РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование этнокультурных технологий на уроках окружающего мира в начальной школе

В настоящее время этнокультурный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает этнокультурный компонент.

Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоконравственного, толерантного к народам мировой цивилизации. Этнокультурное образование способствует: приобщению детей к родной этнической культуре, усвоению знаний о культурах иных этнических общностей и их представителей; осмыслению общего, особенного и единичного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию этнической толерантности и уважения, формированию готовности и умения жить в этнокультурной среде (Федорова, 2017).

В соответствии со стандартами этнокультурное образование реализуется, во-первых, через введение в учебный план специальных дисциплин этнокультурной направленности, во-вторых, через интеграцию этнокультурного компонента в содержание традиционных предметов, в-третьих, – во внеучебной деятельности. (Шукаева, 2016)

Межпредметная интеграция с использованием материала этнокультурного компонента активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории города, села; происхождению фамилий, имён, названию городов, сёл, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока.

Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится и то, что им ближе. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой Родины и вырабатывает активную жизненную позицию (Вольтов, 2011).

Ребёнок младшего школьного возраста по своей природе исследователь, который с большим интересом исследует и знакомится с окружающим миром. Стремление ребёнка к исследованию окружающей действительности предопределено и генетически. Очень важна именно ранняя организация проектно – исследовательской деятельности. Умения и навыки исследования, самопостижения истины становятся особым стилем учебной деятельности, происходит трансформация обучения в самообучение. Основы исследовательской деятельности – это неотъемлемая составляющая образовательного процесса. Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира. Из своего небольшого опыта, я сделала вывод, что использование этнокультурного материала вызывает неподдельный интерес у младших школьников.

Работая по учебнику «Окружающий мир» Плешакова УМК «Школа России» я систематизировала материал по этнокультурному обучению детей:

1 класс: При изучении темы «Что такое Родина?». Учащимся предлагается выполнить проект «Моя малая Родина».

Цель проекта: Систематизация знаний о малой Родине.

Задачи проекта:

  • Расширить знания о родном городе, закрепить понятия «малая Родина».
  • Познакомить с историей возникновения города, с памятниками истории и культуры города, воспитывать бережное отношение к ним.
  • Подготовить иллюстративный материал о малой Родине.

При изучении темы «Что мы знаем о народах России?», происходит знакомство учащихся с народностями, которые населяют нашу страну, учащиеся узнают о традициях и обычаях, праздниках, религиях разных народов. В том числе, узнают и о коми-пермяках. Учащимся предлагается выполнить исследование.

Цель исследования: найти информацию о национальном костюме коми-пермяков, о национальном блюде, о традициях и праздниках коми-пермяков.

Задачи:

  • найти информацию и фотоматериал о коми-пермяках.
  • подготовить сообщение.

2 класс: После изучения тем «Родная страна», «Город и село» учащимся предлагается выполнить проект «Мое родное село», «Мой родной город».

Цель проекта:

  1. Изучение истории села (города);
  2. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  3. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому своего народа.

Задачи проекта:

  1. Расширить представления о родном крае.
  2. Познакомиться с историей родного края, его месторасположением, достопримечательностями, культурой, традициями.
  3. Подготовить сообщение и иллюстративный материал о родном городе (селе)

После изучения тем, «Какие бывают растения?», «Какие бывают животные?», учащиеся выполняют проект «Красная книга».

Цели проекта:

  • Узнать, что такое Красная книга;
  • Познакомиться с редкими видами растений и животных, занесённых в Красные книги Пермского края, России и мира, изучить особенности некоторых из них;
  • Понять важность и значимость охраны животных и растений Красной книги.

Задачи проекта:

  • Знакомство с Красной книгой;
  • Развитие интереса к окружающему миру;
  • Формирование заботливого, бережного отношения к природе.
  • Подготовить сообщение и наглядный материал о животных и растениях, занесенных в «Красную книгу» Пермского края.

При изучении темы «Что такое погода?», создали коллективный сборник: «Народные приметы». Народные приметы имеют большую ценность в деле воспитания, умственного развития учащихся, в формировании наблюдательности и способности анализировать окружающий мир.

3 класс: «Разнообразие природы родного края»

Цель: познакомиться с разнообразием природы моего края, его животными и растениями, составить книгу о природе нашего края.

Задачи:

  1. Найти информацию и иллюстративный материал о растениях и животных нашего края
  2. Составление книги о природе родного края.

«Экономика родного края»

Цель: изучить состояние экономики своего региона, узнать, какие отрасли промышленности в нем развиты, какие заводы, предприятия промышленности, машиностроения или сельского хозяйства являются его гордостью.

Задачи:

  • сбор информации и фотографий об экономическом развитии региона.

При изучении темы: «Человек и его здоровье» учащиеся защищали свои проекты: «Как питались наши предки», «Как лечились наши предки» в сравнении с современной жизнью человека.

Дети, обратившись к опыту наших предков – как они сохраняли своё здоровье, как питались, как лечились, если заболевали – пришли к выводу, что всё было «природное», «натуральное», человек жил в гармонии с природой.

4 класс: Тема «Сокровища земли под охраной человечества». Проект «Охрана природы в нашем крае».

Цель: познакомиться с природой Пермского края, ее многообразием, узнать о редких видах растений и животных, встречающихся в крае и об охране окружающей среды края.

Проект «7 чудес края»

Я убедилась, что использование материала с содержанием национальных, региональных и этнокультурных особенностей на уроках окружающего мира в начальной школе способствует расширению и углублению знаний, развитию творческого подхода к решению проблемы, повышает эффективность урока, а также, что очень важно, является средством повышения познавательной активности и самостоятельности обучающихся.

Литература:

  1. Федорова С. Н., Этнокультурные технологии в современном образовательном процессе// Образовательные технологии. – 2017. - №1
  2. Шукаева Т. М., Этнокультурное образование в условиях введения ФГОС// Евразийский Союз Ученых. – 2016. -№3
  3. Вольтов А.В., Модели основной образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов. Начальная школа. – Москва: Просвещение, 2011.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены