РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование метода моделирования в обучении младших школьников окружающему миру (раздел «Человек и общество»)

Младший школьный возраст является началом формирования учебных действий у детей. В то же время моделирование – это действие, которое выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие виды деятельности человека и выходит на новый уровень своего развития. С помощью моделирования можно свести изучение от простого, незнакомого - к знакомому, то есть сделать объект доступным для тщательного изучения.

Необходимость владения методикой моделирования в начальной школе связана с необходимостью решения психологических и педагогических задач. Когда ученики строят различные модели изучаемых явлений, этот метод выступает в роли учебного средства и способа обобщения учебного материала. Именно моделирование в наибольшей мере отвечает задаче формирования у обучающихся знаний об исторических эпохах. Так как модели делают «видимыми» невидимые связи, где объекты соединены стрелками или линиями. Модели облегчают учащимся понимание связей, служат опорой для запоминания и воспроизведения знаний о них. Вместе с тем, процесс моделирования предполагает непосредственное участие детей в построении моделей. Всё это активизирует их познавательную деятельность.

Познавательные модели обеспечивают получение нового знания, а учебные создаются для овладения знанием. Модель всегда содержит в себе элемент упрощенного уподобления объекту. Ребёнок запоминает информацию, так как пользуется краткими смысловыми и качественными моделями.

Моделирование – это метод для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации. Под ним может пониматься изготовление моделей реальных предметов или явлений.

Наиболее подходящие модели для целей обучения младших школьников «окружающему миру» (раздел «Человек и общество»): предметные, предметно - схематические и графические. Предметные –это копии предметов, их конструкции (например, жилище славян, памятники истории и культуры сделанные из пластилина, из картона, из дерева, из папье-маше или других материалов. Такие модели встречаются промышленные (например, модели орудий труда). Их изготавливают специально на предприятиях для учебных целей. Также модели может изготовить сам учитель, ученики или их родители, либо совместно.

Предметно – схематические модели выделяют существенные компоненты объекта и обозначаются с помощью условных знаков, например, план и карта. Допускается использование схем, таблиц, аппликаций, рисунков и т.д.

Использовать такие модели можно по разному:

  • вариант первый – ученики воспринимают готовую модель-схему изучаемого объекта или явления. Например, после рассказа учителя о древнем Киеве и показ схемы «древнего Киева», предлагаются готовые распечатанные шаблоны, в которые необходимо вписать необходимые названия.
  • вариант второй – ученики участвуют в составлении модели-схемы.
  • вариант третий – ученики сами составляют модель-схему на основе имеющейся и вновь получаемой информации об изучаемом объекте, явлении.

Очевидно, что требования Стандарта к овладению учениками знаково-символическими средствами для создания моделей изучаемых объектов и процессов наиболее продуктивными являются второй и особенно третий варианты.

Так, по теме «Золотое кольцо России» обучающимся можно предложить самостоятельно создать предметную модель достопримечательностей Золотого кольца России из пластилина. В дальнейшем происходит демонстрация готового результата, это поможет наиболее эффективно дать представление учащимся о том, какие города входят в состав «Золотого кольца России» и какие достопримечательности в них есть. А затем можно объединить разные виды моделей и сделать на картоне макет «Города «Золотого кольца», нанеся на него схему городов и разместив уже готовые предметные модели достопримечательнсотей.

Графические или знаковые модели (графики, диаграммы, лента времени и др.) – эти модели доступны детям еще с дошкольного времени (на дописьменном этапе). Например, схемы-лесенки, выстраивают цепочку дат и событий, которые непосредственно привели к тому или иному значительному факту истории. Заполнение «Ленты времени» представляет собой динамическую модель, ученики сначала ее рисуют, потом заполняют: делят ее на отрезки, обозначают года и века и находят на ней место для тех или иных событий. Они даже могут показать на ленте, что события происходили параллельно.

По теме «Великая Отечественная война» возможно создать предметно – схематическую модель в виде лепбука, то есть самодельной интерактивной тематической папки с кармашками, окошками, дверками, подвижными деталями, вставками, в которой находится систематизированный материал, который предназначен для изучения, закрепления и повторения знаний, в том числе и иллюстрации в виде рисунков, буклетов, небольших текстов, в любой форме по какой-то определенной теме, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию. В такой модели можно разместить хронологическую линейку событий, информацию об орденах и медалях, присуждаемых во время Великой Отечественной войны, факты о войне, информацию о персоналиях, о планах сторон и символике, карты и схемы.

Если модель изготавливает учитель, то ученики ее изучают, она помогает им в закреплении материалов урока. Но конечно самое эффективное, когда ученики участвуют в составлении модели-схемы в сотрудничестве с учителем или с родителями на основе имеющейся и вновь получаемой информации об изучаемом объекте, явлении.

По теме «Страны Бенилюкс» можно разработать графическую модель (в виде таблицы), чтобы ученикам было понятнее какие страны входят в состав Бенилюкс. Также данную модель возможно представить в трех разных вариантах. Вариант первый – готовая схема, где каждая ее колонка уже заполнена самим учителем, дается обучающимся для изучения нового материала. Второй вариант – схема, где отсутствуют некоторые колонки (их обучающиеся должны заполнить самостоятельно или работая в парах). И третий вариант – полностью пустая таблица, которую ученики должны заполнить самостоятельно, такой вариант подойдет для закрепления изученного материала или для контроля.

Использовать метод моделирования нужно уже с первого класса, для того чтобы ученики привыкали к самостоятельной деятельности и были готовы изложить материал используя какой-либо вид модели. Овладение учащимися знаково-символическим моделированием на ступени начальной школы становится действенным инструментом развития у них функциональной грамотности.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены