РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Изучение истории родного края как средство патриотического воспитания обучающихся

Для России в настоящее время главной задачей является воспитание российского духовного характера, основными чертами которого являются любовь к Отечеству, понимание и ответственное исполнение гражданских обязанностей, национальное самосознание, стремление к справедливости, вера, совесть и честь. В связи с этим представляется актуальным обращение к изучению роли краеведения в патриотическом воспитании обучающихся.

Будущее России как цивилизованного общества зависит от уровня духовности и нравственности его граждан. В связи с этим значимость уроков истории возрастает, так как они способствуют решению этой актуальной на сегодняшний день проблемы. Именно уроки истории становятся одним из важных путей духовного и нравственного возрождения человека, ведь они позволяют с детских лет прививать интерес к изучению своей малой родины.

Рост культуры общества возможен тогда, когда с юных лет прививается любовь к родному краю, заинтересованность в изучении его истории, культуры и традиций. Краеведение становится в этих условиях необходимостью, а участие школьников в краеведческой деятельности приводит к тому, что у них повышается уровень самосознания, воспитывается уважение к культуре и истории родного края. В процессе этой увлекательной и общественнополезной деятельности для школьников создаются возможности для самореализации.

Краеведение является ведущим направлением для патриотического воспитания. Знание исторического прошлого своей Родины всегда считалось обязательным для всех её граждан. Начинается же познание отечественной истории с изучения истории того места, где родился и вырос – с изучения истории родного края. Для понимания большого важно начать понимать малое. Следовательно, осмысление прошлого и настоящего, прогнозирование будущего Родины начинается с изучения краеведения.

Вопросы патриотического и гражданского воспитания рассматривались в педагогике на протяжении всей истории человечества, начиная с античности и заканчивая современными исследованиями учёных.

Патриотическое воспитание – это процесс формирования политически сознательного гражданина, любящего и гордящегося своей Родиной, землёй, где он родился и вырос, знающего и уважающего историю как всей страны, так и малой родины.

Патриотизм – это совокупность духовных, нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к своему Отечеству и своей Родине, готовность всячески ей служить, защищать ее и жертвовать собой во благо ее, стремлении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа.

Содержание понятия патриотизм включает в себя:

  • чувство привязанности к своей малой родине;
  • уважительное отношение к родному языку;
  • стремление защищать интересы Родины;
  • верность Родине;
  • проявление гражданских чувств;
  • гордость за историческое прошлое народа;
  • уважение символов государства;
  • уважительное отношение к обычаям и традициям своего народа;
  • гуманизм и милосердие;
  • общечеловеческие ценности.

Краеведение — это совокупность всех знаний о русском народе, его быте и труде, национальном характере, психологии, мировоззрении, культуре, а также о семье, предках, родине и всём, что с ней связано. Изучение роли и значения для местной истории ряда известных в регионе личностей способствуют воспитанию патриотизма у учащихся, ведь они узнают о героях-земляках, о тех, кто проживал рядом с их предками, кто ходил по тем же дорогам и тропинкам, кто внёс в развитие региона свой вклад, который чтят потомки.

Краеведение способствует развитию культуры межэтнических отношений, воспитанию толерантности и уважения к истории, традициям, обычаям и ритуалам, культуре и языкам народов, проживающих в пределах и за пределами территориальных единиц страны.

Благодаря историческому краеведению решаются важные задачи: сохранение наследия родного края, побуждение к более глубокому изучению культурных традиций родного края, стимулирование поисковой деятельности краеведов, появление интереса к истории, искусству, литературе, стремление к повышению своего культурного уровня.  

Сегодня очень важно изучать историю малой родины. Малая родинна – это не просто географическое место на карте. Это нечто общее, которое способно сплотить людей разных национальностей в единое целое, сделать их настоящими патриотами не только региона, но и всей Родины. Сами по себе ни любовь к Родине, ни ответственность за судьбу родного края возникнуть не могут. Они воспитываются годами. В этом велика роль краеведения, которое благодаря совместному изучению прошлого, сбору и обработке краеведческих материалов способно объединить население края.

Краеведческий материал является неотъемлемой частью концепции исторического развития. Родоначальник русского космизма Николай Фёдорович Фёдоров в конце XIX века заметил, что в мире нет такого места, которое прями или косвенно не принимало бы участие в истории, но, к сожалению, есть такие места, которые просто не знают о том, что являлись участниками общей народной или всеобщей человеческой истории. Такие места лишены собственной местной истории.

Изучение краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности способствуют реализации важнейшей цели исторического образования – формированию гражданско-патриотической позиции подрастающего поколения, при этом решаются задачи от общегосударственного масштаба до задач отдельного региона.

Сегодня основой гражданского патриотизма является историческая память, которая состоит из воспоминаний не только ярких эпизодов истории, но и обыденной, повседневной жизни предков. Изучение истории немыслима без информации о историческом прошлом родного края, без воспоминаний очевидцев событий прошлого. Без всего этого невозможно ни полноценное изучение истории Родины, ни воспитание патриотических чувств в подрастающем поколении, ни передача традиций и обычаев от поколения к поколению.

Интерес к истории небольших населённых пунктов в современных условиях достаточно актуален, так как поселенческая инфраструктура в последние десятилетия подверглась разрушению. Изучение на уроках истории свидетельств о недавнем прошлом родного края стало насущной потребностью, ведь благодаря им возможно преодоление исторического беспамятства.

Таким образом, благодаря изучению краеведческого материала учителя истории воспитывают любовь и уважение к малой родине, способствуют преодолению ксенофобии и ведут пропаганду толерантного мировосприятия, и этим формируют гражданско-патриотические качества обучающихся.

Организационные формы обучения являются важными элементами системы школьного краеведения.

На сегодняшний день выделяют три направления работы с краеведческим материалом:

  1. учебная деятельность (уроки, курсы по выбору);
  2. внеурочная деятельность (занятия в краеведческих кружках, группах);
  3. внешкольная деятельность (занятия в центрах туризма, домах детского творчества, центрах эстетического воспитания).

В своей деятельности учитель имеет возможность использовать довольно большое количество форм и методов организации работы учащихся с краеведческим материалом.

Самыми популярными являются четыре формы:

  1. изучение краеведческих материалов на уроках основного курса истории России;
  2. специальные учебные курсы;
  3. курсы по выбору;
  4. внеурочная деятельность.

Первая форма: изучение краеведческих материалов на уроках основного курса истории России.

Изучение регионального материала при этом используется как часть урока истории России или как самостоятельный урок истории, но в рамках изучения того периода, к которому относится краеведческий материал, т. е. в соответствии с содержанием программы для конкретного класса.

При этом педагогу важно помнить, что краеведческий материал на уроке не должен преобладать над историей России, так как учителю может не хватить времени на изучение основного программного материала, и совершенно недопустимо, чтобы истории родного края совсем не было уделено времени на уроке.

Включить в урок краеведческий материал можно, используя следующие приёмы:

  • подготовить вступительное слово к уроку или к части его;
  • конкретизировать краеведческим материалом какой-либо вопрос урока;
  • подготовить краеведческое уточнение или дополнение основного вопроса;
  • использовать краеведческий материал как основу для изучения всей темы или отдельного вопроса урока

Опытные учителя знают, что при использовании краеведческого материала необходимо предварительно определить его место и взаимосвязь с основным историческим материалом. Местный материал можно на любом этапе прохождения темы (в начале, в ходе или в конце её изучения) – это зависит от его содержания, от его значимости в истории как целой страны, так и региона, от цели, которая реализуется педагогом на уроке.

Как и основной материал краеведческий материал либо излагается педагогом, либо учащимся (группой учеников). Кем будет изложен материал не так важно. Но при этом важно, чтобы учитель организовал работу на уроке так, чтобы у обучающихся сформировалась система знаний о родном крае (об этапах его развития, об уникальном историческом развитии, о значении для развития страны), а не осталась в памяти разрозненная, обрывочная информация.

История страны и история родного края тесно взаимосвязаны, поэтому их изучение должно быть синхронизировано. Без истории Отечества не изучается история края, а история родного края всегда опирается на историю страны. Связь их устанавливается через события, которые имели общегосударственное значение, но при этом имели территориальную локализацию.

Выделяют следующие приёмы установления связи между историей страны и историей родного края:

  • Формирование целостных знаний истории России и родного края. Опытные педагоги для закрепления и систематизации знаний предлагают обучающимся практическую работу, в ходе которой учащиеся должны составить сложный план или таблицу, соединив в ней сведения, полученные в ходе изучения истории государства и родного края.
  • Соотнесение исторических событий России и региона с целю выявления общего, различного и уникального. Например, при изучении Второй мировой войны можно ученикам дать задание: выделить события, характерные для всей страны и для Сахалинской области.
  • Синхронизация исторических событий России, мира и родного края. При такой работе оптимальной будет работа по заполнению таблицы, состоящей из четырёх колонок: «Дата», «История России», «Мировая история», «История региона».
  • Анализ и сравнение политических, социальных и экономических условий в стране и родном крае.
  • Решение познавательных задач, условия которых содержат информацию как по истории страны, так и по истории родного края. Например, изучая историю Великой Отечественной войны, можно учащимся предложить задачу: «Определите, какой урон был нанесён стране в целом, а какой Дальнему Востоку».

Какой из приёмов установления связи между краеведческим материалом и российской историей выбрать решает педагог. Этот выбор зависит от темы, целей урока, опыта учителя и подготовленностью учеников.

Вторая форма: специальные учебные курсы.

Обучение на специальных учебных курсах организуются как в обычных общеобразовательных классах, так и в классах с углубленным изучением предметов. Также специальные краеведческие курсы реализуются в начальных классах в качестве пропедевтических для подготовки учащихся к изучению истории в основной школе. 

Третья форма: курсы по выбору.

 На таких курсах занимаются учащиеся, которые проявляют к истории родного края более глубокий интерес. Эти учащиеся подробно изучают исторические источники и стремятся к самостоятельной исследовательской работе, охотно ведут поисковую работу.

Они бывают общеисторическими с элементами краеведения и только краеведческими. На общеисторических факультативных и элективных курсах история родного края только конкретизирует историю страны. На краеведческих курсах учащиеся получают и систематизируют полученные знания по истории родного края.

Такие курсы призваны привить и развить интерес учащихся к родному краю, к его уникальной истории. Их цель углубить уже имеющиеся знания и развить исследовательские способности учащихся.

Для реализации данной цели работа с учащимися организуется так, чтобы каждый ученик смог поработать с источниковедческой базой: историческими документами, монографиями, археологическими, топонимическими и этнографическими материалами.

Во время реализации программ учащиеся приобретают навыки научного поиска, знакомятся с методами исторического исследования, вовлекаются в активную познавательную деятельность.

Временные границы изучаемого материала на курсах могут быть разнообразными: от конкретного исторического события до всей истории родного края. Методисты рекомендуют перед началом составления программы курса определиться со специализацией: этнография, археология, и т.п. Это важно для осознанного выбора курса обучающимися.

Работа курса включает в себя четыре этапа:

  • знакомство и вводная лекция учителя (учащиеся знакомятся с темой курса, учитель даёт рекомендации к оформлению материалов, которые учащиеся получат в ходе исследовательской деятельности, озвучиваются основные черты изучаемой эпохи и обучающимся выдаются примерные библиографические списки для ознакомления);
  • экскурсия (поход, встреча с интересными людьми);
  • семинар;
  • индивидуальные проекты.
  • ученическая конференция, на которой учащиеся выступают с отчётами о проведённых по выбранным темам исследованиях.

Нельзя забывать о том, что исследовательская работа должна проводится под постоянным руководством педагога. Это необходимо потому, что история родного края обычно мало исследована, и у обучающихся возникает очень много вопросов, ответы на которые лучше если даст педагог. Также роль педагога важна при оформлении итогов работы, т. к. собранные материалы должны быть написаны не только грамотно, но и научным языком.

Уникальность данных курсов состоит в том, что они сочетают в себе формы, приёмы и методы как внеклассной, так и урочной работы (экскурсии, проекты, семинары, конференции и т.д.). Изучая программный материал, ученики не только приобретают теоретический материал, но и учатся правильно писать собственный текст, проводить исследования, опросы, работать с источниками и научно-популярной литературой, учатся выступать перед аудиторией, развивается функциональная грамотность.

Четвёртая форма: внеурочная деятельность.

Занятия по содержанию и видам познавательной деятельности всегда согласуются с целями и задачами воспитательной работы школы. Занятия могут иметь разными по количественному составу участников: массовыми, групповыми и индивидуальными.

Все краеведческие мероприятия делятся на три группы:

  1. мероприятия, на которых участники получают информацию (экскурсии, беседы, классные часы, встречи со старожилами и интересными людьми);
  2. мероприятия, дополняющие и продолжающие учебную деятельность, начатую на уроке (познавательные игры, викторины, праздники, выставки работ).
  3. мероприятия, позволяющие продемонстрировать глубину и объём знаний, полученных на уроках, факультативных и элективных курсах (защита индивидуальных проектов, научно-исследовательская работа, поисковые экспедиции).

В воспитательном процессе школы важно использовать все три группы мероприятий, так как они, при сочетании всех форм, ученики получат полную картину истории родного края.

Школьное краеведение в последние десятилетия переживает период подъема, совершенствует свои формы и методы работы. Этот подъём вызван тем, что всё яснее осознаётся его роль в учебно-воспитательном процессе.

Любовь и уважение к Родине основывается на любви к своему дому, улице, населённому пункту, родному краю. Чтобы любить родной край нужно знать его историю.

Для образования важным направлением является историческое краеведение, так как его главная функция – воспитание гражданственности и патриотических чувств у подрастающего поколения. Историческое краеведение стало приоритетным направлением в работе образовательной организации, так как оно превратилось в неотъемлемую часть творческого развития свободной личности с активной гражданской позицией.

Благодаря работе школьных музеев, краеведческих курсов, кружков исторического краеведения осуществляется учебно-воспитательная деятельность школы, создаются благоприятные условия для развития форм и методов работы с учащимися, а также для самостоятельной поисковой и научно-исследовательской деятельности школьников.

Главной задачей учителя истории стало вовлечение школьников в процесс исторического познания своего родного края. Ведь краеведческая деятельность может является системообразующим компонентом воспитательной системы школы. Благодаря ей возможна организация разнообразной коллективной и индивидуальной творческой и исследовательской деятельности, которая способствует формированию у учащихся любви к малой родине, прививает гражданские качества и патриотизм.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Барабанова Н. А. Воспитание патриотизма, гражданственности и духовности молодого поколения средствами туризма и краеведения / Н. А. Барабанова // Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений: материалы II Международной научно-практической конференции, 22-23 мая 2014 года. [В 3 ч.]. Ч. 3. - Самара: СГАКИ, 2014. - C. 247-251.
  2. Калашникова Л. А. Школьное краеведение как педагогическая технология формирования основ социальной зрелости подростков [Текст]: [монография] / Л. А. Калашникова, Е. А. Костина; М-во образования и науки РФ, Новосибирский гос. пед. ун-т. - Новосибирск: ФГБОУ ВПО "НГПУ", 2015. - 94 с.
  3. Озеров А. Г. История и методика краеведения [Текст] / А. Г. Озеров. - Москва: Юный краевед, 2015. - 167 с.
  4. Преподавание краеведения в образовательном учреждении в контексте внедрения ФГОС: материалы Региональной научно-практической конференции, 18 апреля 2013 года. - Курган: Институт развития образования и социальных технологий, 2013. - 107 с.
  5. Сейненский А. Е. Школьное историческое краеведение [Текст]: пособие для педагогов / А. Е. Сейненский. - Москва: Пед. о-во России, 2014. - 191 с.

Интернет-источники:

  • https://www.elle.ru/moda/trendy/sakhalinskaya-oblast-i-moda/
  • https://russia.travel/journals/341767/
  • https://rus-him.ru/krym/sahalin-chto-posmotret-turistu.html
  • https://www.tripadvisor.ru/Attractions-g2324035-Activities-c47-t26-Sakhalin_Oblast_Far_Eastern_District.html
  • https://sakh.online/articles/5/2015-01-15/2014-god-v-sahalinskoy-oblasti-lyudi-sobytiya-rekordy-245248
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Тысячелетие_России

Приложение 1.

Викторина «История Сахалинской области в названиях»

Цели:

  • Содержательная: выявление уровня знаний учеников по теме: «История Сахалинской области в названиях», формирования обобщение знаний по данному разделу исторического краеведения.
  • Деятельностная: формирование патриотического сознания учащихся любви к малой Родине, расширение и углубление их знаний об истории своего Отечества; воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умение работать в группе, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умений обещать, систематизировать знания.

Задачи:

1. Способствовать развитию проектных умений:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение взаимодействовать в группе в решении общих задач;
  • навык монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • разделение ролей в группе и выполнения роли;
  • способность рефлексировать этапы работы со знанием.

2. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение.

3. Исследовать и сопоставлять исторические события, раскрывая причинно-следственные связи.

4. Способствовать развитию внимания, памяти, речи, логического мышления.

Оборудование и средства обучения: Презентация «Викторина. История Сахалинской области в названиях», раздаточный материал для команды (Физическая карта Сахалинской области; «Топонимический словарь Сахалинской области»), проектор, ПК для учителя, экран.

Сценарий Викторины.

1 этап. Организационный.

 Участники викторины делаться на группы при помощи жеребьевки. (Жеребьевка проводиться с помощью Карточек разного цвета в зависимости от количества участников викторины).

2 этап. Подготовительный этап.

Здравствуйте. Сегодня викторина проходит по теме: «История Сахалинской области в названиях», но для начала, чтобы разогреться, давайте вспомним как возникло названия нашего острова «Сахалин». (Ответ детей).

Возможный ответ: Название «Сахалин» происходит от маньчжурского названия реки Амур — «Сахалян-Улла», что в переводе означает «Скалы чёрной реки» — название это, напечатанное на карте, было ошибочно отнесено к Сахалину, и в дальнейших изданиях карт печаталось уже как название острова. (Команда, давшая наиболее полный ответ, получает право отвечать первой).

3 этап. Викторина.

1 тур. «Переводчики». (Работа со словарём, на выполнения задания команда получает 5 минут)

2 тур: «Имя на карте».

 3 тур: «Японские названия».

Командам предлагаются русские названия населенных пунктов, командам необходимо дать японское название этим географическим объектам.

Ответы:

  1. Сикука.
  2. Тайхе
  3. Торо
  4. Найоси
  5. Эсутору
  6. Китакодзава
  7. Тайохара

Итого: за каждый правильный ответ команда получает 2 балла. (14 баллов максимум)

4 тур: «Да» или «Нет».

1. Верно ли что один из островов Курильской гряды, имеет три мыса названные в честь былинных героев?

Ответ: да.

2. Правда ли что село Арги-Паги названо в честь двух французских исследователей Арги и Паги?

Ответ: нет. Оно названо по именам двух айнских рек, протекающих рядом.

3. Верно ли, что гора Архангельского названа в честь переселенца из Архангельска?

Ответ: нет. Она названа в честь академика Андрея Дмитриевича Архангельского.

4. Согласны ли вы с тем, что река Вервелей в переводе с нивхского означает «извилистая».

Ответ: да.

5. Верно ли, что гора Виссариона названа переселенцами в 1947г. в честь главы государства СССР Иосифа Виссарионовича Сталина?

Ответ: нет. В честь русского критика Виссариона Григорьевича Белинского.

6. Правда ли, что река Водопьяновка названа нивхами так, потому что вода в реке имеет привкус серы?

Ответ: нет. Река названа в честь летчика Героя Советского Союза Водопьянова, спасшего челюскинцев и проложившего воздушную трассу «Хабаровск-Александровск-на -Сахалине».

7. Согласны ли вы с тем, что река Волчанка названа так потому, что исследователи Сахалина подойдя к реке увидели дюжину волчат, пьющих воду?

Ответ: нет. Река названа в четь Владимира Ивановича Волкова, павшего смертью храбрых во время освобождения Сахалина от японских захватчиков.

8. Правда, что река Гильзовка в Смирныховском районе названа так за обилие найденных в ней стреляных гильз?

Ответ: да.

9. Правда, что гора Глинка на острове Кунашир названа в честь русского композитора Федора Ивановича Глинки?

Ответ: нет. Гора названа в честь русского почвоведа Константина Дмитриевича Глинки.

10. Согласны ли вы с тем, что река Золотая на острове Кунашир названа так, потому что в ее русле добывали золото?

Ответ: да.

11. Верно ли что озеро Холодное названо так, потому что в нем круглый год вода имеет температуры ниже 0 градусов по Цельсию?

Ответ: нет. Озеро названо так потому, что вода в нем +16 градусов, а это ниже, чем в находящемся рядом Горячем озере, где температура в 60-е годы 20 века была +56 градусов по Цельсию.

12. Правда ли что село Хомутово названо так, потому что жившие в нем ссыльнокаторжные изготавливали хомуты для лошадей, работающих на полях Сахалина?

Ответ: нет. Село названо по имени поселенца из вольных крестьян Хомутова, занимавшегося охотой.

13. Верно ли, что в Сахалинской области есть достопримечательность не только горы Три брата, но и Четыре брата?

Ответ: да. Три брата горы расположены у Александровска-Сахалинского, а Четыре брата около одного из островов Курильской гряды.

14. Согласны ли вы с тем, что гора Алисова названа так потому, что у одного из исследователей во время экспедиции родилась дочь Алиса?

 Ответ: нет. Гора названа в честь ученого-климатолога Бориса Павловича Алисова.

15. Верно ли что название поселка Ноглики в переводе означает «пахнущая(вонючая) река»?

Ответ: да.

16. Правда ли что в Тымовском районе Хановский хребет назван так, потому что в 16 веке хан Мун совершил переход через него и завоевал часть острова?

Ответ: нет. Хребет назван по фамилии надзирателя тюрьмы Ханова.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл (если ответила правильно «да» или «нет») и дополнительный балл если даст дополнительную информацию объясняющею ответ.

4 этап. Подведение итогов. Награждение победителей.

5 этап. Рефлексия.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены