контролировал(а) и свои действия, и действия партнеров по группе

КОНФЛИКТЫ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ

Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 5 мин) по результатам наблюдений в ходе всего занятия

Возникновение конфликта.

Ученики: роль в возникновении конфликта поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2

0 – инициатор конфликта
1 – участник конфликта
2 – в конфликт не вступает

Разрешение (завершение) конфликта

Ученики: роль в разрешении конфликта поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2

0 – пытается настоять на своем, спорит, на компромисс не идет
1 – готов уступить, избегает столкновений
2 – ведет переговоры, аргументирует свою позицию, слушает партнера, ищет оптимальное решение

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ и КОММУНИКАЦИИ УЧЕНИКА

Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 5 мин) по результатам наблюдений в ходе всего занятия

Активность/инициативность ученика и активность группы

Ученики: поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2

0 – не проявляет активности
1 – активен(активна), но инициативы не проявляет
2 – активен (активна), проявляет инициативу

Ориентация на партнера и согласованность позиций (децентрация) группы

Ученики: поставить в каждой ячейке 0 или 1

0 – не слушает, перебивает, не учитывает мнения партнера
1 –прислушивается к партнеру, старается учесть его позиции, если считает верной

Лидерство

Ученики: поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2

0 – стремления к лидерству не проявляет, довольствуется ролью «ведомого»
1 – проявляет стремление к лидерству, в команде работать не умеет
2 – проявляет стремление к лидерству, умеет работать в команде «на вторых ролях»

Карта наблюдения эксперта позволяет оценить состояние и динамику развития метапредметных УУД обучающихся.

В итоговой защите представленных группами «продуктов» жюри использует

6. Оценочный лист защиты проекта

Каждый критерий оценивается по 5- бальной шкале

По результатам проведения проектных задач оформляется протокол «Сформированность метапредметных образовательных результатов» по каждому обучающемуся и классу в целом, что это дает педагогу возможность оценить уровень сформированности метапредметных УУД и наметить для себя направления их дальнейшего развития по отношению к каждому ребенку и классу в целом

Опыт работы над проектной задачей освещается на школьных городских и региональных семинарах и конференциях, освещён на сайте школы,

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Почтовая рассылка
Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2018 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.