РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Активизация познавательной деятельности студентов на уроках химии как средство саморазвития и самореализации личности.

Активизация познавательной деятельности студентов на уроках химии как средство саморазвития и самореализации личности.

Учение, лишенное
всякого интереса и
взятое только силой
принуждения, убивает
в ученике охоту к о
владению знаниями.

Приохотить ребенка к
учению гораздо более
достойная задача, чем
приневолить.


К.Д. Ушинский

Вопросы активизации познавательной деятельности студентов относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Ведь от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Заученные студентами теоретические положения вызывают затруднения в их применении, в объяснении наблюдаемых явлений и решении задач, что требует научного осмысления полученных знаний.
Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.
В работе рассмотрены методы активизации познавательной деятельности студентов при изучении химии.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Многолетний практический опыт показал, что наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых студенты сами:
• отстаивают свое мнение;
• принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
• ставят вопросы своим товарищам и преподавателям;
• рецензируют ответы товарищей;
• оценивают ответы и письменные работы товарищей;
• занимаются обучением отстающих;
• объясняют более слабым учащимся непонятный материал;
• самостоятельно выбирают посильное задание;
• находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
• создают ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
• решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.
Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением студентов к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.
Развитие познавательного интереса - сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности школьников. В педагогике и психологии разработаны общие подходы к формированию познавательного интереса у студентов. Установлено, что интерес проявляется как к содержанию учебного материала, так и к организации познавательной деятельности. Как утверждают психологи (Абульханова-Славская К. А., Рубцов В. В., Алексеев Н. Г., .Аллахвердов В. М., Александров Ю. И.), активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация. Общеизвестно три основных мотива, побуждающих школьников учиться (Гальперин П. Я (В.С. Собкин, доктор психологических наук, академик РАО; П.С. Писаревский, кандидат педагогических наук; С.Г. Равлюк)

• интерес к предмету (сам процесс изучения доставляет удовольствие). Высшая степень интереса - это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.

• сознательность (занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься).

• принуждение (я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя). Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.
В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность уроков, активизирует познавательную деятельность студентов. Так как студенты занимаются в силу своего внутреннего влечения, по собственному желанию, то учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу того имеют хорошие оценки по предмету. У большинства неуспевающих обнаруживается отрицательное отношение к учению. Таким образом, чем выше интерес учащегося к предмету, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретенных знаний, умений и навыков.
Поэтому, для успешного обучения студентов необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями. Но как это сделать? Большинство студентов, которые приходят для обучения в ГОУ СПО «Электростальский колледж» имеют низкую мотивацию к обучению по химии. Некоторые из них не понимают, зачем они вообще изучают этот предмет, ссылаясь на то, что эти знания им никогда ни в жизни, ни в их будущей профессии не пригодятся. Конечно же, они заблуждаются, поэтому педагог на первоначальном этапе должен опровергнуть сложившееся мнение, заинтересовать подростка, развить у студентов потребность к познавательной деятельности.
На первом занятии целесообразно рассказать студентам о связи химии с жизнью, с элементами их будущей деятельности. Например, в группе специальности «Архитектура» на вводном занятии мы рассматриваем химические вещества и материалы в живописи, так как эта дисциплина занимает одно из главных мест в учебном плане специальности.
Как прекрасен и разнообразен мир искусства, особенно живопись! Какие уникальные картины и полотна созданы талантливыми художниками! Многие шедевры дошли до нас из глубины веков и радуют до сих пор, а некоторые утрачены из – за непрочности материалов. Чтобы добиться наилучшего качества своих красок и долговечности полотен, художнику зачастую нужно быть не только изографом, но и химиком.
Многие студенты- первокурсники знакомы с разными видами красок, видами грунтов, но не все умеют различать виды живописи, технику их использования, не знают, из чего изготавливаются краски. Далеко не все знают, что один из самых удивительных видов живописи энкаустика – это живопись расплавленными твёрдыми красками, связующей основой которых является пчелиный воск. Именно этим объясняется прочность энкаустической живописи.
Из школьного курса истории студенты хорошо знают, что стенная роспись, которой обычно украшались русские православные храмы, называется фреской, но далеко не все знают, что при создании фресок наряду с покупными минеральными красками русские изографы применяли цветные глины красных, жёлтых, коричневых и зелёных тонов, которые тщательно растирали на воде. Попадавшиеся в них крохотные частички кварца и слюды создавали особую фактуру живописи, слабое мерцание
.
А до 15 века наиболее распространённой техникой живописи была темпера. Для приготовления темперных красок пигменты растирали на различных эмульсиях, от которых зависели свойства красок. Для повышения эластичности красок применяли различные добавки: итальянские живописцы использовали вино и сок фигового дерева, немецкие – спирт и пиво, русские – хлебный квас.
Для приготовления наиболее «молодой» техники живописи масляной, использовали высыхающие масла, маковое, ореховое, конопляное, льняное. Самое лучшее – льняное, так как оно содержит наибольшее количество триглицеридов – ненасыщенных карбоновых кислот. При контакте с воздухом все перечисленные масла высыхают, в результате чего образуется прочная прозрачная плёнка, отличающаяся прочностью и эластичностью.
Пастель (цветные карандаши без оправы) изготавливали из красочного порошка, который смешивали с клеящим веществом (вишнёвым клеем, желатином).
(Лихачёв Д.С. « История русской культуры», М..Боссома « Искусство энкаустики», Гнедич П.П.» Всемирная история искусств», Т.В. Ильина «История искусств. Отечественное искусство».)
Вся та информация порой вызывает у студентов большое удивление и заинтересованность к изучаемому предмету.
А для наглядности рассказа о химических веществах и материалах в живописи, на занятиях по дисциплине демонстрируется презентация «Химия и искусство». В презентации мы рассматриваем состав красок, основные техники живописи, а также о современные методы реставрации; Говорим об обнаружении различных пигментов, входящих в состав красок, их химических формулах, наблюдениях, ходе определения входящих в краски ионов.
В качестве домашнего задания предлагается поработать с дополнительной литературой и подготовить ответы на вопросы, по которым на следующем уроке провести миниконференцию.
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Как изменяется масса масла, содержащегося в масляных красках, при высыхании?
2. Как в живописи используется уголь, сажа?
3. Почему синяя краска ультрамарин (натуральная) очень дорогая?
4. Свинцовые белила под воздействием сернистых соединений, например сероводорода, темнеют, а цинковые белеют. Почему?
5. Какое широко распространённое в быту средство может отреставрировать потемневшую (в результате превращения свинцовых белил в сульфид свинца) картину или икону?
6. В Древнем Египте египтянки обводили глаза краской, приготовленной из тонко растёртого малахита. Позднее этот дорогой поделочный камень использовался для изготовления зелёной краски. Какова формула малахита?
7. Сульфат бария известен художникам под двумя названиями – постоянные белила и бланфикс. Предложите различные способы получения сульфата бария. Какие пигменты- минеральные или органические используют в живописи – чаще?
8. Какого цвета, судя по названию, аурипигмент?
9. Из чего делают простые и цветные карандаши?
10. Что такое сиккативы и с какой целью их применяют в масляной живописи?
11. Объясните происхождение названия фресковой живописи.
12. Что такое темпера? Чем темперные краски отличаются от масляных?
13. Объясните название химического элемента № 24.
Экскурс в историю вопроса, использование информационных компьютерных технологий активизирует познавательный интерес студентов к предмету.
Рассмотрим изучение темы «Металлы». При изучении данной темы можно также продолжить рассказ о материалах для создания шедевров мирового искусства. На занятиях можно поговорить о меди и бронзе, их которых изготавливали издревле инструменты, копья, ювелирные изделия, орудия труда, отливали скульптуры. О позолоте, которой украшали статуи и купола, использовали в иконописи. О металлическом блеске в зеркалах, железе и жести, о чугуне, который сыграл чрезвычайно важную роль в развитии изобразительного искусства и архитектуры. О стали, из которой изготавливают всё, начиная от оружия и заканчивая ювелирными украшениями. Построить учебный процесс здесь можно по- разному.
Данную тему можно рассмотреть, активизируя СРС (самостоятельная работа студентов)
С целью лучшего выявления логической структуры нового материала студенты получают домашнее задание самостоятельно подготовить рассказ на тему «Применение металлов в народном хозяйстве и искусстве». Умение конспектировать, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у студентов теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.
На занятии студенты должны постараться не прочитать подготовленное сообщение, а доступно и интересно донести информацию до своих товарищей. СРС учит анализировать и обобщать материал, способствует развитию устной речи. Благодаря этому, студенты в последствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения.
Завершая изучение данной темы, небольшая викторина по следующим примерным вопросам:
1. Почему инструмент нанесения восковых красок (каутерий) изготавливают из бронзы?
2. Какие утилитарные цели преследует золочение куполов? Какие свойства золота делают возможность золочения?
3. Назовите не менее трёх металлов, которые в разные времена применяли для создания зеркал.
4. Какой металл называют белым золотом?
5. Чем знамениты уральские заводы в г.Касли?
6. Когда появилась первая бронзовая скульптура?
7. О каком веществе идёт речь: «В Эрмитаже хранятся два удивительных произведения: пояс, будто сплетённый из конского волоса, и браслет – тонкая паутинка, что надо себя заставить поверить, что это не чёрная шёлковая нить, а…, и.т.д.
На занятиях химии мы активно устанавливаем межпредметные связи, цитируем отрывки из литературных произведений (связь с литературой).
Например, при изучении окислительно – восстановительных реакций можно привести строчки Ю.Кузнецова «Тайны Чёрного моря»:
…Трясся Крым двадцать восьмого года,
И восстало море на дыбы.
Испуская к ужасу народа,
Огненные серные столбы.
Всё прошло. Опять гуляет пена,
Но с тех пор всё выше и плотней
Сумрачная серная геенна
Подступила к днищам кораблей…
(Речь идёт о окислительно – восстановительных процессах:
2 Н2S + O2 → 2 Н2O + 2S;
2 Н2S + 3O2 → 2 Н2O + 2SО2;)
Интересно отображают поэты явление коррозии металлов:
…На рукомойнике моём
Позеленела медь.
Но так играет луч на нём,
Что весело глядеть…
(из сборника А.Ахматовой «Вечер»)

А сколько мальчишек и девчонок в детстве не раз перечитывали Жюля Верна «Таинственный остров». Но они и не догадывались, что в этом произведении писателем описано столько химических процессов, например получение нитроглицерина:
«...Добыв азотную кислоту, Сайрес Смит подлил к ней глицерина, предварительно сгустив его выпариванием в водяной бане, и получил несколько пинт желтоватой маслянистой жидкости».
Или вот как Жюль Верн рассматривает воду как эффективное топливо будущего. Проводя электролиз воды, получают водород и кислород:
«… Какое топливо заменит уголь?
-Вода, - ответил инженер.
- Вода? – переспросил Пенкроф.
Да, но вода, разложенная на составные части, пояснил Сайрес Смит. - Без сомнения, это будет делаться при помощи электричества, которое в руках человека станет могучей силой….».
Ну, разве это не стимул чтобы перечитать или открыть для себя это произведение? И разве читая, его студент не будет обращать внимание, и стараться найти фрагменты о химических явлениях и процессах?
Иногда в литературных произведениях ребята даже находят химические ошибки, например у И.Сельвинского можно прочитать:
…Видишь – мрамор:
Это просто кальций…
На самом же деле мрамор не кальций, а соль его соль – карбонат.
Рассмотренный материал, наглядно показывает, что использование межпредметных связей способствует развитию познавательного интереса.

Изучение химии способствует развитию исследовательской деятельности студентов.
При исследовании студенты сами накапливают факты, выдвигают гипотезу, ставят эксперимент, создают теорию, делают выводы.
При изучении раздела «Химия и организм человека» мы используем как исследование домашний химический эксперимент. Например, «Определение витамина «С» в овощах и фруктах».
Для анализа используют обычную аптечную настойку йода. К 1 мл йодной настойки добавляем до 40мл прокипяченной воды, т.е. разбавляем в 40 раз. 1 мл такого раствора соответствует 0,88мг аскорбиновой кислоты. С помощью шприца можно посчитать, сколько капель находится в 1 мл разбавленного раствора йода. Для опыта понадобится также крахмальный клейстер. Добавим к 25 мл сока, отвара половину чайной ложки раствора крахмала и осторожно, по каплям, добавим из пипетки разбавленный раствор йода, постоянно взбалтывая содержимое. Внимательно считаем капли и следим за цветом раствора. Как только вся аскорбиновая кислота прореагирует с йодом, раствор окрасится в синий цвет. Определив число капель, объём израсходованного йода, можно легко рассчитать, сколько аскорбиновой кислоты в исследуемом растворе.
Данная форма работы позволяет студентам развивать познавательный интерес на всех этапах урока и при выполнении домашнего задания; позволяет управлять процессом учения; способствует развитию самостоятельности мышления и стимулирует учебную деятельность. Такой подход к учебной деятельности может быть рекомендован педагогам, так как взаимосвязь всех видов самостоятельных работ в системе обуславливает прочные знания.
Развитию познавательного интереса способствует и учебная игра.
Игра - универсальное средство воспитания, развития, обучения учащегося. В процессе игры у учащихся формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения; излагать и аргументировать свою точку зрения; внимательно выслушивать сторонников и оппонентов. В итоге развиваются интеллектуальные умения и способности: анализировать различные варианты и точки зрения; применять всесторонний подход к обсуждению явления; сравнивать и обобщать факты. Стойко поддерживается интерес к предмету.
Дидактические игры, умело применяемые педагогом на уроках, позволяют развивать творческие способности студентов, так как побуждают поисковую активность, разрушают психологическую инертность, апатию.
Можно выделить ролевые игры (КВН, викторины) и игры-тренажеры (логические цепи, игры на нахождение сходства и различия, восстановления пропущенного, на продолжения ряда, или удаление лишнего, загадки и др.).
Любая игра направлена на развитие интеллектуальной, эмоциональной сфер личности обучающегося.
Приведём несколько примеров дидактических игр, которые можно использовать на уроках химии.
Например, обобщающая игра по органической химии по теме «Карбоновые кислоты», направлена на воспитание позитивного отношения к химии, способствует развитию у студентов творческого начала, формирует умение работать в коллективе, обучает применению химических знаний по теме «Карбоновые кислоты» на практике.
К числу основных реквизитов игры относятся звезды, листы бумаги, ручки, комплект табличек с номерами от 0 до 6.
Студенческая группа делится на 6 команд по рядам. Вопросы появляются на экране. По сигналу учителя учащиеся поднимают табличку с цифрой, которая, по их мнению, соответствует правильному варианту ответа. За правильный ответ каждая команда получает звезду. Побеждает та команда, которая набирает большее количество звезд.
Примерные вопросы игры:
1 тур.
1. Содержится в водорослях, грибах, лишайниках. Ее соли и сложные эфиры называются сукцинатами.
2. Содержится в желудочном соке, в соленых огурцах. Применяется при дублении кожи, для подкисления безалкогольных напитков, ее соли называются лактатами
3. В природе встречается в виде кислых солей калия и натрия в щавеле, кислице, лишайниках. Ее соли называют оксолатами.
4. Кислота и ее соли применяются как консервирующее средство в производстве пищевых продуктов и в медицине.
5. Находится в выделениях желез муравьев, в иглах ели, в ворсинках жгучей крапивы и в поте животных.
6. Соль гексановой кислоты
7. Соль метановой кислоты.

2 тур «Эстафета»
Первый участник на листе составляет одну формулу вещества, дает название и передает листок второму участнику команды. По количеству правильных ответов команда получает звезды.
Из приведенных частиц составьте формулы органических соединений, дайте им названия.
CH3- , C2H5- , C3H7- , C6H5- , C4H9- ,

CH2=CH- , -OH , -COOH, -COH

3 тур: «Химические свойства».
1. Реакция, в результате которой образуется сложный эфир.
2. Реакция, в результате которой образуется сильная кислота
3. Реакция, с помощью которой можно распознать муравьиную кислоту
4. Реакция, в результате которой из непредельной кислоты образуется предельная карбоновая кислота
Финал
Из букв данного слова составьте химические слова.
Декарбоксилирование

После выполнения заданий – конечно подведение итогов, выставление оценок и выявление лучших химиков группы.
Проведение занятий в игровой форме способствует повышению успеваемости, т.к. не желая отставать от товарищей и подвести свой коллектив, ученики начинают больше читать по предмету, тренироваться в решении задач. Такие уроки разнообразят процесс обучения.
Широкое использование раздаточного материала на уроке тоже развивает познавательный интерес студентов. Например, по теме «Первоначальные химические понятия» можно использовать игровые карточки-задания "Заполни поле", где предложить студентам заполнить нижнее игровое поле значениями относительных молекулярных масс соответствующих веществ.
(CuOH)2CO3 NaOH
H2SO4
Мr
По теме «Классификация неорганических соединений и их свойства» предложить игру «Крестики-нолики»:
По какому признаку можно классифицировать соли? Вычеркни правильный ряд солей.

NaCl
Li2 SO4
Pb(NO3) 2 NaHS
CaCO3
Na2SiO3
Na3PO4
Cu(OH)Cl
Zn(OH)NO3

Особый интерес студентов вызывает такая форма занятия, как блиц – турнир.
Ребята сами с большим энтузиазмом участвуют в подготовке таких заданий. Например, командный блиц – турнир по теме "Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева".
Учитель предлагает студентам, определить о каком химическом элементе идет речь:
Варианты вопросов:
А) из истории открытия
- Элемент, который светится, открыт отставным солдатом, гамбургским купцом Брандом;
- Элемент, название которого от греческого - зловонный, открыт Баларом и Левингом в 1826 г.;
- Элемент, название которого от греческого - рождающий воду, открыт Кавендишем в 1776 г.;
- Элемент, название которого от греческого - Франция, его существование предсказал Менделеев на основании открытого им периодического законы в 1871г.;
- Элемент, название которого от греческого - "Германия";
- Элемент, название которого от латинского - "утренняя заря, аура", был известен еще древним цивилизациям;
- Элемент, название которого от греческого - "фиолетовый";
- Элемент, названный в честь немецкого физика-теоритика А. Энштейна, обнаруженный среди осколков деления при термоядерном взрыве (1952 г.) в Тихом океане.

Б)
- за 350 лет до н. э. Аристотель в своих трудах упоминает об этом металле. Алхимики часто называли этот металл меркурием. Этот металл хорошо растворят другие металлы, образуя амальгамы. Пары металла ядовиты. Находится внутри градусника. (Ртуть)
- Весьма распространенный неметалл. Входит в состав белков. Незаменимый элемент в производстве резины. Используется в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями виноградной лозы. Горит сине-голубым пламенем. (Сера)

В)
- Тот элемент в печной трубе находим в виде сажи, и в простом карандаше его встречаем даже. (Углерод)
- Горит лиловым в кислороде, свободным нет его в природе. Но соль находит применение как для растений удобренье. (Калий), и т.д.
Проведение блиц – турниров можно проводить как в письменной, так и в устной формах. Такие задания способствуют усвоению определенных химических величин, понятий, законов, запоминанию имен ученых, названий и назначений приборов.

Подводя итоги, следует отметить, что рассмотренные формы работы со студентами в ГОУ СПО «Электростальский колледж» на уроках химии:
• блиц – турниры;
• межпредметные связи (с литературой, историей, культорологией, этикой и эстетикой в профессиональной деятельности);
• срс (самостоятельная работа студентов);
• исследовательский домашний эксперимент;
• учебные игры
стимулируют мыслительную деятельность студентов; вооружают студентов знаниями и умениями и навыками; воспитывают мировоззрение, нравственные, эстетические качества; развивают их познавательные силы, такие личностные образования как активность и познавательный интерес; выявляют и реализовывают потенциальные возможности; приобщают к поисковой и творческой деятельности.
Всё это необходимо для того, чтобы студенты с радостью шли на занятия, проявляли интерес к дисциплине, и это является залогом успешного течения учебного процесса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Газман О.С., Харитонова В.Е. В школу с игрой. М.: Просвещение, 1991;

2. Химия. 10 класс: Настольная книга учителя / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. - М.: Дрофа, 2004.

4. Ширшина Н.В. Химия для гуманитариев. 10,11 классы: элективный курс- Волгоград: Учитель, 2007.

5. Бордовская Н.В. , Даринская Л.А., Костромина С.Н. Современные образовательные технологии. М.: Кнорус, 2011.
6. Леенсон И. Занимательная химия. М.: Росмэн,1999.

7. Смолкин А.М. Активные методы обучения. М.: Просвещение, 1991.

8. Учителю химии о внеклассной работе / Сост.А.Х. Гусакова, А.А. Лазаренко. М.: Просвещение, 1998.

9. Кузнецова Н., Васильева П. Обучение химии. С.-Пб.: КАРО, 2003.
10.Чернобельская Г.М: Теория и методика обучения химии. М.: Дрофа, 2010.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены