РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Возможности организации проектной и исследовательской работы младших школьников по краеведческому направлению

Краеведение как отрасль знания, как направление педагогической деятельности, как принцип воспитания несет в себе уникальную возможность комплексного формирования личности, через преемственность разнонаправленного исторического опыта поколений, опыта проживания человека в определенной местности.

Главными в краеведческой работе со школьниками являются педагогический аспект (его дидактическая (образовательная) сторона, предусматривающая овладение детьми современными методами краеведческих исследований) и воспитательный.

Главный смысл исследования в сфере образования - то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

В деле организации краеведческого исследования большая роль сохраняется за педагогом. Использовать всю палитру возможностей краеведения удается только при глубоком взаимодействии педагога и ребенка. Проведение простейшего краеведческого исследования требует не только усилия юного исследователя, но и серьезного педагогического руководства.

Однако педагог, организующий краеведческую деятельность школьников, должен помочь им избежать ошибок, подстерегающих юных краеведов в ходе исследования и написания работы по результатам исследования. Прежде всего, ребенка необходимо научить методологически правильно проводить исследование объекта изучения (то есть, вести, например, полевые работы), научить проводить элементарный библиографический поиск опубликованных материалов на избранную тему, продуктивно знакомиться с соответствующей исследовательской литературой; изучать опубликованные материалы (периодику, документы, справочники, монографии и др.), работать в архивах и музеях. В конце концов, правильно составлять отчет (справку, доклад) о проделанной работе, уметь написать тезисы своего доклада, подготовить свое исследование для печати.

Необходимо помочь юному краеведу с выбором темы, формы и методов исследования так, чтобы выбор соответствовал возрасту школьника, уровню его знаний. Опасно как занизить, так и завысить уровень сложности исследования, обусловленный избранной темой. Необходимо стремиться строить исследование юного краеведа в его "зоне ближайшего развития", когда ребенок способен освоить новое с помощью взрослого. Кроме этого, тема краеведческой работы должна быть избрана с учетом возрастной психологии школьника, соответствовать его интересам, то есть должна быть не просто занимательна, но и способствовать развитию личности.

Важным аспектом в подготовке и участии в научно-практических конференциях является умение школьника представить свое краеведческое исследование, рассказать о нем. Для этого необходимо научить его правильно изготовить наглядные пособия и правильно использовать их во время выступления. Необходимо готовить ребенка к устному изложению материала на аудитории, научить вступать в диалог, вести полемику, отвечать на вопросы. В конце концов, ребенок должен уметь анализировать свои ошибки, уметь дать оценку работам других выступающих, уметь сравнивать свое исследование с исследованиями близкими по теме.

Рассмотрим более детально основные подходы к организации исследовательской деятельности школьного краеведения.

Формы реализации:

Исследовательская работа по краеведению может быть организована через различные формы организации деятельности учащихся:

1. Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана (истории, литературы, окружающего мира и т.д.). При этом реализуется проблемный подход к ведению урока - представление учителем различных точек зрения на заданную тему, организация дискуссии, в процессе которой происходит анализ учащимися представленных учителем первоисточников и высказываются различные мнения, которые затем формулируются в виде выводов. Можно организовать доклады учащихся, написание проблемно-реферативных работ. Самый "подходящий" предмет - окружающий мир. В образовательной программе для 4 - го класса мной предусмотрены темы: Полезные ископаемые РМ, Особенности местности Саранска, Красная книга РМ, Заповедники РМ и др. В 1-ом классе начинаем с малого: изучаем улицы своего микрорайона, мастерим макет своего двора, наблюдаем: кто прилетает к моей кормушке...

2. Элективные и специальные курсы на школьном уровне во внеурочной деятельности. В нашей школе ведутся такие курсы, как "Родной край", "Юный эколог".

3. Группы дополнительного образования краеведческой направленности с применением широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы по дополнительным образовательным программам. Фиксация результата как законченной исследовательской работы. В нашей школе есть туристический кружок.

4. Реализация походов и экспедиций как самостоятельных форм организации исследовательской деятельности.

5. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий традиционного характера. Постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетных творческих работ. Часто выезжаем на экскурсию в Ботанический сад, Музей народной игрушки в Подлесной Тавле.

6. В рамках деятельности актива школьного музея. В нашей школе организован Музей, посвящённый участникам Сталинградской битвы. Все учащиеся посещают Музей, приносят экспонаты, подбирают материал. Начиная с 4-го класса лучшие помощники работают в качестве экскурсоводов.

В прошлом, юбилейном, году мы участвовали во Всероссийской Акции Карта Памяти, организованной издательством Просвещение. Ребята собирали материал о памятниках и обелисках, расположенных в маленьких сёлах, все это было размещено на специальном сайте "Карта Памяти".

7. Индивидуальная исследовательская деятельность учащихся совместно с педагогом – консультантом. Это наиболее серьёзная, трудная форма работы.
Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы (научный доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением. Реже ее демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением. Чаще всего используем постер.

Этапы учебно-исследовательской работы:

  • I этап. Выбор и формулировка темы.
  • II этап. Знакомство со всей опубликованной литературой по данной проблеме и составление библиографии.
  • III этап. Составление плана.
  • IV этап. Изучение литературы, написание конспектов, тезисов и аннотаций на прочитанное, проведение анкетирования, интервью, накопление собственных выводов, обобщений, продумывание доказательств.
  • V этап. Оформление результатов работы.
  • VI этап. Презентация результатов проделанной работы на научной конференции.

Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы. Практика показывает, что тема связана с тем, что наиболее интересно ученику, или с тем, что у него есть подходящий материал для исследования. Иногда тема выбирается по совету учителей или родителей.

Давайте рассмотрим на примере (из опыта работы):

Большую работу мы представили в прошлом году на городскую конференцию. Ученица 3 класса Александра, представила работу "Тайны земли мордовской", в которой рассказала об увлечении своей семьи. С помощью металлодетектора они исследуют заброшенные деревни. Затем пробуют изучить найденные интересные предметы: солдатский медальон, остатки могильной плиты... Записывают истории когда - то больших сёл, выясняют происхождение их названий.

Много интересных работ было в прошлом году, посвященных Дню Победы.

Изучение родного края открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия.

Местный материал очень важен при установлении связи исторического прошлого с современностью, он помогает понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге выработать активную, жизненную позицию, зрелое мировоззрение.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены