РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Урок русского языка в 3 классе "Определение склонения сущ., стоящего в косвенном падеже"

Урок русского языка в 3 классе

Тема урока:
Определение склонения
существительного, стоящего
в косвенном падеже.

УМК: система Л.В. Занкова
Учебник: А.В. Полякова «Русский язык 3 класс»

Учебник, часть 2
Тема: Определение склонения существительного, стоящего в косвенном падеже.

Урок: 6
Основное содержание урока:

Определение склонения существительного, стоящего в косвенном падеже

Цели:
Развивающая
1.Учить ставить задачу урока самими учащимися, выводить правило.
2.Формировать самооценку и самоконтроль.
3.Развивать внимание, память, логическое мышление.
4.Развивать речь учащихся.

Воспитывающая
1.Воспитывать аккуратность, прилежность.
2.Прививать любовь к русскому языку.

Обучающая
1.Совершенствовать навыки определения склонения имён существительных в начальной форме.
2.Научить определять склонение существительного, стоящего в косвенном падеже.

Тип урока:

Урок изучения нового материала

Методы проведения урока:
Побуждающий диалог, выдвижение гипотезы, исследование

Формы работы:

Общеклассная, самостоятельная, индивидуальная.

Оборудование:
доска, карточки с текстами, карточки – памятки, карточки – алгоритмы, учебник, тетрадь.
Ход урока

1.Организационный момент. (1 мин)
-Проверили посадку. Стараемся писать в тетради чисто, красиво и грамотно!

2. Актуализация опорных знаний (13 мин)

-Слушаем внимательно предложение и записываем слово на заданную орфограмму.

1 орфогр.: Непроизносимый согласный в корне слова.
Над полями и лесами светит яркое солнце.

2 орфогр.: Парный согласный в середине слова.
От теплых лучей ожила первая травка.

3 орфогр.: Парный согласный в конце слова
Потемнел крепкий лед на реках и озерах.

4 орфогр.: Ь - Показатель мягкости.
Как хороша весенняя капель!

5 орфогр.: Двойная согласная в корне слова.
Группа ребят отправилась в лес.

6 орфогр.: Гласные после шипящих.
С наступлением весны жизнь в лесу пробуждается.

(Дети слушают предложения (читаю каждое предложение 2 раза) и пишут в тетради слова в строчку, через запятую. Ручкой с зеленой пастой подчеркивают заданную орфограмму)

-Проверяем внимательно и доказываем написание.
Образец ответа:
( в слове солнце непроизносимый согласный ₍л₎ - проверочное слово солнечный)

На доске появляется запись:
Солнце, травка, лёд, капель, группа, жизнь.

-Посмотрите, может быть я выписала лишне слово или, наоборот, не написала какое-то слово. Кто со мной не согласен?
(Миша Р. выписал из 3-го предложения слово крепкий.
«Я понял! Надо с парной согласной на конце слова, а в слове «крепкий» в середине)
(3 ученика исправили ошибки до проверки с доски.)
-У кого так, поставили на полях (+)
-Что общего у этих слов?
(Люся П. – Это всё существительные в ед.числе, И.п.
Саша А. - Да, они в Н.Ф.
Лера Ш. - Каждое слово начинается с согласной)
-Все верно! Какое задание к этим слова я могу вам дать?
( Лайма Я. – Разделить на группы.
Влада М. – Насти лишнее слово.
Артем Г. – Определить склонение.)
-Да, нужно определить склонение у данных существительных.
- Сколько склонений в русском языке ?
( Равиль Г. – 3 )
- Как определяем склонение у существительных в Н.ф. ?
( Егор С. – Мы знаем алгоритм )
-Зеленым цветом запишите его у себя в тетради.
-На доске составит Настя К.
На доске появляется запись :
Н.ф.(И.п., ед. ч.)- род, окончание - склонение

(Ученица проговаривает алгоритм вслух)

-Определите склонение.
(Над каждым словом ставят цифру 1,2 или 3 )
-Проверяем.
(Дети говорят, какие имена существительные к какому склонению относятся.
Например: солнце – сущ. ср. р.(оно моё), окончание –е, значит, 2 скл.)

(Два ученика слово капель отнесли ко 2 склонению, остальные ребята сделали задание без ошибок)

-Какая задача стояла на предыдущих уроках русского языка ?
(-Определение склонения существительных в Н.ф. )
3. Постановка учебной задачи (7мин)

-Определим задачу на данный урок.

-Возьмите карточку №1
-Прочитайте отрывок стихотворения С.Есенина сначала про себя, чтобы выразительно прочитать вслух и сказать о чем оно.
1.
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
(Оля С. читает вслух.)
-О чем это стихотворение?
(-О лесе.)
-О каком?
(-О зимнем)
-Какие литературные приемы использовал С.Есенин в своем стихотворении, чтобы оно стало красивым?
(-Олицетворение: дремлет, подвязалася;
-Сравнение : словно белою косынкой)
-Найдите имена существительные в данном стихотворении и поставьте под ними (.)

-Сколько имен сущ. нашли ? (6)

(Дети проверяют и доказывают с карандашом в руках.
По ходу проверки 2 ученика не отметили сущ. сна)

-Определите падеж данных существительных.

(В помощь над доской висит алгоритм определения падежа:
1. Найти слово, от которого зависит данное сущ.
2. Поставить от него вопрос. )

-По цепочке проверяем, исправляем ошибки ручкой с зеленой пастой.
(3 ученика нашли ошибку во время проверки, 2 ученика исправили до проверки.)
-Что еще можем определить у данных существительных?
(-Склонение)
-У каких сущ. вы легко определили склонение?
(-лес, сосна)
-Почему?
( Ваня Г. – Они в Н.ф., и мы знаем алгоритм)
-Кто определил склонение у других сущ. ?
(2 ученика подняли руку)
-Почему у остальных сущ. труднее определить склонение?
(Вероника М- они не в Н.ф.)
-Как еще можно сказать?
(Артем Г. – они в косвенных падежах)

-Итак! Задача данного урока?

(Миша К.- Мы должны научиться определять склонение существительного, которое стоит в косвенном падеже)
На доске под знаком ! написано:
Сущ. в косвенном падеже

-Вернемся к стихотворению чуть позже.

Физкультминутка(1 мин)

4 . «Открытие» детьми нового знания (9мин)

-Как же нам поступить, чтобы определить склонение у сущ., которое стоит в косвенном падеже?
(Люся П. (ученица, которая попыталась в стихотворении определить склонение всех сущ.)
– Мы можем их поставить в начальную форму)

- У нас есть версия. Проведем исследование.

- Возьмите карточку №2 (Такой же текст на доске)

2. Наступила ранняя весна (_____________) в лесу(____________). По дорожке (_____________) побежал говорливый ручеек (_______________). Яркий луч (__________) солнца (____________________) весело заиграл в воде(______________). На пригорке (_____________) появилась молоденькая травка (____________________). Запахло смолой (_______________).

- Прочитайте предложения про себя.
-Вслух.
- Можно ли прочитанное назвать текстом?
- Докажите.
(Полина С. – Все предложения связаны по смыслу, можно дать заголовок «Ранняя весна»)
-Почему ручеек говорливый ?
( Виталий Т. – Вода журчит и ручеек как будто без умолку говорит)
-Какое настроение возникает после прочтения этого текста?
(Катя Г. – приятное, веселое,
Лера К. – весеннее, радостное)
-Итак! Какую версию проверяем? (Показывают на доску, где стоит ! и карточка : сущ. в косвенном падеже)
(Антон И. – чтобы определить склонение сущ. в косвенном падеже, надо поставить его в Н.ф.)

Три ученика по очереди работают у доски с комментированием.
( В скобках, где необходимо, пишут сущ. в Н.Ф. и определяют склонение)

-Делаем вывод.

На доске появляется алгоритм:
Сущ. в косв. падеже - Н.ф.(И.п., ед. ч.) - род, окончание- склонение

(1 ученик у доски проговаривает алгоритм)

- В учебнике на стр. 19 тоже есть вывод,
Прочитаем сравним.

5. Первичное закрепление . Самостоятельная работа с проверкой
в классе (7 мин)

-Вернемся к стихотворению.
-Списать его в тетрадь по памяти.
(Ученики выполняют это задание в такой последовательности:
1. Подчеркнуть орфограммы.
2. Прочитать орфографически.
3. Запомнить.
4. Диктовать, проговаривая слоги с орфограммами.)

-Определить склонение сущ., стоящего в косвенном падеже.

-Проверяем по цепочке.
(Образец ответа : подвязалася (чем?)косынкой – ставлю в Н.ф. (что?)
косынка –сущ. ж.р. (она, моя), окончание –а, значит, 1 склонение)

-Если есть ошибка, исправляем ручкой с зеленой пастой.
(после проверки у трех учеников было по 1 ошибке)

6. Срезовая работа ( 5 мин ).

-Запишите существительные в три столбика по склонениям.
На доске:
В избе, за домом, о маме, тенью, книгу, у озера, на площади, на пне.

1 скл. 2 скл. 3 скл.
в избе за домом тенью
о маме у озера на площади
книгу на пне

7. Итог (2 мин)

-Какую задачу ставили на уроке ?

(Таня Ф. – Как определить склонение сущ., стоящего в косвенном падеже.)

-Для чего необходимо хорошо и быстро определять склонение сущ.?

(-Чтобы правильно писать окончания имен существительных)

-Д.з. – с 19 упр. 298 (1,2,3 пункт, добавим 4-определить склонение сущ., стоящих в косвенном падеже.)

-Урок окончен. Спасибо за работу!


Всего комментариев: 1
avatar
1 suslovasonja • 18:45, 26.01.2015

cry
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены