РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Здоровье по-английски

Актуальность. Ответственность разных участников образовательного процесса.

В настоящее время, к сожалению, лишь небольшая часть выпускников школы может считаться полностью здоровой. В связи с этим, а также в соответствии с Законом РФ «Об образовании», все больше внимания уделяется условиям, гарантирующим охрану, укрепление и развитие здоровья обучающихся [3].

Эти условия создаются, гарантируются и контролируются как государством и администрацией ОУ (прежде всего - гигиенические условия на уроках: физиологически обусловленная мебель, освещение, температура учебных помещений, организация отдыха на переменах), психологами и социальными работниками (помощь в решение психологических и социальных проблем учащихся), так и педагогами-предметниками. Именно от планирования и организации учебной деятельности во время уроков в значительной степени зависит результат деятельности ОУ по здоровьесбережению учащихся и формирования у них ценностного отношения к своему здоровью. Умение педагога отбирать, рационально использовать и чередовать формы, методы, приемы и способы обучения, позволяют учащимся легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья.

В связи с этой ответственностью встает вопрос – соответствует ли типичный урок английского языка требованиям здоровьесбережения?

Требования к уроку с позиций здоровьесбережения в целях сохранения здоровья школьников и их реализация на уроках английского языка.

В целях сохранения здоровья школьников рекомендуется:

  1. Разнообразие видов учебной деятельности (рекомендуемая норма 4-7 видов за урок) снижает утомление на уроке. Чередование видов деятельности (рекомендуемая норма – через 10-15 минут) происходит на уроках английского языка во всех параллелях. Любой урок состоит из нескольких частей [1, 2, 4, 5].
  2. Он начинается с организационного момента, когда учитель приветствует учеников, проверяет готовность учащихся к уроку, создает атмосферу иноязычного общения, а учащиеся приветствуют учителя, включаясь в речевую деятельность.
  3. Любой типичный урок английского языка предваряет фонетическая и речевая зарядка (Warming up).
  4. С последующей постановкой целей и задач урока (Objectives) и мотивацией на дальнейшую работу по теме.
  5. Далее следует актуализация знаний, т.е. воспроизведение известных знаний, их осознание, обобщение и связывание знаний с новыми условиями и данными. В процессе актуализации или в результате ее часто создается проблемная ситуация и формулируется учебная проблема. Новое знание вводится с помощью контекста, и учащиеся выступают в роли исследователей, сами выводя это новое знание (значение слов, правило), опираясь на предоставленный материал. При этом новый материал вводится вместе с развитием различных навыков восприятия языка и различными видами учебной деятельности даже при наличии одного ведущего (например, чтение (Reading) или аудирование (Listening) и словарная работа (Use of English)), что препятствует утомлению от однообразия на уроке.
  6. На этапе обобщения и систематизации знаний, используются разные методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения - свободная беседа, обсуждение в группах, ролевые игры и др. Соревновательный момент способствует поддержанию мотивации к обучению, снимая напряжение.
  7. Физкультминутка.
  8. Применение знаний и умений в новой ситуации также проводится разнообразными методами с помощью различных навыков, как пассивного восприятия, так и развитием активного владения языком.
  9. Контроль усвоения (фронтальная работа или индивидуальная самостоятельная), обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (в том числе, перекрестная и самокоррекция).
  10. Домашнее задание.
  11. Рефлексия. Подведение итогов.

Снятие физического утомления во время урока имеет большое значение. Для этого важны смена позы, что происходит как во время физкультминутки, так и при работе в парах и группах.

Организация работы в таком режиме широко практикуется не только при отработке навыка говорения (Speaking), но и при изучении лексики и грамматики (Use of English). При этом смена партнеров (и, соответственно, рабочего места) способствует не только физической разгрузке, по и развитию речевых навыков общения с разными людьми.

Физкультминутка представляет широкий спектр возможностей не только для снятия мышечного и глазного напряжения, но и для изучения языка, причем не только лексики, но и грамматики (например, простая гимнастика для всего тела и конечностей - Буги-Вуги - [ 6,7] позволяет не только выучить названия частей тела, но и коснуться темы «единственное и множественное число существительных». Движения можно делать с разной скоростью, в зависимости от уровня подготовки учащихся [7, 8]. Пальчиковая гимнастика позволяет не только отработать произношение трудных звуков [9], но и названия членов семьи [ 10 ] и названия пальцев, что позволит расширить словарный запас [ 11]. Лексику можно подобрать для любой возрастной группы [12, 13, 14]

Пропаганда культуры здоровья. Формирование потребностей и качеств, способствующих развитию здоровья.

При этом под понятием «здоровье» подразумеваются:

  • физическое здоровье (правильное питание, здоровый образ жизни, спорт);
  • психическое и социальное здоровье (отношения в семье, школе, обществе);
  • экологическое мышление (отношение с природой и окружающей средой).

Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация связей образа жизни и поведения со здоровьем, информация о возможных последствиях неверного выбора способствуют формированию отношения к человеку и его здоровью как к ценностям и развитию потребности в здоровом образе жизни и безопасном поведении.

В качестве иллюстрации ниже представлены темы по программе 9 класса общеобразовательной школы (УМК «Spotlight» [1]):

  • Семейные отношения (сс. 28-30),
  • Отношения с соседями (с.32),
  • Отношения с друзьями (с.SS1),
  • Защита животных и окружающей среды (сс.38-39), с.110, с.132,
  • Загрязнение окружающей среды (сс.70-71), сс. 134-135,
  • Опасные животные (с.117),
  • Интернет-зависимость (с.66),
  • Видеоигры (сс.114-115),
  • Добровольный труд (помощь природе, животным, социальная работа) (сс.90-91), (с.131),
  • Здоровые привычки и питание (сс.112, 113),
  • Самозащита (сс.118-119),
  • Как выжить в лесу (практические советы) (с. 128-129),
  • Вызовы судьбы (подростки-инвалиды) (с. 122-123), с.133.

Наличие на уроке эмоциональных разрядок с помощью игр (особенно в начальной школе), шуток (Smile,Words of Wisdom) а также цвето- и музотерапии. Красочно иллюстрированные учебники, ЭОР, а также музыкальные заставки перед упражнениями и наличие песен способствуют созданию и поддержанию психологически комфортного климата на уроке на уроках английского языка и позволяют уходить от монотонности и однообразия воздействия на зрительные и слуховые рецепторы.

Заключение.

Таким образом, грамотное планирование учебной деятельности учащихся на уроках английского языка может не только сделать их яркими и запоминающимися, тем самым способствуя эффективности учебной работы, но и сделать их менее утомительными и направленными на сохранение, поддержание и развитие здоровья учащихся.

Литература.

  1. Ваулина Ю.Е., Эванс В., Дули Дж., Подоляко О.Е. УМК «Английский в фокусе» для 9 класса. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2010.
  2. Ковалева А. Г. Конспект урока английского языка в 5 классе "Типичный английский дом" https://multiurok.ru/smart-star2015/files/konspiekt-uroka-anghliiskogho-iazyka-v-5-klassie-tipichnyi-anghliiskii-dom.html
  3. Назарова Г.Ю. Требования к уроку с позиций здоровьесбережения http://pedportal.net/starshie-klassy/fizika/trebovaniya-k-uroku-s-poziciy-zdorovesberezheniya-392668
  4. Mugglestone P. “Challenges” Teacher’s Handbook. Essex, England: Pearson Education Limited, 2007.
  5. HarrisM., Mower D., Sikozynska A., Sokolova I. “New Opportunities Russian Edition Pre-Intermediate Teacher’s Book. Essex, England: Pearson Education Limited, 2006.
  6. https://www.youtube.com/watch?v=9YRIMQMw5CQ
  7. http://www.lovelylanguage.ru/for-kids/english-songs/266-hokey-pokey
  8. http://littlebabybum.com/if-youre-happy-and-you-know-it-clap-your-hands-nursery-rhymes-hd-version-from-littlebabybum/
  9. https://www.youtube.com/watch?v=rLPzNpws7MU
  10. https://www.youtube.com/watch?v=YJyNoFkud6g
  11. https://www.youtube.com/watch?v=3xqqj9o7TgA
  12. https://www.youtube.com/watch?v=ka7d-13iWbA
  13. https://www.youtube.com/watch?v=Ns91jtuPHZI
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены