РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных организациях дополнительного образования

В настоящее время исследовательская и проектная деятельность занимает значительную нишу в системе образования. Организация этой деятельности требует грамотного и научно-обоснованного подхода.

Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность, связанная с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Поскольку исследовательская и проектная деятельность так или иначе связаны с поиском новых знаний, информации, активизации личности ученика, то такая деятельность имеет схожие цели и задачи.

В настоящее время характер учебного процесса представляет собой модель взаимодействия «учитель»— «ученик», где первый транслирует знания, а второй их усваивает. Как правило, это происходит в привычной классно-урочной системе обучения. Репродуктивные методы не дают возможности ученикам самостоятельно мыслить, добывать информацию, анализировать, поэтому педагог должен выступать в роли наставника, руководителя, помощника в поиске новых знаний. И если в классно-урочной системе, в достаточно жестких рамках, реализация данного подхода может стать проблематичной, то дополнительное образование имеет все возможности для его использования.

Исследовательская деятельность в дополнительном образовании может эффективно реализовываться, поскольку образовательные программы здесь достаточно гибкие и выстраиваются под особенности контингента обучающихся. Здесь могут активно использоваться самые разнообразные формы работы педагога, как групповые, так и индивидуальные.

Исследовательская деятельность позволяет обучающимся максимально раскрыть свой творческий потенциал, активизировать познавательную деятельность, позволяет проявить себя, приложить свои знания, принести пользу другим. В процессе исследования определенной темы, обучающийся учится выделять и исследовать проблему, ставить цель и задачи, работать с информацией, планировать свою деятельность, анализировать, правильно оформлять и представлять полученные результаты,

В организациях дополнительного образования проектная и исследовательская форма работы с обучающимися должна быть приоритетной, поскольку здесь нет жёстких рамок классно-урочной системы. Проведение исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат, поэтому целесообразно проводить ее не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве занятия. Например, проблемное введение в тему занятия, групповая работа: планирование и выполнение практического задания.

Оценивая успешность обучающегося в исследовательской деятельности, необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание успешности и результативности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

Система дополнительного образования детей, ориентируется на деятельностный характер образовательного процесса, на добровольность вовлечения обучающихся в этот процесс, на гибкость организационной структуры и содержания деятельности, создает необходимые предпосылки для исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Таким образом, важно отметить, что где бы мы ни занимались исследовательской деятельностью с обучающимися необходимо помнить, что главный результат этой работы - формирование и воспитание личности, владеющей исследовательской технологией на уровне компетентности.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены