РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Методические приемы преподавания курса ОРКСЭ

Методические приемы преподавания курса ОРКСЭ

Нам, учителям, известно, что у младших школьников интеллект следует за эмоциональной сферой, а память имеет наглядно-образный характер, что они лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, а не логические связи. Однако, преподавание такого предмета, как ОРКСЭ, только в рамках класссно – урочной системы, уже традиционно.

Современный урок должен быть модернизирован. Основной методический прием – увлекательный, но очень простой и доходчивый рассказ учителя.

Урок должен сопровождаться мультимедийными иллюстрациями. При объяснении материала на современном уроке обязательно должен присутствовать звук. Как разнообразна религиозная музыкальная культура! Музыка - самый понятный всеобщий язык, она идет от сердца к сердцу. Музыка И. С. Баха и П. И. Чайковского объединяет людей и возвышает их мысли и чувства, хотя Бах и Чайковский принадлежали к разным христианским конфессиям. Музыкальные образы не только вызывают встречные эмоции, но и объясняют философию различных религий.

Можно использовать на занятиях в качестве иллюстраций музыкальные памятники. Это может быть поэзия, прозаические художественные отрывки: классических месс и реквиемов, которые очень украсят урок.

На уроках можно использовать видеофрагменты с изображением волшебных и мудрых восточных сказок, притч (например, в буддийском предании).

Уместно было бы использовать альбомы любого солидного художественного музея, в качестве иллюстративного материала - репродукции икон, фотографии с изображением памятников архитектуры…

Многие уроки по курсу невозможны без использования настенных карт и атласов. Можно использовать общегеографические или исторические карты, а также карты, отражающие расселение народов России.

Экскурсии. Рассказ о православии будет во много раз эффективнее и интереснее, если дополнить его впечатлениями от осмотра храма, стоящего на соседней улице. В ходе такой мини экскурсии можно познакомить учащихся с его архитектурой и устройством.
Экскурсии в музеи. Сегодня многие музеи работают с младшими школьниками. Это форма обучения очень древняя, рекомендации проводить экскурсии содержатся ещё в уставе учебных заведений 1801 года.

Среди современных образовательных технологий в последнее время получил широкое распространение «метод проектов». Проектная деятельность учащихся наиболее уместна в рамках тем, посвященных истории тех или иных религий в конкретных регионах России. Такие проекты как: газеты, спектакли, песни, инсценированные сказки…

Классные тематические часы, прежде всего ориентированные на укрепление семейных ценностей. Дети обычно с гордостью рассказывают о своей семье – семейные торжества, блюда, одежда, предметы быта, для чего они используются и какое им придаётся значение. Должны быть классные часы, посвящённые знакомству с традиционными православными праздниками. Это не вызовет возражений родителей, даже исповедующих другие религии, потому что это путь знакомства с историей и традициями России. На уроках или классных часах также можно обсудить духовно-нравственный смысл пословиц.

Лучше всего подходит к предмету ОРКСЭ проблемная лекция с элементами дискуссии. Проблемный метод заключается в том, что учитель ставит проблему, создаёт проблемную ситуацию и сам показывает пути и способы её решения. Дискуссия даёт возможность привлечь учащихся к диалогу, учебный материал осваивается не на уровне воспроизведения, а более осознанно, на уровне творчества.

Также на уроках возможна организация групповой работы учащихся. Если в группе возникает конфликт, надо дать детям самим найти решение. Прочтение любой притчи может стать поводом для беседы и обсуждения: «Как вы понимаете смысл этой притчи? Как вы думаете, о чём этот сюжет? Как вы относитесь к описываемым событиям?». Возможно использование таких текстов как: Притча о блудном сыне, Суд царя Соломона или Иосиф и братья. Для этой работы стоит привлечь известные художественные произведения, в конце предложить детям самим в группе сформулировать вывод.

Урок только тогда будет технологичным, когда учитель в первую очередь планирует деятельность учащихся, а потом – свою, преподавательскую. Поэтому методика и технология взаимно дополняют друг друга.

При подаче материала следует четко обозначать позиции, не отдавая предпочтения ни одной из них.

Современный учитель ведет и пополняет собственные тематические папки, которые, при современных информационных средствах, конечно же, приобрели другую форму и стали более эффективны. В них он заносит новейшие сведения, появившиеся в области преподаваемого предмета, проблемные вопросы и задания, тестовые материалы и т. д.

Для успешной подготовки важно, чтобы у педагога не было проблем с фактическими знаниями, чтобы он уверенно владел учебным материалом.

Попель Татьяна Ивановна17.01.2014 38200 Новые ФГОС
Всего комментариев: 0
avatar