РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Система заданий по Дане Толлингеровой как способ формирования универсальных учебных действий на уроках биологии

Кассихина Татьяна Александровна,
учитель биологии
МКОУ ООШ д. Городище Немского района Кировской области

Переход общего образования на новые стандарты поставил перед учителями новые задачи, а именно развитие учащихся в общекультурной, познавательной и личностной сфере. При этом результатом обучения должна стать сформированность у учащихся различных компетентностей и в первую очередь «умения учиться».

Реализация задачи трехстороннего развития невозможна без формирования у учащихся универсальных учебных действий, которые должны формироваться средствами всех учебных предметов на основе системно - деятельностного подхода, разработанного коллективом авторов под руководством А.Г. Асмолова.

Результаты последних международных исследований TIMSS и PISA свидетельствуют о высоком уровне предметных знаний наших школьников и недостаточном уровне общеучебных.

Среди множества учебных умений особое значение имеют умение проводить анализ и синтез, осуществлять сравнение, обобщать изученное и классифицировать объекты. Все эти умения необходимы для формирования знаний не только по биологии, но и по другим предметам.

Проводимые мной в течение нескольких лет контрольно- методические срезы на сформированность учебно-логических умений по биологии, разработанные на основе методики, предложенной Т.В. Шишкиной, зам. директора по УВР и Е.А. Алисовой, учителем биологии МБОУ "СОШ № 20", г. Астрахань, показали, что наибольшее затруднение учащиеся испытывают в заданиях именно на эти умения и особенно на умение делать вывод. Поэтому формирование универсальных учебных действий - объективная необходимость.

Программа формирования универсальных учебных действий предполагает объединение усилий всех учителей-предметников в выработке у учащихся потребности учиться и формировании необходимых для этого умений.

Однако, исследования ученых показывают, что далеко не все педагоги знают, как развивать универсальные учебные умения, при этом не все считают необходимым заниматься их формированием.

Существуют различные пути управления человеком, которые влияют на овладение им различными умениями. Система заданий позволяет учителю предвидеть предполагаемый результат.  Разнообразие учебных заданий вызывает активные учебные действия, которыми учитель на уроке может планомерно управлять, чтобы учащиеся воспроизводили, сопоставляли, устанавливали взаимозависимости, делали обобщения и выводы. Поэтому первостепенной задачей для учителя является умение конструировать учебные задания в соответствии с педагогическими целями и учебным материалом.

Учитель должен самостоятельно определить, на какие именно УУД на данном уроке ему следует обратить внимание. Чтобы задания не были при этом интуитивными, зависящими от опыта и дидактической грамотности учителя, можно использовать таксономию Даны Толлингеровой, профессора педагогики и психологии из Чехословакии, для составления системы заданий.

Согласно таксономии по Д.Толлингеровой все учебные задачи подразделены на пять классификационных групп согласно когнитивным характеристикам.

Таксономия учебных задач по Д.Толлингеровой.

1. Задачи, требующие мнемонического воспроизведения данных:

1.1. на узнавание;

1.2. на воспроизведение отдельных фактов, чисел, понятий;

1.3. на воспроизведение дефиниций, норм, правил;

1.4. на воспроизведение больших текстов, блоков, стихов, таблиц.

2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными:

2.1. на выявление фактов (измерение, взвешивание, простые исчисления);

2.2. на перечисление и описание фактов (исчисление, перечень);

2.3. на перечисление и описание процессов и способов действий;

2.4. на разбор и структуру (анализ и синтез);

2.5. на сопоставление и различение (сравнение и разделение);

2.6. на распределение, упорядочивание (категоризация и классификация);

2.7. на выявление, определение взаимоотношений между фактами (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, полезность, инструмент, способ и т.п.);

2.8. на абстракцию, конкретизацию и обобщение;

2.9. на решение несложных примеров (манипуляции с неизвестными величинами и поиск по правилу, формуле).

3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными:

3.1. на трансформацию, перенос (трансляция, трансформация);

3.2. на интерпретацию (разъяснение смысла, значения, обоснования);

3.3. на индукцию;

3.4. на дедукцию;        

3.5. на доказывание (аргументацию) и проверку (верификацию);

3.6. на оценку.

4. Задачи, требующие сообщение знаний и сочинение:

4.1. на сочинение/ разработку обзоров, конспектов, содержания, резюме;

4.2. на разработку отчетов, трактатов, докладов;

4.3. на самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты.

5. Задачи, требующие творческого мышления:

5.1. на практическое приложение;

5.2. на решение проблемных задач и ситуаций;

5.3. на постановку вопросов и формулировка задач или заданий;

5.4. на эвристический поиск/ обнаружение на базе наблюдения и конкретных эмпирических данных;

5.5. на эвристический поиск на базе логического мышления (на рациональной основе).

В 2014-2016 годах группа учителей нашей школы участвовала в работе экспериментальной площадки «Воспитание личности обучающегося, воспитанника в урочной и внеурочной деятельности» под руководством Е.А.Белорыбкиной доцента, кандидата педагогических наук, заведующей Центром духовно-гражданского образования   ИРО Кировской области. В рамках работы в площадке таблицы Д.Толлингеровой были нами дополнены универсальными учебными действиями, которые формируются заданиями определенного типа и сейчас выглядят таким образом.

1. Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных

Пользуясь этими таблицами можно разрабатывать систему заданий как для одного конкретного урока, так и для всей темы на формирование и совершенствование определенных видов универсальных учебных действий. Разрабатывая разные типы задач для учащихся, учитель не только создаёт условия для формирования и развития определенных способов действий, но и совершенствования процесса мышления. Система заданий, разработанная к одному уроку, позволяет варьировать типами заданий на формирование различных групп УУД в зависимости от класса. Система заданий к целой теме дает учителю возможность работать в процессе изучения темы над разными видами УУД. Например, система заданий к уроку «Экологические факторы» по биологии 5 класса.

Система заданий для формирования УУД по теме «Экологические факторы среды» Биология 5 класс/

1. Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных

2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными

3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными

4. Задачи, требующие сообщения данных

5. Задачи, требующие творческого мышления


Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт // www.standart.edu.ru
  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.В. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с. — (Стандарты второго поколения).
  3. Таксономия задач [электронный ресурс]/ URL: http://www.intel.ru/
  4. Смирнова В. А. Использование таксономии целей и задач для разработки кодификатора познавательных универсальных учебных действий // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 572-576.
  5. Толлингерова, Д. Психология проектирования умственного развития детей [текст] / Д. Толлингерова, Д. Голоушова, Г. Канторкова. — Москва — Прага: Роспедагенство, 1994. — 48 с.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены