РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Патриотическое воспитание младших школьников

Введение.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Роль педагога заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России.

Цель данной работы показать методы и приемы, используемые мною в воспитательной работе по формированию патриотического сознания младших школьников.

Задачи:
- обосновать задачи и принципы патриотического воспитания;
- выявить методы и приемы патриотического воспитания младших школьников;
- показать эффективные формы воспитания патриота в начальной школе.

Объект исследования – процесс патриотического воспитания школьников.

Предмет исследования – педагогические условия работы по патриотическому воспитанию младших школьников.

Гипотеза исследования: если подойти ответственно к работе по воспитанию патриотизма младших школьников, то процесс воспитания можно сделать более естественным, эффективным, что, в свою очередь, даст следующие результаты:

  • повышение интеллектуального уровня развития школьников;
  • обеспечение комплексного подхода к гармоническому развитию школьников;
  • повышение эффективности воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране

Педагогические основы патриотического воспитания.

Задачи и принципы патриотического воспитания.

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Российский патриотизм — это отношение граждан к своей Родине — Российской Федерации, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее. Это отношение к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, героическому историческому прошлому, народам, ее населяющим, их национальным достоинствам: культурам, традициям, соотечественникам.

Дружба народов Российской Федерации - это взаимоотношения наций, народностей, основанные на идеях гуманизма, демократии и добрососедства. Она представляет собой и процессы воплощения этих идей в сфере межнациональных отношений, находящих свое практическое выражение в форме совместных согласо-ванных созидательных действий, направленных на достижение единых целей.

Российский патриотизм не противопоставляет народы страны, а сплачивает их в рамках единой Федерации, укрепляет их связи с народами других зарубежных стран. В российском патриотизме общероссийское чувство гражданина сочетается с его чувством малой родины, родной республики, области или национального округа.

В российском патриотизме должны найти сочетание идеи народов России с общенациональной, общероссийской идеей, которая воспринимается гражданами многонациональной, многоконфессиональной страны как ценностный стержень, как смысл жизни, В российском патриотизме должно также сочетаться личное, присущее каждому гражданину (независимо от национальной и религиозной принадлежности) и общественное, связанное с развитием могущества страны, ее прогрессом, укреплением Федерации.

Для России, одной из крупнейших многонациональных и многоконфессио-нальных стран мира, важнейшая цель воспитания и образования — это формирование у своих граждан российского патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимости. Определенная государством общая цель — воспитание культуры межнационального общения — дифференцируется в системе реально выполнимых (семьей, учебными заведениями, учреждениями культуры, СМИ, общественными организациями) конкретных задач.

Обусловленные общей целью задачи призваны учитывать потребности развития многонационального, многоконфессионального общества и социальные идеалы, которые могли бы стать привлекательными для народов, составляющих федерацию.

Задачи воспитания вытекают не только из общей цели, определяемой сущнос-тью общественного строя многонационального государства, его идеологии и политики, но и из характера отношений народов, населяющих государство. Руко-водствуясь этим характерным для многонациональных государств исходным поло-жением, основываясь на анализе взаимоотношений народов России, учитывая их стремление к совместной жизни и укреплению общего федеративного Отечества, я вижу следующую систему задач патриотического воспитания подрастающего поколения, а именно, воспитания у него:

  • любви к Отечеству — Российской Федерации, и ее многонациональному народу; российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой родине (родной республике, области или национальному округу);
  • уважительного отношения ко всем народам Российской Федерации, к их исто-рии, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству; любви к родному языку, культуре и истории своего народа;
  • уважительного отношения к русскому народу и понимания его роли в становлении и развитии российской государственности;
  • уважения к русскому языку как важнейшему средству межнационального обще-ния и взаимосближения народов России, уважения к международным нормам прав человека и народов, что предполагает формирование правового сознания и правовой культуры;
  • глубокого уважения к Конституции и другим законам Российской Федерации; уважения к правам и свободам человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и отношения к религии;
  • глубокого уважения к общечеловеческим ценностям, общечеловеческой циви-лизации (мир, безопасность, свобода, возможность для каждого народа определять свою судьбу, торжество разума и гуманизма, обеспечение прав и свобод личности);
  • уважения к мировым языкам и языкам межнационального общения, сопровождение этой работы разъяснением безусловного права всех народов на свободное пользование родным языком;
  • уважения к национальному достоинству и чувствам людей, к их этническим взглядам и убеждениям;
  • непримиримого отношения ко всем формам проявления национализма, шови-низма, расизма; воспитание ненависти к геноциду, апартеиду, проповеди фашизма и иной расовой, национальной или религиозной исключительности;
  • веротерпимости и уважения религиозных чувств людей;

Мы, педагоги, руководствуясь принципами патриотического воспитания, призваны содействовать укреплению дружеских взаимоотношений народов России (на психологическом, межличностном уровнях) через воспитание у юных граждан чувств российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости.
Принципы патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагоги обеспечивают эффективное выполнение целей и задач воспитания, воплощают в педагогическую практику содержание образования и воспитания при обязательном условии общественного и государственного регулирования деятельности учреждений образования и культуры, общественных организаций, СМИ и семьи по патриотическому воспитанию. К принципам патриотического воспитания я отношу направленность воспитания на:

  • сохранение и развитие исторически сложившихся дружеских отношений наро-дов России, их сплочение в едином федеративном государстве;
  • содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Фе-дерации;
  • обеспечение равноправия народов и национальных меньшинств страны;
  • обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;
  • гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям;
  • формирование у каждого нового поколения национального самосознания, от-крытого для восприятия ценностей других народов;
  • предотвращение межнациональных конфликтов;
  • распространение объективной информации о совместной жизни и проблемах народов России, идей их духовного единства, межнационального мира, сотрудни-чества и взаимопомощи;
  • учет национально-культурных запросов разрозненно расселенных народов и национальных меньшинств страны по сохранению и развитию своей самобытности, традиций, языков, культуры, образования;
  • сохранение самобытной культуры, языков, традиций и среды обитания корен-ных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;
  • учет в воспитании этнополитической ситуации Северного Кавказа, его историко-культурной специфики, особого геополитического положения и последствий вооруженных конфликтов;
  • защиту прав беженцев и вынужденных переселенцев, учет их национально-культурных особенностей;

Патриотическое воспитание в начальной школе на занятиях в ГПД

Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Поколение современных детей формируется под влиянием меняющихся условий жизни, поэтому перед педагогами возникают все более новые и более сложные задачи обучения и воспитания.

Внеклассная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.

Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. Именно внеклассная работа (в нашем случае – в условиях ГПД) позволяет развивать познавательную активность младших школьников.

При реализации задач патриотического воспитания важны следующие принципы:

  • воспитание любви к родному дому, семье, своей малой родине, стране, уважение к защитникам Отечества;
  • воспитание чувства гордости за свой народ, за героическое прошлое своего народа;
  • воспитание чувства толерантности к людям других национальностей.

Патриотизм есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельной сопричастности с его природой, формирования у детей подлинной любви и уважения к Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

Мне, как педагогу, нужно быть внимательным в выборе учебно-воспитательных средств, применяемых при общении со школьниками для формирования у них взглядов и убеждений патриотической направленности.

Деятельность группы продленного дня я определяю основными задачами программы:

  • формирование интереса к различным видам деятельности в соответствии с индивидуальностью ребенка;
  • формирование нравственного и эмоционального компонента мировоззрения детей;
  • развитие познавательного интереса, самостоятельности;
  • осуществление эстетического, экологического, нравственно-патриотического, профессионально-ориентационного, физического воспитания младших школьников.

Реализуются эти задачи через основные формы работы:

  • практические занятия;
  • ролевые игры;
  • конкурсы;
  • праздники;
  • беседы;
  • викторины;
  • чтение научно-популярной литературы;
  • экскурсии.

Деятельность в моей группе продленного дня распределена по следующим целевым программам (в состав которых тесно вплетены принципы патриотического воспитания младших школьников):

- Здоровье. Образ жизни.
(«Что такое ложь?», «Каким я был? Есть? Буду?», «Дорогое слово», игра «Зарничка» (см.приложение 1), «Каким должен быть мир», «Что я должен помнить»).

- Учение.
(«Книжный мир», «Что такое Конституция», «Детское чтение. Сказки народов Севера», «Страна Справедливости», Презентация «Я – гражданин Росси», «Почему флаг нашей Родины - триколор?», «Символы моей страны», «Я в мире прав» (см.приложение 2), «Как создавался Герб РФ».)

- Художественная деятельность.
(«Космос», «Декоративно-прикладное искусство», «Мои друзья на других континентах», «Мое Отечество», «Ради жизни на Земле», «Русская матрешка», «Какими были наши деды?»).

Конкретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней.

Я верю, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, мои школьники, ставши взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России.

Но символами России являются не только белая березонька да могучий дуб. Для нашей страны характерными считается еще немало чудесных черт - от русских богатырей и красавиц до блюд национальной кухни и художественных промыслов.

Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции, скажем, такого искусства, как вологодское кружево или филимоновская игрушка. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России, можно и должно.
И если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.

С первого класса я формирую у детей такие важные понятия, как «Родина», «патриот», «подвиг», «воин-освободитель». Подвожу их к осознанию того, что патриотизм — это любовь к Родине, любовь активная, действенная, стремление своими силами укрепить ее могущество. По мере взросления ребенка, усложняется тематика мероприятий патриотической направленности.

Пробуждая у детей интерес к истории, подвигам, я составляю списки книг на военно-патриотическую тематику для чтения в ГПД. Используется чтение художественных произведений, посвященных юным героям. С огромным интересом будут читать ребята «Сказку о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» А. Гайдара.и др., к сожалению, забытые сейчас книги. На встречу с ребятами я приглашаю ветеранов войны. Они знакомят школьников с конкретными, яркими фактами героизма советских воинов, с героическими поступками детей — пионеров и школьников. Во время прогулок проводим военно – патриотические игры, очень детям интересные. Неотделимой частью патриотического воспитания я считаю тимуровскую работу - оказание постоянной помощи ветеранам войны. Ежегодно вместе со своими родителями, учителями, ветеранами мои ученики участвуют в возложении венков к могиле солдат. Малыши хорошо понимают: им оказана большая честь—готовить важное общешкольное дело и непосредственно участвовать в нем.

Я считаю целесообразным проводить циклы бесед, посвященных символике страны: создания Государственного герба, флага, текста и музыки гимна РФ .

Краеведческая работа как форма патриотического воспитания младших школьников в ГПД.

В толковом словаре В.И. Даля читаем: «Краеведение — это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности — природы, хозяйства, истории, быта людей — преимущественно местными школами».

«Краеведение — это прежде всего краелюбие», — напомнил на учредительной конференции Союза краеведов России избранный его председателем профессор С.О. Шмидт. Самый массовый вид науки», — говорил о краеведении академик Д.С. Лихачев. Без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование человека культуры.

И как не вспомнить здесь слова Виталия Закруткина:

«Любовь к Родине. Неизбывная любовь к месту, где ты впервые увидел солнце и склоненную над тобой голову матери, и услышал слова отца, и повторил их, познавая красоту родного языка! Чью душу не тревожила эта светлая, чистая, неподкупная любовь?»

Родина без нас обойтись может, мы же без нее — ничто. Эту великую истину, на которую обращал внимание В.А. Сухомлинский, должен понимать и чувствовать каждый ребенок.
Патриотическое воспитание, как и нравственное, невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм, которые уместны в военном училище и чужеродны в общеобразовательной школе. Для того чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сердце любовь. И зарождается она с восприятия, созерцания и ощущения самого близкого, самого родного, с любви к своей малой родине. На занятиях в ГПД я провожу читательские часы, встречи с работниками центральной районной детской библиотеки, на которых дети еще раз обращаются к творчеству любимых писателей и поэтов, воспевающих красоту родной природы, самобытность и неповторимый колорит людей, ее населяющих.
- Что такое Родина?
- Послушайте, что сказал об этом Константин Ушинский:
«Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и в ней все для нас родное; а матерью- потому, что вскормила нас она своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила своему языку; как мать, она защищает и бережет нас от всяких врагов. А когда мы уснем навеки, то она прикроет кости наши».
- Как вы понимаете слово РОДИНА?
- Что такое малая родина?
- Как еще называют родину?
- Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия — наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место — город , село или хутор — несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, Малая Родина.

Любовь, которую мы не только чувствуем, но и как бы слышим и в словах М. Шолохова, и в прозаическом стихотворении Федора Крюкова «Родимый край»: Родимый край... Как ласка матери, как нежный зов ее над колыбелью, теплом и радостью трепещет в сердце волшебный звук знакомых слов.

Чуть тает тихий свет зари, звенит сверчок под лавкой в уголке, из серебра узор чеканит в окошке месяц молодой... Укропом пахнет с огорода... Родимый край...
Кресты родных моих могил, и над левадой дым кизечный, и пятна белых куреней в зеленой раме рощ вербовых, зерно с буреющей соломой и журавель, застывший в думе, - волнует сердце мне сильней всех дивных стран за дальними морями, где красота природы и искусство создали мир очарований. Тебя люблю, родимый край.
Напев протяжный песен старины, тоска и удаль, красота разлуки и грусть безбрежная — щемят мне сердце сладкой болью печали, невыразимо близкой и родной.
Молчание мудрое седых курганов и в небе клекот сизого орла, в жемчужном мареве виденья зипунных рыцарей былых, поливших кровью молодецкой, усеявших казацкими костями простор зеленый и родной... Не ты ли это, Родимый край?

При изучении краеведения в группе продленного дня ребята могут выбрать себе занятие по душе по нескольким направлениям: географическое, художественное, историческое, литературное, экологическое. Выбор занятий помогает школьнику самореализоваться, проявить выдумку, смекалку, творчество, фантазию, проявить собственную индивидуальность.

Географическое краеведение изучает климатические особенности местности и их динамику, лесные и степные массивы, холмы, овраги, отдельные деревья, курганы, фрагменты ландшафта и морских акваторий, степные курганы, отдельные горы и барханы, почвы, животный мир, ручьи и родники. Объектом художественного краеведческого поиска могут стать скульптура, архитектура, художественные ремесла, устное народное творчество, музыкальный фольклор, резьба по дереву, искусство танца и т. п.

Так для воспитания патриотизма в работе я использую народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера.

Звучат произведения М.И.Глинки, П.И.Чайковского, колокольный перезвон, фрагменты духовной музыки, русские народные песни, стихи о России, о Ставропольском крае. Затем углубляется и расширяется работа по русской тематике. Занятия проводятся в занимательной игровой форме. В их содержание включается больше исторического материала. Обязательно учащиеся знакомятся с традициями, обрядами, преданиями своего народа (ведь каждая нация, богата своими национальными особенностями) рассказывается о древних русских городах, о своем родном селе. Проводятся различные праздники и экскурсии. Например, «Праздник русской матрешки» или «Русский лес».

На практических занятиях они увлеченно работают над созданием своего образа. Кто-то сделал старинную барыню из бумаги, кто-то нарисовал улицы родного села, и получилась коллективная композиция, которая надолго останется в детской памяти.

В работе необходимо использовать взаимодействие трех видов искусства — слова, живописи, музыки, где показывается, как одно и то же явление изображают разных дел мастера.
Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что: учащиеся с интересом будут изучать материал, связанный с народной культурой, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Повышается их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о народных традициях. Все это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества.

Мы с ребятами ходим на экскурсии, совершаем экологические прогулки, изучаем памятники культуры и искусства, проводим краеведческие викторины,, тематические беседы, конкурсы, олимпиады, пленэр (живописные этюды с натуры).

Не оставляем без внимания историю образования городов, поселков, отдельных зданий, выдающихся личностей нашего края. Для этого изучаем краеведческий материал, беседуем со старожилами, используем средства массовой информации.

Основными источниками краеведческой информации являются:

  • периодическая печать (газеты, журналы, альманахи);
  • художественная литература
  • архивные фонды;
  • фонды музеев;
  • всякого рода планы и карты;
  • материальные следы культуры (произведения скульптуры, живописи, архитектуры);
  • материалы статистики;
  • устные свидетельства старожилов.

Основные принципы краеведческой работы:

  • системный подход;
  • предельная достоверность фактов;
  • синхронность отдельных направлений поиска.

Качество и объем краеведческой работы, увлеченность детей и масштабы их деятельности во многом определяет личность учителя. В ходе подготовки мне приходится самой изучать периодику, читать научные тематические статьи, словом, учителю, чтобы проводить определенную работу с детьми, необходимо самому быть грамотным и осведомленным в данной области. Дети ведь сразу почувствуют казенный привкус в общении. Только после хорошей методической подготовки можно подойти к практической реализации своих замыслов, ибо одной интуиции в краеведческой работе недостаточно. Содержание, тематика и формы работы с детьми, глубина проработки отдельных задач, конечно же, зависят от возрастной группы.

Мне удалось наладить работу так, что с каждым годом, по мере взросления, у моих учеников повышается уровень мотивации к участию в мероприятиях патриотической направленности:

Заключение.

Таким образом, патриотическое воспитание младших школьников характеризуется появлением ряда новых форм, причем таких, которые предполагают включение учащихся в непосредственную военно-патриотическую деятельность: эстафеты «Зарничка», поиск материалов о подвигах родных и близких, героев-земляков, подготовка и проведение конкурсов, соревнований патриотической направленности, участие в военно-патриотических церемониалах. Важная предпосылка эффективности военно-патриотического воспитания младших школьников — своевременное приобщение их к традициям, культуре и направленность на подготовку патриотов.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Детский возраст, на мой взгляд, является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Учитывая весь комплекс перечисленных мероприятий, можно сделать вывод, что мною успешно реализуется задача формирования гражданского самосознания и чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста.

Литература.
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис-пресс, 2002.
2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – С. 23
3. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6 – С. 59.
4. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 №8 – С. 17.
5. Историческое краеведение / Под ред. Г-Н. Матюшина. — М.,1980.
6. Краеведение: Пособие для учителя / Под ред. А.В. Даринского. — М., 1987.
7. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика – 1998 - №5 – С. 52.
8. Кузнецов С.С. Геологические экскурсии. — Л., 1987.
9. Кукушин В.С. Литературное краеведение. — Ростов н / Д: ГинГо, 1997.
10. Лещинин Н.П. Литературный музей и школа. — М., 1976.
11. Милонов Н.А. Литературное краеведение. — М., 1985.
12. Проходчик А.Ф. Практикум по краеведению. — Минск, 1981.
13. Туристско-краеведческие кружки в школе /Под ред. В.В. Титова. М., 1988.
14. Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. — М., 1987

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены